Введение 3
Глава 1. 1 Анализ литературных источников по проблеме исследования
1.1 Возрастные особенности детей среднего школьного
возраста и их учёт в развитии выносливости 6
1.2 Средства и методы развития общей выносливости 11
1.3 Спортивный туризм как средство физического воспитания,
значение выносливости в туризме 18
1.4 Особенности организации тренировочного процесса в
туризме 23
Глава 2. Организация и методы исследования 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Методы исследования 33
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 37
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение
Здоровый образ жизни и связанные с ним исследования, как никогда остаются актуальными для современной жизни. Изучение и проверка эффективности разных систем и методик по развитию физических качеств остаётся всё ещё важным.
Занятия спортом и физической культурой необходимы для любого возраста. Человек не занимающийся физическими упражнениями становится слабым, не способным справляться с любыми нагрузками, а также регулярно подвержен заболеваниям.
Огромное значение занятия физической культурой и спортом необходимы для подростков, особенно в то время, когда их организм испытывает существенные перемены, для того чтобы в перспективе обучающийся был пропорционально сформирован и был в отличной форме
Детям надо давать двигаться, прививая попутно любовь к своей Родине, её природе, достопримечательностям. И одним из важных средств решения данной проблемы является спортивный туризм [23].
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития общей выносливости у обучающихся среднего школьного возраста занимающихся спортивным туризмом.
Актуальность темы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что общая выносливость считается важным физическим качеством, нацелена на эффективную спортивную деятельности и на её развитие обращают внимание многие специалисты. Развитие общей выносливости - это одни из показателей здоровья, средством развития которой являются многие спортивные дисциплины, в том числе и спортивный туризм [5].
К огорчению, в методической литературе современности недостаточно определённых советов, затрагивающих формирования общей выносливости непосредственно в спортивном туризме.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы стали причиной выбора темы нашего исследования: «Влияние спортивного туризма на уровень развития общей выносливости обучающихся среднего школьного возраста»
Цель исследования: повышение уровня развития общей выносливости по средствам спортивного туризма.
Объект исследования: тренировочный процесс с обучающимися среднего школьного возраста на развитие общей выносливости.
Предмет исследования: средства и методы спортивного туризма для развития общей выносливости школьников 12 - 14 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу и другие источники информации согласно проблеме исследования.
2. Выявить более результативные средства и методы с целью формирования общей выносливости на занятиях спортивным туризмом.
3. Обосновать эффективность разработанной методики, которая направлена на развитие общей выносливости у детей 12 - 14 лет при занятии спортивным туризмом.
Практическая значимость, представленной работы, заключается в применении данных для оценки уровня выносливости у обучающихся. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса, а также для обеспечения подходящих условий осуществления индивидуального планирования нагрузок на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 59 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений, списка используемой литературы, содержащего 30 источников. Текст ВКР снабжён таблицами и диаграммами.
Анализ литературных данных и результатов педагогического опыта даёт возможность сделать следующие выводы:
1. Анализ научно - методической литературы показал, что развитие общей выносливости в спортивном туризме является важным фактором для достижения высоких результатов обучающимися.
На основе проведённого анализа о методиках по формированию выносливости у детей среднего школьного возраста выявлено, что наиболее часто встречаются средства и методы развития общей выносливости для детей данного возраста.
Многими авторами затронута тема развития выносливости в различных видах спорта и в частности туризма.
Спортивный туризм оказывает существенное влияние на формирование организма ребенка, так как идёт верное его развитие при правильном подборе нагрузок.
2. Наиболее продуктивными средствами развития общей выносливости считаются упражнения, вызывающие наибольшую производительность сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
На уроках физической культуры и тренировочных занятиях по - спортивному туризму могут применяться упражнения для развития выносливости, которые были предложены в данном исследовании. Этот комплекс упражнений эффективен для воспитанников, что доказывается результатами по улучшению показателей.
Анализ данных тестов в ходе исследования по развитию общей выносливости у обучающихся 12 - 14 лет, позволяет резюмировать улучшение показателей у экспериментальной группы.
3. Метод математической статистики обосновал эффективность данной методики, направленной на развитие общей выносливости у детей 12 - 14 лет, при занятии спортивным туризмом. Эффективность доказана с помощью тестирования, которое показало положительную динамику и улучшение физического развития обучающихся среднего школьного возраста, а также установлено благоприятное влияние туризма на развитие общей выносливости.
Из выше сказанного следует, что выносливость является важным физическим качеством в любом виде спорта. Без воспитания выносливости обучающийся не сможет пройти на новую ступень своего развития, а также не добьется высоких результатов в избранном виде двигательной деятельности. Развитие выносливости - существенная доля учебного процесса, которую невозможно не учитывать при подготовке обучающихся к соревнованиям.
1. Айзман, Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. - Москва: Инфра- М, 2018. - 80 с.
2. Бахтина, И.Л. Организация детско - юношеского туризма в образовательных учреждениях: методическое пособие для педагогов / И.Л. Бахтина. - Екатеринбург: ООО «Периодика», 2019. - 144 с.
3. Билич, Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека: практическое пособие/ Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - Москва: Эксмо, 2016. - 320 с.
4. Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учебное пособие / М. Б. Биржаков. - Издательский дом Герда, 2014. - 37 с.
5. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки / Т. Бомпа, К. Буццичелли. - Москва: Спорт, 2016. - 384 с.
6. Важенин, А. А. Организация туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях: методические рекомендации /А.А. Важенин, Е.Д. Балахнина; под ред. Е.Д. Балахниной. - Тюмень, 2016. - 168 с.
7. Добрынин, И.М. Основы развития физических качеств: учеб. пособие / И.М. Добрынин, М.С. Бородулина. - Екатеринбург: УРФУ, 2012.
8. Дурович, А.П. Организация туризма: учебное пособие / А.П. Дурович. - Минск: Современная школа, 2012. - 321 с.
9. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - Москва, 2001. - 444с.
10. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для учреждений высшего образования / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2016. - 304 с.
11. Копылов Ю.А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях/ Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2014. - 393 с.
12. Коц, Я.М. Физиология спорта: учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - Москва: Физкультура и спорт, 2013. - 240 с.
13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2014. - 272 с.
14. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва: ТВТ Дивизион, 2016 - 290 с.
15. Матвеев, А.П. Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 5-7 классы / А.П. Матвеев. - Москва: Просвещение, 2017 - 151 с.
16. Министерство здравоохранения Свердловской области ГАУЗ СО «Свердловский областной центр медицинской профилактики». Основные итоги диспансеризации определенных групп взрослого населения Свердловской области в 2019 году. Аналитический отчет, 2019. - URL: http://minzdrav.midural.ru (дата обращения 22.03.2019)
17. Николаев, А. А. Развитие выносливости у спортсменов / А. А. Николаев, В. Г. Семенов. - Издательство «Спорт», 2016 - 8 с.
18. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г. Озолин. - Москва: ООО издательство «Астрель», 2014. - 263 с.
19. Петер, Я. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость / Я. Петер. - Мурманск: Издательство «Тулома», 2018. - 160 с.
20. Покровский, В.М. Физиология человека / В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько. - Издательство Медицина, 2014. - 656 с.
21. Пулео, Дж. Анатомия бега/ Дж. Пулео. П. Милрой. - Минск: «Попурри», 2011. - 200 с.
22. Семенов, Л.А. Технология проведения мониторинга кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях / Л.А. Семёнов. - Екатеринбург, 2007. - 52 с.
23. Смирнов, Д.В. Программа дополнительного образования детей. Спортивный туризм: туристское многоборье. Базовая, начальная и учебно-тренировочная туристско - спортивная подготовка / Д.В. Смирнов - М.: Советский спорт, 2015
24. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Москва: Спорт, 2018. - 624 с.
25. Стеблецов, Е. А. Спортивно - оздоровительный туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для вузов / Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 195 с.
26. Толстых, Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 406 с.
27. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков, Москва: Дом славянской книги, 2012. — 612 с.
28. Федотов, Ю.Н. Спортивно - оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - Москва: Советский спорт,2008. - 463 с.
29. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2019. - 494 с.
30. Шкенев, В. А. Спортивно - прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации. 8 - 9 классы / В. А. Шкенев. - Волгоград: «Учитель», 2016. - 317с.