Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №94898

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЛИЯНИИ ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Основные подходы к изучению агрессии и агрессивности в трудах
отечественных и зарубежных психологов. Агрессия как психологический феномен и педагогическая проблема 7
1.2. Типы детско-родительских отношений 13
1.3. Проявление агрессивности у подростков при разных типах
взаимодействия с родителями 17
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗЕЙ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С АГРЕССИВНОСТЬЮ
ПОДРОСТКОВ 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Методики исследования 22
2.3. Обработка и интерпретация результатов исследования 24
2.4. Рекомендации для родителей по преодолению агрессивности
подростков 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ЛИТЕРАТУРА 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Проблема агрессивности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в современной психологии. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает - «нападать», «нападения». К сожалению, современный ритм жизни и всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что раздраженные и озлобленные дети и подростки становятся нормой, а не исключением из правил.
Психологи называют агрессивным такое поведение, при котором наносится психологический или моральный вред другим людям.
Большую роль в формировании агрессии, как показывают некоторые исследования, играют детско-родительские отношения. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в процессе воспитания.
В настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые социально-экономические и политические изменения в обществе, труднее всего проходит адаптация у подростков, с их еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей.
Также в подростковом возрасте начинается половое созревание, что может стать причиной обострения разного рода патологических реакции, затрудняющих процесс формирования личности и вызывающих развитие различных психических заболеваний.
В Федеральном Законе №273 (редакция от 30.12.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации» прописаны принципы государственной политики в области образования, а именно: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье...» ст.2 п.1 , а так же акцентировано внимание на том, что родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования ст.52 п.5.
Поэтому одним из основных объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов и родителей является эмоциональное благополучие подрастающего поколения. Уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Поможет своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры. Измерение агрессивности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека.
Х.Гиннот отметил: «Ребенок понимает отношение к нему родителей и учителей по тому, как они разговаривают с ним. Слова взрослых влияют на самооценку ребенка и его чувство собственного достоинства. Речь взрослых в значительной степени определяет судьбу ребенка».
Проблема исследования - противоречие между постоянно растущим уровнем агрессивности подростков и слабой степенью изученности факторов, обусловливающих агрессивное поведение современных подростков.
Цель исследования: выявление и описание особенностей проявления агрессивности у подростков при разных типах родительского отношения.
Объект исследования - агрессивность подростка.
Предмет исследования - специфика агрессивности подростков при разных типах родительского отношения.
Задачи:
1) Произвести анализ подходов к проблеме агрессивности в зарубежной и отечественной психологии.
2) Проанализировать психологические исследования агрессивности (особенности и детерминанты) у современных подростков.
3) Провести теоретический анализ исследований типологии детско- родительских отношений в диаде «родитель - подросток».
4) Выявить и описать особенности проявления агрессивности у подростков при разных типах детско-родительского отношения.
5) Разработать рекомендации для родителей по преодолению агрессивности подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что при разных стилях семейного воспитания существуют различия в проявлении агрессии у подростков, а именно: высокий уровень агрессии более характерен для подростков при опекающем и попустительском стиле воспитания, а низкий уровень агрессии наблюдается при демократичном стиле воспитания.
Теоретико-методологическую основу исследований составили:
• учение о закономерностях и условиях развития психики ребенка (Л.О. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Д. Эльконин и др.);
• современные исследования в области психологии семьи, семейного общения и развития личности ребенка (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров и др.)
Психологические идеи выше указанных авторов утвердились в психологии, относительно агрессии и агрессивного поведения, а также концепций об агрессивном поведении и ее психологической структуре, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, влиянии детско-родительских отношений на проявление агрессивности подростков.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, методы математической обработки данных.
Для изучения этой темы и для решения заявленных задач было намечено провести диагностику агрессивности по следующим методикам:
1. Методика «Несуществующее животное» (автор М.3. Друкаревич).
2. Hand-тест Э.Вагнера
3. Опросник Басса-Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI).
4. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ).
Теоретическая новизна исследования. Выявлены сущность и специфические причины в зависимости агрессивности подростков от типов детско-родительских отношений.
Практическая значимость. Исследование особенностей проявления агрессивности у подростков при разных типах родительского отношения показало, что агрессивности подростков зависит от типов детско- родительских отношений. Полученные результаты можно использовать в практической деятельности педагогов и психологов с последующей профилактикой, коррекцией и консультацией при работе с подростками склонными к агрессии. Также результаты исследования можно использовать при решении проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.
Апробация проводилась на базе МКОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа» с. Новое Село (Красноуфимского района, Свердловская области). Результаты исследования изложены в Выпускной квалификационной работе.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав:
1) теоретические положения о влиянии детско - родительских отношений на формирование агрессивности подростков;
2) эмпирическое изучение связей детско-родительских отношений с агрессивностью подростков; заключение; списка литературы; приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами.
Проведённое исследование особенностей проявления агрессивности у подростков при разных типах родительского отношения показало, что на склонность подростков к агрессивности влияет стиль воспитания. Главными факторами воспитательного воздействия родителей, больше всего влияющими на формирование и развитие агрессивного поведения у подростков, являются: требовательность, строгость, контроль, низкая эмоциональная близость, отвержение, низкая степень тревоги за подростков, непоследовательность, конфронтация и неудовлетворенность взаимоотношениями с подростками.
Непременным условием агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют агрессивному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и агрессивности.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого­педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
На основании проведенных исследований можно сделать следующий вывод, что гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что проявление агрессивности у подростков обладает спецификой в зависимости от типа родительского отношения, подтвердилась.


1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс - СПб. : Речь, 2001. - 183 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Юрайт, 2018. - 199 с.
4. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ИОИ, 2016. - 336 с.
5. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. - М.: Когито-центр, 2008. - 181 с.
6. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: ИОИ, 2017. - 432 с.
7. Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. - М.: Прогресс, 1990 - 368 с.
10. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения /И.А. Фурманов. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 260 с.
11. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Питер, 2006. - 336 с.
12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2014.
13. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007.
14. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
15. Дерманова И.Б. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития.- СПб., 2002. С.124-126...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ