Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Социальное партнерство: сущность и особенности явления 12
1.2. Социальное партнерство в системе дополнительного художественного
образования 23
Глава 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МАОУ АГО «Центр дополнительного образования» 35
2.1. Педагогический опыт по выстраиванию партнерских отношений в сфере дополнительного художественного образования 35
2.2 Ход и результаты опытной работы по развитию социального партнерства в сфере дополнительного художественного образования 49
Заключение 72
Библиографический список 75
Приложение 1 82
Приложение 2 83
Приложение 3 86
Приложение 4 89
Приложение 5 92
Актуальность. В информационном мире культурно-образовательное пространство становится все более открытым, поэтому образовательная организация перестает быть единственным источником формирования необходимых жизненных навыков и социальных компетенций для человека XXI века. В связи с этим в образовательные процессы включаются и другие организации, и институты, которые также значимы с точки зрения формирования у людей будущего необходимых знаний, умений и навыков. В этом случае образовательная организация, если она стремится сохранить за собой функцию основного социального института, отвечающего за развитие следующих поколений должна все больше и больше превращаться в открытое пространство, позволяющее включать в образовательный процесс и другие, общественно значимые структуры, имеющие задачу обеспечить следующие поколения необходимыми компетенциями, выходящие за рамки традиционного образовательно-воспитательного процесса. Поэтому в современном образовании выделяются как самостоятельное направление деятельности взаимодействие с социальными партнерами.
Утвержденная в 2014 году Концепция о развитии дополнительного образования детей, ставит задачу по «организации всестороннего партнерства» [7] и знаменует собой новый этап в «развитии открытого вариативного образования для всей системы образования» [7]. Механизмом и основным ресурсом концепции развития дополнительного образования является социальное партнёрство.
Социальное партнёрство - это такая совместно распределённая деятельность социальных элементов-представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности [9].
Достижения социально значимых результатов труда педагога и труда его учеников, их самореализации и самоактуализации их художественного 3
творчества в полной мере труднодостижима, в рамках деятельности только одного образовательного учреждения. Для этого необходимо вовлечь в деятельность обучения и воспитания детей возможных социальных партнёров, представителей различных социальных групп.
Педагог, вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с социальными партнёрами, создаёт лучшие условия для адаптации, социализации и всестороннего развития личности учащегося, в том числе и в сфере дополнительного художественного образования.
На практике во многих учреждениях дополнительного образования не используется социальное партнёрство. Некоторая часть учреждений зачастую заключает договоры или соглашения с социальными партнерами формально, описывая права и обязанности участников социального партнёрства и не раскрывают порядок и особенности достижения поставленных целей и решения задач совместными усилиями. Такое социальное партнерство не создает условий для полноценного дополнительного художественного образования детей и подростков.
Таким образом, сложились следующие противоречия:
-между необходимостью использования ресурсов социальных партнеров в сфере дополнительного художественного образования детей и отсутствием научных трудов, в которых разъяснялись бы технологии социального взаимодействия с учетом специфики учреждений дополнительного художественного образования;
-между необходимостью использования социального партнерства в дополнительном художественном образовании детей и недостаточным использованием социального партнерства, как условия дополнительного художественного образования детей и подростков;
-между необходимостью использования социального партнерства в дополнительном художественном образовании детей и отсутствием методических разработок по взаимодействию с социальными партнерами у руководителей и педагогов учреждения дополнительного образования.
На основании выше изложенного была определена проблема: как осуществлять процесс дополнительного художественного образования детей и подростков на основе социального партнерства.
Таким образом, актуальной темой для исследования является «Развитие социального партнерства в сфере дополнительного художественного образования».
Данной проблеме посвящены многочисленные исследования современных отечественных и зарубежных научных работников в сфере дополнительного образования.
Анализ литературы и научных трудов показал, что:
- отдельные аспекты социального партнерства освещаются в работах отечественных ученых Е.В. Болуж, В.А. Бурляевой, Т.М. Глушанок, Т.П. Грибоедовой, С.Д. Гром, С.М. Захаровой и других ученых.Работы перечисленных и других авторов позволили изучить важные стороны проблемы социального партнерства как фактора качества общего образования и выявить перспективы её решения;
-важный вклад в разработку проблем формирования механизмов и технологий социального партнерства в образовании внесли М.В. Бывшева, Р.В. Голованов, В.А. Комолова, Е.Л. Никитина, В.Н. Понкратова, О.В. Романова, однако рассматриваемая тема не утратила своей актуальности, кроме того, вопросы социального партнёрства в сфере дополнительного художественного образования не раскрыты в научных исследованиях...
По результатам проведенного исследования были решены следующие задачи:
• проанализированы теоретические основы развития социального партнерства в сфере дополнительного художественного образования;
• проанализирована существующая практика социального партнерства в муниципальном автономном образовательном учреждении Артинского городского округа «Центр дополнительного образования» в сфере дополнительного художественного образования;
• разработаны мероприятия по развитию и совершенствованию социального партнерства в муниципальном автономном образовательном учреждении Артинского городского округа «Центр дополнительного образования» в сфере дополнительного художественного образования.
Исследование организации социального партнерства рассмотрено на базе МАОУ АГО «Центр дополнительного образования».
На первичном этапе опытной работы:
• проведена диагностика художественных способностей детей, обучающихся в объединениях художественно-эстетического цикла. Выявлен средний уровень развития способностей.
• проведено анкетирование детей, в ходе которого выявлена потребность детей в организации различных мероприятий при участии социальных партнеров: Красноуфимская ДШИ, отделение «Изобразительное искусство» (мастер-классы по живописи, графике, декоративно-прикладному искусству); Центральная библиотека п. Арти (выставки художественных работ, конкуры иллустраций к книгам и другие);ЦКД и НТ АГО (фестивали, конкурсы художественного мастерства); Артинский исторический музей (выставки, Ночь искусств);Красноуфимский краеведческий музей (экскурсии, выставки, конкурсы, мастер-классы в различных техниках и стилях);Центральная библиотека п. Арти (выставки художественных работ, конкуры иллустраций к книгам и другие).У детей отделения «Природа и художник» выявлена потребность в сотрудничестве с такими учреждениями, как:Объединение детских, подростковых и молодежных клубов п. Арти (объединение «Пеледыш» - турслеты, турпоходы) (пленэры на природе, в турпоходах, прогулках, турслетах);Артинская детско-юношеская спортивная школа имени Заслуженного тренера России Ю.В. Мельцова (пленэры на спортивном поле);Манчажский спортивно-оздоровительный центр (пленэры на спортивном поле);
- проведено анкетирование родителей и педагогов дополнительного образования, в ходе которого выявлена необходимость в развитии социального партнерства.
Таким образом, возникла необходимость в разработке маршрутов развития социального партнерства. Разработана и апробирована Программа развития социального партнерства, которая включает в себя 3 образовательных маршрута:
1 маршрут развития «Природа и художник» имеет цель - развитие эмоционально-ценностного отношения к миру природы через художественное творчество миру. Данный маршрут направлен преимущественно на удовлетворение потребности учащихся в проведении занятий в виде пленэров при содействии и участии социальных партнеров;
2 маршрут развития «Изобразительное искусство» имеет цель - развитие творческих способностей детей средствами изобразительного и декоративноприкладного искусства. Данный маршрут направлен преимущественно на удовлетворение потребности учащихся в проведении мастер-классов по рисованию и декоративно-прикладному искусству при содействии и участии социальных партнеров;
3 маршрут развития «Изобразительное искусство» имеет цель - развивать художественные способности видеть и открывать для себя новое в окружающем мире. Данный маршрут направлен преимущественно на удовлетворение потребности учащихся в проведении мастер-классов по живописи, графике в различных техниках и стилях при содействии и участии социальных партнеров.
Результаты вторичной (контрольной) диагностики после апробации программы развития социального партнерства показал, что уровень развития художественный способностей детей, обучающихся в объединениях художественно-эстетического цикла, после реализации представленной программы в форме маршрутов развития социального партнерства по каждому объединению, повысился до высокого уровня: в объединении
«Изобразительная деятельность» на 20% увеличилось количество детей с высоким уровнем художественных способностей%, не осталось детей с низким уровнем развития; в объединении «Изобразительное искусство» увеличилось количество детей с высоким уровнем художественных способностей на 5%, не осталось детей с низким уровнем развития; в объединении «Природа и художник» увеличилось количество детей с высоким уровнем художественных способностей на 17,5%. Этому способствовало большое количество проведенных мастер-классов специалистами Красноуфимского краеведческого музея, Красноуфимской ДШИ, пленэров, организованных совместно с Объединением детских, подростковых и молодежных клубов п. Арти (объединение «Пеледыш» - турслеты, турпоходы), а также другими социальными партнерами в рамках программ маршрутного развития.
Все это служит прямым подтверждением тому, что установление партнерских взаимоотношений с дошкольными образовательными учреждениями, школами, учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры, тесных контактов с родителями и семьями обучающихся, тщательное планирование процесса совместной деятельности, конкретизируемое перечнем мероприятий и сроками их проведения, способствует художественному образованию детей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. № 31.
2. Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
3. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497. - Режим доступа: http://www.garant.ru.
7. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: утверждена Правительством Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
8. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения / Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.- 96 c.
9. Болуж, Е.В., Валюшицкая, И.В., Фомина, Е.Ю. Общественно-активная
школа: опыт построения социального партнёрства / Е.В. Болуж, И.В. Валюшицкая, Е.Ю. Фомина. - Красноярск: КРМОО Центр
«Сотрудничество», 2001. - 108 с.
10. Бурляева, В.А. Развитие системы социального партнерства в России: социально-исторический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
11. Бывшева, М.В. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель события и содействия / М.В. Бывшева, А.Н. Шулика // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1. - С.41-45.
12. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб.для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2017. - 448 с.
13. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6. - С. 80-83.
14. Голованов, Р.В. Сущность социального партнерства в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей / Р.В.Голованов.- М.: МосгорСЮТур, 2005. - 43 с.
15. Грибоедова, Т.П. Особенности реализации социального партнерства в современном образовании. - М.: Академия, 2015...