ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 8
1.1. Конфликты в классном коллективе и причины их
возникновения 8
1.2. Система подготовки будущих педагогов к разрешению
конфликтов 16
1.3. Роль игрового моделирования в профессиональной подготовке
студентов к разрешению конфликтов 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ 40
2.1. Диагностика уровня готовности будущих педагогов к разрешению
конфликтов в классном коллективе 40
2.2. Организация деятельности по подготовке студентов УрГПУ к
разрешению конфликтов в классном коллективе 51
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 93
В настоящее время особенно остро стоит проблема обеспечения школьных образовательных учреждений профессиональными педагогическими кадрами, способными к эффективному решению воспитательно-образовательных задач. Сложность решения данной проблемы на современном этапе обусловлена многими социально - экономическими факторами.
Воспитательно-образовательная работа в школе базируется на ключевых позициях гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Качество школьного воспитания во многом определяется характером общения и взаимодействия взрослого с ребенком. Различные аспекты педагогических конфликтов рассматриваются в работах А.Я. Анцупова, А.С. Белкина, Н.В. Гришиной, В.И Журавлева, М.М. Рыбаковой, А.А. Рояк, А.И. Шипилова и других исследователей, однако, проблема подготовки педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе, требует дальнейшего исследования и нахождения новых способов формирования практической готовности.
У педагогов, организующих взаимодействие с детьми, должны быть сформированы профессионально значимые личностные качества, теоретические и практические знания, умения и навыки, мотивационно - ценностные отношения, определяющие профессиональную готовность к взаимодействию, основанному на индивидуальном подходе к ребенку.
Практика показывает, что, с одной стороны, повышаются требования к педагогу, работающему с ребенком, подчеркивая социальную значимость и востребованность его профессии, а, с другой стороны, - низкий уровень профессиональной готовности педагогов к взаимодействию с детьми. Следует отметить, что для профессионала в области образования особенно важным является практическое умение видеть, понимать, разрешать конфликты детей - это одна из важнейших характеристик профессионализма. Мы рассматриваем это умение как неотъемлемую составную часть конфликтологической подготовки педагога, включающую в себя возможности применения и выборе стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной педагогической ситуации.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена социальным заказом общества и потребностями рынка труда в сфере образования, а также противоречием между ориентацией современного профессионально-педагогического образования на предметно-содержательный результат подготовки будущего педагога.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью поиска научно -методологических подходов подготовки специалиста, готового к дальнейшей успешной профессиональной педагогической деятельности, а также расхождениями во взглядах, подходах и позициях относительного игрового моделирования, существующих в современной педагогической науке. С одной стороны, ряд исследователей трактуют игровое моделирование как процесс извлечения учебной информации, обеспечивающий усвоение знаний, другие - как процесс извлечения смысла бытия, третьи - как процесс приобщения к профессиональной культуре посредством проигрывания различных ситуаций.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью рассмотрения методических вопросов обучения студентов; выявления педагогических условий, способствующих эффективной подготовке студентов к дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.
В связи с этим изучение игрового моделирования получает особую научно-теоретическую значимость.
Педагог должен уметь не только обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности, а в необходимых случаях осуществлять ее. При реализации деятельности педагога происходит не процесс простого усвоения «предмета», а процесс овладения специальностью. Обучающийся (студент, будущий педагог) педагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения осуществляется подготовка к профессиональной деятельности. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация и профессионализация.
В настоящее время в специальной литературе представлено широкое многообразие игр: организационно-деятельностные; организационно - обучающие; деловые и учебно-деловые; ролевые; имитационные и др. Игры в процессе обучения могут помочь в создании принципиально новых педагогических систем, поскольку не только развивают способность к сотрудничеству и самоопределению, но и обеспечивают личностную самоорганизацию и способы заинтересованного осуществления
деятельности.
На основании анализа психолого-педагогической литературы, поиска средств преодоления названных нами противоречий была сформулирована проблема исследования: какова роль игрового моделирования в процессе подготовки будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе.
Учет актуальности рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования «Игровое моделирование как средство подготовки будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике комплекс условий реализации игрового моделирования как средства подготовки будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе.
Объект исследования - подготовка будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе.
Предмет исследования - подготовка будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе посредством игрового моделирования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что подготовка будущих педагогов к разрешению конфликтов посредством игрового моделирования, возможно при реализации следующих условий:
• сочетание теоретической и практической подготовки;
• использование деловых и ролевых игр в качестве основы реализации игровых моделей.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы уточнить сущность и описать специфику конфликтов в классном коллективе.
2. Изучить особенности подготовки будущих педагогов к разрешению конфликтов.
3. Раскрыть содержание понятия «игровое моделирование» и возможность применения в учебном процессе для подготовки будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе.
4. Организовать и провести опытно-поисковую работу.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные работы психологов и педагогов, посвященные общей теории моделирования (А. Н. Дахин, JI. М. Фридман, А.П. Панфилова и др.); теория игровой деятельности (JI. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.); теория и методика профессионально-педагогического образования (Г.Д. Бухарова, Г.Н. Жуков и др.); теория готовности к профессиональной деятельности (Г.Н. Жуков, В.А. Сластенин и др.).
В работе использован комплекс следующих методов исследования, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование) и эмпирические методы (тестирование, анкетирование, диагностические задания).
База исследования: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
Практическая значимость исследования состоит в том, что подготовка посредством игрового моделирования, качественно повышает уровень готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе, повышает профессиональный уровень педагогов в воспитательно-образовательном процессе; прошедшие опытно
экспериментальную проверку материалы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов школы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 71 наименования и 9 приложений. Содержит 9 таблиц, 8 рисунков. Объем выпускной квалификационной работы 120 страниц.
Готовность педагога к разрешению противоречий и конфликтов педагогического процесса - один из критериев его профессионального мастерства.
Однако, анализ практики показывает, что сегодня педагог часто не готов к предвидению конфликтной ситуации и разрешению конфликта. В педагогической деятельности конфликты расцениваются как нежелательное явление, многие боятся их и стремятся избегать, не умеют предвидеть конфликтную ситуацию, возникающую независимо от их педагогических намерений. Угроза возникновения конфликта существует всегда и у всех. Опасаясь конфликта в динамике социальной жизни, не стоит забывать, что конфликты разрешают назревшие противоречия и открывают возможности развития отношений, опыта участников и выхода их взаимоотношений на другой уровень.
Одной из проблем, обостряющих конфликты, является неготовность педагога строить свои отношения с учениками, неумение предупреждать конфликты и разрешать их конструктивным способом.
Изучение проблем формирования готовности педагога к разрешению конфликтов в классном коллективе наводит на мысль об эффективном использовании их в воспитательных целях. В данном исследовании:
• Рассмотрены теоретические, психологические, практические компоненты подготовки будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе, каждый из которых характеризуется совокупностью необходимых знаний, умений и навыков, личностных качеств и мотивационно - ценностных отношений, обеспечивающих успех профессиональной деятельности педагога.
• В исследовании разработаны и апробированы педагогические условия: теоретического курса конфликтологической программы семинаров - практикумов и игрового моделирования, способствующая формированию готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективе.
Мы проанализировали содержание подготовки педагога с позиции исследователей к разрешению конфликтов и выявили, что большинство исследователей определяют готовность как устойчивую характеристику личности, Сластенин В.А. В.Н.Дружинин, В.Н. Крутецкий рассматривает психологическую готовность как психологическое состояние. Г.М. Болтунова профессиональную готовность характеризует необходимым объёмом знаний в сочетании научно-теоретических, психологических и практических компонентов.
Анализ проблемы готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов к классном коллективе показал, что у педагогов кроме основного объема знаний, должны быть сформированы специальные знания по теории конфликтов педагогического процесса. Такие знания включают осознание понятия конфликта, особенности конфликтологии как научной дисциплины, ознакомление с генезисом представлений о конфликте, представления о конфликте как явлении социальной жизни (социокультурное значение конфликта, причины конфликтов, подходы к типологии и классификации конфликтов, конструктивные и деструктивные функции конфликтов), знание методов конфликтологии, динамики конфликта. Наиболее важны знания о стратегиях и тактиках, используемых в конфликтных ситуациях, знания о переговорах (как средство урегулирования конфликтов), особенности общения с «трудными детьми», знания эмоциональных переживаний детей во время столкновений и противоречий, знания возрастных особенностей протекания конфликтов. Педагогу необходимы интегрированные знания методологии, педагогики, психологии, социологии, физиологии.
В поиске педагогических условий подготовки мы проанализировали взгляды ученых на эту проблему. Нам близки взгляды И.Ф. Слепцовой, которая убеждает нас в необходимости начального этапа обучения педагогов разрешению конфликтов реализации конфликтологической программы
обучающих семинаров- практикумов. Н.В. Вишняковой о том, что лучшим способом решения проблемных ситуаций служит игра - групповое упражнение по выработке решений в условиях, имитирующих реальность. В игре сочетаются два признака обучения: принцип моделирования
профессиональной деятельности и принцип проблемного разрешениея. Принцип решения задач в деловой игре является поисковым, исследовательским.
Полученные данные позволили разработать методику формирующего этапа. Основными условиями выступали:
• разработка теоретического курса конфликтологической программы семинаров-практикумов, направленного на формирование теоретической, психологической и практической готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов к классном коллективе;
• выявление наиболее эффективных технологий деловой игры как формы игрового моделирования.
По окончании теоретического курса со студентами была проведена игра «Моделирование конфликтной ситуации и способов её разрешения». Программа включала 4 раунда игры.
Контрольный срез показал, что показатели готовности у будущих педагогов к разрешению конфликтов в классном коллективев педагогическом процессе изменилась следующим образом: в среднем теоретическая готовность выросла на 27%, психологическая готовность выросла на 30%, практическая готовность - 30%. В среднем уровень готовности студентов к разрешению конфликтных ситуаций по сравнению с началом опытнопоисковой работы поднялся на 28,5%.
В начале работы возникали трудности с эмоционально-волевым настроем студентов, их мотивацией и заинтересованностью в разрешении педагогических конфликтов. В ходе опытно-поисковой работы, в частности, в процессе игры сложились добрые, продуктивные отношения, общение и совместная работа по проблеме решения педагогических конфликтов принесли обеим сторонам положительные эмоции и обоюдное удовлетворение.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы, приведенных в сравнительной гистограмме, показал, что разработанные и реализованные нами педагогические условия дают положительные результаты. У студентов изменился выбор стратегии и тактики, разрешения конфликтных ситуаций. Гипотеза нашего исследования подтвердилась, задачи исследования решены. Перспективу дальнейшей работы мы видим в более углубленном изучении теории и практики формирования готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов к классном коллективе с помощью игрового моделирования.