ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Теоретические и методические основы организации проектной деятельности обучающихся 10
1.1 Проектная деятельность: история возникновения и развития 10
1.2 Современный подход к определению, сущности и типологии метода
проектов 14
1.3 Методическое осуществление организации проектной деятельности 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2 Особенности реализации проектной деятельности
обучающихся в особо охраняемых природных территориях
Свердловской области 26
2.1 Проектная деятельность обучающихся в особо охраняемых
природных территориях Свердловской области 26
2.2 Государственный зоологический охотничий заказник областного
значения «Богдановичский» им. А.А. Киселева 32
2.3 Методический паспорт экскурсии на ООПТ «Богдановичский» им.
А.А. Киселева 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ГЛАВА 3 Практика реализации проектной деятельности обучающихся в особо охраняемых природных территориях Свердловской области 49
3.1 Методические условия организации проектной деятельности с
обучающимися по созданию проектов 49
3.2 Учебно-методические материалы для организации проектной
деятельности обучающихся 56
3.3 Анализ результатов проектной деятельности обучающихся 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
Актуальность исследования. Период становления системы образования России на данный момент, конкретизирован в Концепции модернизации Российского образования, характеризуется обновлением, высококачественной переменой структуры, содержания, способов и средств изучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальной переменой ориентиров, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик обучающихся. [105]
В ФГОС общего образования проектная деятельность определяется как один из наиболее продуктивных способов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Разработка стереотипов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на различных ступенях обучения. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления обучающегося. [120]
В педагогической практике более разработаны вопросы о применении образовательного пространства федеральных ООПТ - заповедников и национальных парков, потому что экологическое просвещение населения - одна из наиглавнейших функций федеральных ООПТ. Впрочем, большой образовательный потенциал региональных ООПТ, в том числе заказников, значительно более многочисленных и доступных, остаётся реализованным только в малозначительной мере. Его возможно применить для отработки механизмов взаимодействия природы и общества в рамках концепции устойчивого развития. Метод проектов обладает огромным потенциалом для вовлечения в практическую работу обучающихся образовательных учреждений по технологии проектной деятельности. [113]
Изучение мирового опыта позволяет резюмировать обширное распространение метода проектов в системах образования разных стран. Первопричина в том, что в критериях информативного общества, в котором очень быстро становятся неактуальными познания о мире, нужно не столько транслировать обучающимся необходимую сумму тех или же других познаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь воспользоваться обретенными познаниями для решения новых познавательных и практических задач. Изменяются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, основной упор делается на практическом обучении, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений. Все эти формы обучения ориентированы на ознакомление обучающегося с социальными и профессиональными ролями так, чтобы научить преуспевать.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родился в 20-ые годы в США, он также привлёк внимание и российских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получили последующее становление. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах. [58]
Историографию метода проектов можно проследить в работах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса. История реализации метода проектов в России связана с именами отечественных педагогов Л.Э. Левина, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Б.В. Игнатьева, С.Т. Шацкого и др.
Есть ряд методических разработок, приуроченных к вопросу проектного обучения разным школьным дисциплинам - химии (В.Н. Давыдов, Ю.В. Железнякова), информатике (Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Т.С. Цыбикова), технологии (В.Е. Мельников, M.JI. Сердюк), иностранному языку (Э.В. Бурцева) и некоторым вузовским дисциплинам (В.Г. Веселова, М.У. Гаппоева и др.). В периодических изданиях есть публикации, посвященные использованию учебных проектов в школьной практике (С.В. Ананьев, В.В. Груздев, В.А. Жинжило, А.Н. Захлебный, JI.B. Левчук, В.М. Назаренко, Т.А. Новикова, Ю.Л. Хотунцев, И.Д. Чечель). Опубликованы рекомендации по проведению отдельных уроков, в том числе по биологии и экологии (М.Ю. Бухаркина, Н.С. Дежникова, О.Г. Роговая, Г.А. Русских, И.В. Цветкова) с использованием учебных проектов.
В целом в теории и практике образования осознается и применяется потенциал проектной работы для конфигурации содержания образования, становления личностных качеств, обучающихся и углубления предметных познаний и умений. Впрочем, при данном преподавании педагоги нередко отстают от очень быстро развивающейся практики проектирования, не успевают перестраивать собственную деятельность, т. е. формы, методы, приемы работы с обучающимися, в итоге проектная деятельность становится лишь некоторым дополнением к классическому учебному режиму. В случае если в классической образовательной практике основная функция педагога - передача информации (преподавание), то в работе над исследовательскими проектами данная функция отходит на второй план. В критериях такого обучения педагог для обучающегося - компаньон, у кого возможно обучаться проектному подходу к учению и жизни в целом. Это требует от педагога не только хорошей общей и предметной эрудиции, но и умения передавать эти сведения обучающимся, быть способным планировать и организовывать совместное проектирование и исследовательский поиск и, самое важное, уметь пробуждать в них к этому вкус и интерес. [120]
Другими словами, при переходе к проектированию педагоги не всякий раз готовы менять свою позицию в организации совместной деятельности с обучающимися от руководителя к участнику и организатору совместной деятельности. И причина этого, на наш взгляд, сводится не только в не разработанности методики проектирования именно, но и в недостаточном осознании педагогами специфик проектной деятельности.
Исходя из актуальности темы и выявленному противоречию существует проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя нуждаются в более детализированном объяснении особенностей проектной деятельности. Основная масса учителей-практиков использует только часть метода проектов, не имея необходимой информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности и, естественно, об особенностях её организации. В случае если педагог будет иметь всю нужную информацию о проектной деятельности, то он может чаще и эффективнее применить метод проектирования в собственной работе. Этим и вызван интерес к теме нашего исследования «Методические основы организации проектной деятельности обучающихся в особо охраняемых природных территориях Свердловской области»...
Рассмотрев проектную деятельность обучающихся, формируется ясное преставление, собственно, что эту методику необходимо включать в учебную деятельность. Она плодотворно влияет на личность, включает обучающегося в общественную работу, которая предусматривает выполнение системы последовательных действий, дает возможность выразить свое мнение, реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, помогает развить коммуникативные способности и внести свой вклад в продукт группой работы. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Поскольку программа обучения биологии включает знания из многих учебных дисциплин, то проектная деятельность наглядно реализует межпредметные связи, способствуя созданию теоретических связей в практической деятельности обучающихся по выполнению исследовательских проектов. Знания, приобретенные кадетами в ходе проектной деятельности, являются более прочными и максимально осознанными. Данная деятельность дает возможность обучающимся приобрести не только знания, но и умения и навыки, которые пригодятся в жизни, в выборе профессии.
Анализ работы по проектной деятельности показывает, что у обучающихся повышается уровень сформированности таких ключевых компетентностей как: постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата, поиск и обработка информации, письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе. Что является важными требованиями реализации ФГОС.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Проанализировав методическую литературу, основные понятия, идеи, подходы, связанные с организацией проектной деятельности позволило более точно представить, что такое проектная деятельность, историю ее возникновения и становления в России. В настоящее время проектная деятельность представлена на всех уровнях образования - от начального до высшего и нацелено на обучающихся разных возрастов. Метод проектов соответствует требованиям современного образования. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
2. Внедрение проектного обучения в образовательной организации имеет следующие особенности: подкреплено рядом нормативно—правовых документов федерального и регионального уровней; процесс внедрения предусматривает определенную этапность, позволяющую упорядочить и систематизировать этот сложный процесс; для внедрения проектной деятельности была реализована на практике экскурсия в ООПТ государственный зоологический охотничий заказник областного значения «Богдановичский» и разработан комплекс методических заданий по биологии и химии в рамках проектной деятельности.
3. На основе экспериментального обучения и анализа проделанной работы удалось доказать эффективность разработанных методических заданий.
Гипотеза: эффективность образовательного процесса по биологии и химии может быть повышена, если будут:
• определены методические основы организации проектной деятельности на ООПТ
• разработан и апробирован комплекс методических заданий по биологии и химии с учетом методических условий проектного обучения
Гипотеза нашла свое подтверждение.
Цель работы достигнута, то есть теоретически обосновали методические основы организации проектной деятельности обучающихся, разработали и апробировали комплекс методических заданий по биологии и химии на примере территории государственного зоологического охотничьего заказника областного значения «Богдановичский», поставленные задачи решены.
Таким образом, наше исследование имеет практическую значимость, так как материалы и выводы могут быть использованы в организации учебной и научно-просветительской работы в процессе биохимического образования обучающихся и методической подготовки студентов.
В заключении следует отметить, что самореализация обучающихся в творческой, проектной деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо не только создавать условия для творческой деятельности, но и умело направлять ее.
1. Абрамова Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. 511 с.
2. Авдеева, Л.В. Биохимия: Учебник / Л.В. Авдеева, Т.Л. Алейникова, Л.Е. Андрианова . - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. - 768 с.
3. Анциферова, А.В., Ранневесенняя экскурсия с шестиклассниками / А.В. Анциферова // Биология в школе: науч.-теорет. и метод. журнал. -2002. -№ 2. -с. 34-38.
4. Андреев В.И. Педагогика. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2007. 608 с.
5. Аршанский Е.Я. Обучение химии в разнопрофильных классах. - М.:Центрхимпрес, 2004.- 128 с
6. Бабаевская, Н. Г., «Увлекательное путешествие»: дидактическая игра по сказкам Г. Х. Андерсена / Н. Г. Бабаевская, Ю. В. Иваницкая, Н. В. Малиновская // Биология в школе: науч.-теорет. и метод. журнал. - 2007. - № 3. - С. 50 - 55.
7. Багоцкий, С.В., Ещё раз об «Экологическом образовании» / С.В. Багоцкий // Биология в школе: науч.-теорет. и метод. журнал. -2006. -№ 7.
8. Баишев, И.М. Биохимия. Тестовые вопросы: Учебное пособие / Д.М. Зубаиров, И.М. Баишев, Р.Ф. Байкеев; Под ред. Д.М. Зубаиров. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 960 с.
9. Безух, К.Е., Активизация деятельности учащихся при обучении биологии / К.Е. Безух // Биология в школе: науч.-теорет. и метод. журнал. - 2007. -№ 2. -с. 41-45.
10. Байбородова, Л.В., Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение. 2013г. 176 с.
11. Байбородов, Л.В. Обучение технологии в современной школе / Л.В. Байбородов. - М.: Владос, 2004. - 298 с.
12. Батракова А. А. Роль внеурочной деятельности в воспитании современных школьников / Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски: материалы восьмой всероссийской научно - практической конференции преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов; по ред. К. П. Матвеевой. ФГБОУ ВПО УрГПУ. - г. Екатеринбург, 2015 - 13-16.
13. Белянина, Л. А., Экскурсия - одна из форм развития творческих способностей личности / Л. А. Белянина, Н. Ю. Манькова // Биология в школе.
• 2008. - № 2. - С. 44 - 49.
14. Белянина, Л.А., Психолого-педагогические основы личностно ориентированной методики биологической экскурсии / Л.А. Белянина // Профильная школа. - 2008. - №3 (30). - С. 51-52.
15. Березов, Т.Т. Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б. Ф. Коровкин.
• М.: Медицина+, 2008. - 704 c...