ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 8
1.1. Теоретический анализ проблемы потребностно-мотивационной сферы
личности 8
1.2. Теоретический обзор психологических исследований развития мотивации
у студентов 18
1.3. Детерминанты и условия развития мотивации достижения в период
ранней взрослости 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Эмпирическое исследование доминирующих мотивов учебно-
профессиональной деятельности у студентов 34
2.3. Особенности мотивации достижения выпускников педагогического вуза. 40
2.4. Практические рекомендации по формированию мотивации достижения у
студентов педагогического вуза 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность изучения психологических особенностей мотивации достижения выпускников обусловлена проблемой исследования. Несмотря на имеющиеся работы посвященные мотивации достижения к педагогической деятельности, тема является актуальной с точки зрения изучения особенностей формирования профессиональных мотивов у выпускников.
Задача ВУЗа выпустить специалиста, проявляющего умение способно быстро и легко достигать цели любого уровня сложности, решать нестандартные творческие задачи. То есть в настоящее время рынок профессии сформировал запрос у образовательных учреждений на выпускников с высоким уровнем мотивации достижений.
С точки зрения социального аспекта - значение мотивации в жизни студентов обусловлено постановкой цели и успешностью ее достижения. Мотивация оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на потребности в реализации своих навыков, на заинтересованность человека в своей деятельности и его стремление к достижению каких-либо успехов.
Исследованиями мотивации занимались зарубежные авторы, такие как: Д. Аткинсон, Д. Макклеланд, Х. Хекхаузен, А. Маслоу, отечественные: А.К. Маркова, О.С. Виндекер, А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осина и др. Ими были выделены основные виды мотивации: мотивация достижений, и мотивация избегания неудач.
Центральной проблемой системы профессионального образования по- прежнему остается изучения профессионального становления личности выпускника. Для решения этой проблемы необходимо изучение уровня мотивации достижения у современных студентов, как условия профессионального становления.
Это позволит высшему образованию использовать потребности выпускников, в качестве ресурсов профессионализации.
Профессия педагога является социально важной и востребованной, но
вместе с тем, малооплачиваемой и трудозатратной, в связи с этим мотивы выпускников педагогического ВУЗа могут отличаться. Таким образом, результаты нашего исследования, являются актуальными для прикладной науки. Понимание особенности мотивации выпускников педагогического ВУЗа, позволит повысить качество образования, понять мотивы вступления в профессию, способствовать развитию интереса к профессионально-педагогической деятельности.
Противоречие: обусловлено наличием теоретических представлений о высокой профессиональной мотивации и показателями исследований 2017 г., где по результатам 40% студентов не работают по специальности. Таким образом актуальный уровень психологических особенностей мотивации достижения необходимо изучить.
Цель исследования: выявить психологические особенности мотивации достижения выпускников педагогического ВУЗа;
Объект исследования: потребностно-мотивационная сфера личности в период ранней взрослости;
Предмет исследования: специфика мотивации достижения у
выпускников педагогического ВУЗа;
Задачи:
1. На теоретическом уровне описать потребностно-мотивационную сферу личности;
2. Проанализировать отечественные и зарубежные психологические исследования по проблеме детерминации развития мотивации достижения личности;
3. Провести теоретический анализ научной психологической литературы по проблеме развития мотивации у студентов;
4. На эмпирическом уровне определить уровень выраженности мотивации избегания и мотивации достижения, планирующих работать педагогами;
5. Выявить и описать особенности мотивации достижения выпускников педагогического вуза, в зависимости от планов выпускников работать по профессии;
6. Разработать практические рекомендации по формированию мотивации достижения у студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования:
1. Психологическими особенностями мотивации достижения выступают:
• при высоком уровне мотивации достижения характерны психологические особенности потребностно-мотивационной сферы:
• Доминирование мотивов значимости результата, закономерности
результата, волевых усилий;
• Потребности в самовыражении;
• Высокий уровень профессиональных намерений.
• при низком уровне мотивации достижения характерны психологические особенности потребностно-мотивационной сферы:
• Доминирование мотивов в состязании, мотивов оценки полученных результатов;
• Доминирования потребности в безопасности, профессиональных потребностей: функциональнального и эпизодического интереса;
• Доминирование низкого уровня профессиональных намерений.
2. Данные особенности выступают корреллянтами мотивации достижения.
Теоретико-методологическая основа исследования: труды Л.И. Божович, О.С. Виндекер, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, В.К. Вилюнаса, Д. Аткинсона, Д. Макклеланда, Х. Хекхаузена, А. Маслоу А. Адлера и др.
В рамках магистерской диссертации нами были изучены: гуманистический подход (А. Маслоу, Г. Олпорт), экзистенциальный подход (К.А. Абульханова-Славская, Орлов А.Б), социально-психологический подход (Б.Г. Ананьев) и др.
Детально рассмотрены базовые положения теории потребностей Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, где мотивация понимается как направление в поведении для достижения целей.
Методологическими принципами работы выступили положения работ Орлова А.Б. о сочетании внутренних и внешних мотивах познавательных потребностей студентов, теории Х. Хекхаузена, В. Вайнера, заключения диссертационных исследований О.С. Виндекер о структуре мотивации достижения.
Изучены исследовательские концепции о профессиональнопедагогической мотивации современных студентов, в работах Н.Ф. Талызиной, В.А. Якунина, Н.И. Мешкова, М.И. Вовчик-Блакитной и др., работы о детерминантах мотивации достижения в трудах Т.О. Гордеевой, О.С. Виндекер, Е.Н. Осина.
Методы исследования:
• Метод теоретического анализа;
• Метод эмпирический (психодиагностический): методика диагносика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, диагностика уровня притязаний личности опросник В.К. Гербачевского; диагностика личностных и базовых потребностей А. Маслоу; Самооценка профессиональнопедагогической мотивации (в адаптации Н.П. Фетискина), авторская анкета «Профессиональные намерения».
Методы математико-статистического анализа эмпирических данных: сравнительный критерий Т-Стьюдента, корреляционный критерий Спирмена.
Научная новизна в пополнении знаний по проблеме изучения мотивационной сферы и ее структуры, а также в получении новых эмпирических результатов по проблематике исследования.
Практическая значимость состоит в том, что данные об изучении мотивационной сферы у студентов позволят определить эффективность учебной деятельности. В соответствии с этими критериями ВУЗовские программы, могут быть скорректированы. Это обуславливает качество подготовки компетентных специалистов. Так, студент мотивированный на обучение, на получение новых знаний и компетенций обладает волевыми качествами, и более самоактуализирован. Соответственно такой специалист в большей мере способен достичь профессионализма, педагогического и психологического мастерства в будущем, что является задачей обучения. Полученные в ходе эмпирического исследования данные могут быть применены в практике работы специалистов по работе с молодежью, а также профориентологов, психологов службы психологического сопровождения студентов вузов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов-психологов в рамках курсов «Психологическое консультирование» и «Психология образования». Анализ эмпирических данных может быть основой для разработки психологических программ и тренингов по актуализации мотивации достижения у абитуриентов и студентов педагогических вузов.
Экспериментальная база исследования: ВУЗ УрГПУ, институт психологии.
Критерии отбора респондентов: студенческая молодежь, девушки и юноши в возрасте от 25 до 30 лет, выпускники бакалавры и магистры. Общая выборка исследования: 40 человек.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав (в первой представлен теоретический анализ проблемы, вторая глава посвящена описанию и обсуждению результатов эмпирического исследования, а также составлению практических рекомендаций по формированию мотивации достижения у студентов педагогического ВУЗа), заключения, списка литературы, состоящего из 46 источников, и приложений.
Нами изучена проблема психологических особенностей мотивации достижения у выпускников, по результатам которого:
1. На теоретическом уровне описана потребностно-мотивационную сферу личности, определена основная терминология исследования мотивация, мотивация достижения в работах Х. Хекхаузена, Т.О. Гордеевой и др.
В результате решения задачи, мы определились с понятийным аппаратом исследования по проблеме мотивации достижения:
• мотивация - это структура мотивов, направленная на поддержку и стимуляцию деятельности человека. Мотивация определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, и отвечает за побуждение и деятельность (Х. Хекхаузен).
• Мотивация достижения - это попытка сохранения или увеличения способностей ко всем видам деятельности, к которым применяется критерий успешности (Т.О. Гордеева).
2. Проанализированы отечественные и зарубежные психологические исследования по проблеме детерминации развития мотивации достижения личности;
Особенности развития мотивации рассмотрены на примере студенческого возраста в работах Марковой А.К., Печникова А.Н., Мухиной Г.А. Выявлено, что мотивация достижения является ведущим фактором для студенческого возраста, в связи с ведущим видом деятельности (учебнопрофессиональной).
3. Проведен теоретический анализ научной психологической литературы по проблеме детерминант и условий развития мотивации в студенческом возрасте в работах Виндекер О.С.
По результатам определено, что, в студенческом возрасте мотивация достижения зависит от многих факторов: ВУЗа, стиля когнитивной деятельности, профессиональных планов, особенностей учебной мотивации и др. Сила и динамика мотивации оказывают влияние на успеваемость студента, и на профессиональные намерения.
4. На эмпирическом уровне определили уровень выраженности мотивации избегания и мотивации достижения, планирующих работать педагогами.
По результатам исследования показатели мотивации достижения и профессиональных намерений взаимосвязаны, в виду этого: низкий уровень профессиональных намерений выступает коррелятом низкого уровня мотивации достижений.
5. Выявлены и описаны особенности мотивации достижения выпускников педагогического вуза, в зависимости от планов выпускников работать по профессии.
Характеристиками мотивационно-потребностной сферы группы выступают:
Мотивы:
• для высокого уровня мотивации - это мотивы: значимости результатов, волевых усилий, закономерности результатов.
• для низкого уровня мотивации - это мотивы: мотив состязания, мотив оценки полученных результатов.
Потребности:
• для высокого уровня мотивации достижений важна потребность в самовыражении.
• низкая мотивация к достижениям связана с потребностями в безопасности, в качестве профессиональных потребностей детерминантами выступают: функциональный, и эпизодический интерес.
6. Разработаны практические рекомендации по формированию мотивации достижения у студентов педагогического вуза.
1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2006. - 143 с.;
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: «Питер», 2001 - 282 с.
3. Балл Г.А. "Мотив": уточнение понятия // Психологический журнал, №4, 2004 - С. 23-25
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. СПб.: «Питер», 2009 - 349 с.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко., СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 - 668 с.
6. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения. Автореф. Канд. диссерт., Екатеринбург, 2010 - 26 с.
7. Виндекер О.С. Научная статья. Исследование взаимосвязи мотивации достижения и учебной мотивации у студентов-психологов. Известия УрФУ. Серия 3: Общественные науки, 125 (1), Екатеринбург, 2014 - С.145-152.
8. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации: Современные и классические исследования. М.: «Речь», 2006 - 206 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: «Смысл», 2003. - 1135 с.
10. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: «Смысл», 2006. - 336с.
11. Гордеева Т.О. Научная статья. Внутренняя и внешняя мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие. Вопросы психологии № 2013, № 1 - С. 23-30
12. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Научная статья. Особенности мотивации
достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость), 2012 [Электронный ресурс]
http://www.psYStudy.ru/index.php/num/2012v5n24/708-gordeeva24.html
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: «МПСИ», 2010. - 447 с.
14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ В.А. Иванников. - 3-е изд. - Электрон. текстовые дан. Спб.: «Питер», 2006. - 208с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: «Питер», 2008 - 508 с...