Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

Работа №94824

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11
1.1. Теория проектной деятельности 11
1.2. Сущность и психолого-педагогические аспекты системы
внеурочной проектной деятельности 19
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
БЕСПОЗВОНОЧНЫХ 37
2.1. Методика организации проектирования во внеурочной
деятельности 37
2.2. Методика сбора беспозвоночных и составления учебных
коллекций 44
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ 53
3.1. Диагностика уровня сформированности исследовательских
умений обучающихся седьмых классов 53
3.2. Описание работы по реализации метода проектов во
внеурочной деятельности с обучающимися седьмого класса по созданию учебных коллекций 57
3.3. Результаты диагностики развития исследовательских навыков
обучающихся седьмых классов 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Актуальность исследования. В условиях модернизации общего образования особое внимание уделяется процессу развития личности, востребованной современным обществом. Роль школьного образования в этом процессе заключается в социализации подрастающего поколения, направленной на «формирование активной личности, которая, овладев нормами культуры и социальными ролями способна влиять на социокультурную среду».
Важными задачами современного образования становятся не только формирование системных знаний, учебных умений и навыков, но и развитие коммуникативных умений и умений осуществлять самоуправление учебно-­познавательной деятельностью.
Необходимо осмысление и освоение новых подходов к учебно­-воспитательному процессу. Требуется обновление образования, учитывающее возрастные и индивидуально-психологические способности и интересы школьников, их социальные притязания, право на выбор образовательной траектории, преодоление изолированности школьного образования от других сфер общественной практики.
Одной из инновационных педагогических технологий, соответствующих перечисленным требованиям, является проектная деятельность или обучение с использованием учебных проектов, реализуемое в мировой практике школьного образования для осуществления межпредметных связей и соединения теории с практикой.
Среди различных инновационных технологий проектная деятельность обладает рядом преимуществ, так, как позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и, одновременно, в деловом общении со сверстниками, развивать коммуникативные умения и навыки. Кроме этого, оно достаточно «легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, которое определено образовательным стандартом».
В связи с этим, за последние годы в ряде регионов страны наметилась тенденция интенсивного использования проектной работы во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла для развития исследовательских и коммуникативных умений, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, что приводит к социализации учащихся в современном обществе. Но проектную работу по общей биологии в нашей стране используют в своей практической деятельности только учителя-новаторы. Большинство педагогов либо не знакомы с проектным обучением, либо не владеют методикой его осуществления, испытывая недостаток в соответствующих учебно­методических пособиях.
На уроках биологии в рамках проектной деятельности осуществляется исследовательская деятельность с целью углубления знаний по предмету. Неотъемлемой частью биологических исследований являются живые объекты. В образовательных стандартах предусмотрена организация исследовательской деятельности в общеобразовательной школе, а так же и в вузе. Однако в настоящее время у обучающихся в школах падает интерес к исследовательской работе с природными объектами. Организация научно­исследовательской работы школьников с живыми объектами может эффективно влиять на мотивацию к изучению биологии.
Существует ряд методических разработок, посвященных вопросу проектной деятельности по различным школьным дисциплинам - химии (Колесникова, 2013; Сергеев,2015), информатике (Пахомова, 2013; Полат, 2016), технологии (Поливанова, 2013; Григорьев, 2014), иностранному языку (Маслова, 2006) и некоторым вузовским дисциплинам (Щербакова, 2007; Селевко, 2015). Имеют место публикации в периодической печати, посвященные использованию учебных проектов в школьной практике (Голуб,2007; Пахомова, 2012; Вахрушева, 2013; Захарова, 2014). Опубликованы рекомендации по проведению отдельных уроков, в том числе по биологии и экологии (Ступницкая, 2009; Мазур, 2014; Иванова, 2015) с использованием учебных проектов.
Проведенный нами анализ учебных программ и учебников биологии позволил выявить достаточные возможности содержания разделов в 5 - 9 классах, а так же раздела «Общая биология» 10-11 классов для реализации ряда учебных исследовательских проектов.
В условиях неуклонного развития науки и техники, информатизации общества, интеграции образования и науки повышаются требования к выпускникам общеобразовательных учреждений: наряду с владением достаточным объемом теоретических знаний, требуется умение применять их в различных ситуациях жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия принимаемых решений, проявлять социальную активность, исследовательский интерес к научным проблемам, инициативность. В связи с этим в числе главных задач, поставленных в новом образовательном стандарте общего образования, приобщение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности.
Как повысить познавательную активность обучающихся к проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии?
Проблема является весьма актуальной, но её анализ позволил выделить ряд противоречий между:
• массовым характером обучения и необходимостью индивидуального подхода;
• необходимостью достижения цели, определенной стандартом, и наличием у субъектов образования своих различных целей (проблема мотивации).
Необходимость модернизации школьного образования, реализации его направленности на развитие личности ученика, теоретическая и практическая не разработанность проектного обучения биологии, способствующего данным процессам, выделенные противоречия, сформулированная проблема исследования и результаты предварительной опытно-поисковой работы определяют актуальность темы нашего диссертационного исследования:
«Методологические основы организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по созданию учебных коллекций беспозвоночных».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать проектную деятельность обучающихся по созданию учебных коллекций беспозвоночных.
Объект исследования - процесс реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии.
Предмет исследования - методологические основы организации проектной деятельности обучающихся по созданию учебных коллекций беспозвоночных.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
1. Вероятно, эффективность образовательного процесса обучающихся по биологии может быть повышена, если будут определены психолого­педагогические основы проектного обучения, разработана методика проектного обучения, а так же уточнены методические условия проектного обучения в соответствии с образовательными программами.
2. Предположительно, повысить познавательную активность
обучающихся к проектной деятельности можно, если проблемы учебных исследований учащихся в сфере естественных наук скоррелировать с содержанием учебного материала, изучаемого на уроках
общеобразовательного учреждения, и особенностями возраста учащихся.
3. Возможно, организация внеурочных занятий по биологии, экскурсий в природу, ботанические сады, парки бабочек, зоопарки, посещение научно­практических конференций, - повысит познавательный интерес у обучающихся, тем самым формируя интерес к данному виду деятельности.
Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы провести мониторинг с целью выяснения психолого-педагогических основ проектной деятельности в биологии, изучения истории его становления и развития.
2. Изучить особенности проектной деятельности в практике школьного биологического образования.
3. Изучить организацию проектной деятельности обучающихся по созданию учебных коллекций беспозвоночных.
4. Продиагностировать наличие проектной деятельности обучающихся по созданию учебных коллекций беспозвоночных...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, который позволил выявить, что проектная деятельность обучающихся - это совместная творческая, учебно-познавательная деятельность учащихся. Проектная деятельность имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
В результате изучения психолого-педагогических аспектов внеурочной деятельности и возрастных особенностей обучающихся, было выяснено, что в проектной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируются познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Метод проектов применяется как в учебное время, так и во внеурочной деятельности, используется для обеспечения единства образовательного процесса и реализации основной образовательной программы общеобразовательной организации. Являясь достаточно сложным методом педагогической деятельности, метод проектов требует опоры на научную основу, методологию проектной деятельности: имеющиеся в науке
определения понятия проекта, проектной деятельности, классификацию проекта, этапы его реализации.
В данной работе были составлены методические разработки к занятиям кружка «Юные исследователи», направленного на повышение уровня развития исследовательских навыков у детей среднего школьного возраста и внедрены во внеурочную деятельность в 7 классе.
С помощью методики Александра Ильича Савенкова, была проведена диагностика уровня развития исследовательских навыков обучающихся седьмого класса, которая показала, положительную динамику за время использования метода проектов во внеурочной деятельности.
Обработка полученных данных и их анализ позволили сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень исследовательских навыков выявлен у 16 человек 40% (динамика по сравнению с констатирующим этапом - 7,5 %). Увеличилось количество учеников среднего уровня на 10 человек (динамика на 17,5%), на констатирующем этапе эти ребята обладали низким уровнем. Значительно уменьшилось количество обучающихся низкого уровня (на 33%).
2. Высокий уровень развития исследовательских навыков по критериям умение выводить следствие и определять проблему выявлен у 35 человек - 87,7%. Низкий уровень выявлен всего у 5 человек - 17%. По результатам обследования на высоком уровне умение определять события развито у 37 человек - 92,5% и только у трех человек - 7,5% данное умение развито на низком уровне.
3. За время использования метода проектов во внеурочной деятельности по всем показателям у обучающихся наблюдались положительные сдвиги. Результаты опытно-практической работы позволили нам сделать вывод об эффективности реализации метода проектов во внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что с учетом требований основной образовательной программы общеобразовательной организации , внеурочная деятельность не только развивает результаты обучения школьников, но и создает условия для их дополнительного образования, воспитания и социализации, поэтому применение метода проектов является весьма актуальным. Следовательно, имеет место создание необходимых условий и выбор эффективных средств для организации внеурочной деятельности учащихся.


1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика умственного развития
детей [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. -
265 с.
2. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст]: учебное пособие / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 1984. - 348 с.
3. Вахрушева, Л.М. Применение проективного метода [Текст]: книга для учителя / Л.М. Вахрушева. - М.: Начальная школа, 2013. - 124 с.
4. Вульфов, Б.З. Интересы и потребности современных детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Б.З. Вульфов. - М.: Каро, 2014. - 115 с.
5. Голуб, Г.Б. Основа проектной деятельности школьника [Текст]: пособие для учителя / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова, Е.Я. Когана. - М.: Учебная литература, 2006. - 238 с.
6. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности [Текст]: пособие для учителя / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова, Е.Я. Когана. - М.: Учебная литература, 2007. - 256 с.
7. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2013. - 131 с.
8. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 233 с.
10. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитывающей деятельности в школе в рамках ФГОСНОО [Текст]: пособие для учителя / Л.Д. Гуткина. - М.: Педагогический поиск, 2014. - 160 с.
11. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно­ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию [Текст]: книга для учителя / И.И. Джужук. - Ростов на Дону: 2013. - 148 с.
12. Долян, Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческогоразвития. [Текст]: пособие для учителя / Е.И. Долян. - М.: Начальная школа плюс До и После, 2015. - 65 с.
13. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода. [Текст]: пособие для учителя / М.В. Дубова. - М.: Начальная школа плюс До и После, 2016. - 80 с.
14. Захарова, Н.И. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. [Текст]: пособие для учителя / Н.И. Захарова. - М.: Народное образование, 2014. - 120 с.
15. Землянска, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст]: пособие / Е.Н. Землянска. - М.: Начальная школа, 2015. - 156 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ