ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1 Методологические основы начального общего образования 7
1.2 Учебные действия как вид деятельности младшего школьника 10
1.3 Педагогические условия формирования у младших школьников учебных
действий 13
1.4 Анализ методического аппарата учебника в аспекте формирования у
младших школьников учебных действия с языковыми единицами 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ЯЗЫКОВЫМИ ЕДИНИЦАМИ
2.1 Диагностика учебных действий младших школьников 63
2.2 Описание реализации педагогических условий формирования учебных
действий у младших школьников на материале языковых единиц 75
2.3 Диагностика учебных действий младших школьников по результатам
опытно-поисковой работы 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО выдвигает новые задачи, цели, требования к освоению ООП НОО. Одним из требований ФГОС НОО является овладение учебными действиями с языковыми единицами, умение использовать знания [39, с. 18].
Государство и общество России через ФГОС НОО формирует важную роль в системе образования через реализацию целевых установок начального этапа образования. В это входит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, формирование грамотности, развитие мышления и воображения, интеллектуальной и творческой способности, формирование речевого развития, обеспечивающего готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
В образовательном процессе ребенку становится сложнее учиться самостоятельно, ставить учебные цели, реализовывать учебные действия, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Для развития этих навыков существует ряд педагогических технологий, которые способствуют развитию учебных действий.
Наукой о формировании учебных действий младших школьников занимались такие педагоги, как М.Ю. Демидова, С.В.Иванова, О.А.Карамова,а так же крупнейшие представители отечественной и зарубежной психологии середины XX столетия Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, И.Лингарт, И.Ломпшер. С их помощью сформировалась собственная психологическая теория учебных действий, являющая собственным приоритетом России. Разработчиками учебных действий являются: Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др. Ученик должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Ученику совершенно необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться [53].
В современном образовании не достаточно разработаны
педагогические условия для формирования умения учиться самостоятельно, а именно: понимать смысл учебных задач, осознавать способы выполнения действий, реализовывая навыки самоконтроля и самооценки. Немало значимую роль играет психологическая готовность к школе. Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень развития ребенка. У детей этот уровень является разный. Отличительной чертой у шести и семилетних детей является соподчинение мотивов, которые дают ребенку возможность управлять своим поведением и являются необходимым для того, чтобы сразу придя в первый класс, включиться в учебную деятельность, принять систему требований предъявляемых школой и учителем.
Учебные действия направлены на самого обучающегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять эти знания. При этом, многие педагоги могли с большим успехом использовать возможности внеурочного времени для создания педагогических условий для реализации возможности у ребенка развития учебных действий[25].
Из противоречия вытекает проблема исследования: каковы педагогические возможности для формирования учебных действий младшего школьника с языковыми единицами? В исследовании введены ограничения. Формирование у младших школьников учебных действий рассматривается на материале языковых единиц, так как уроки русского языка занимают значительную часть времени у младшего школьника.
Цель исследования: выявить педагогические условия для
формирования учебных действий у младшего школьника на уроках русского языка с языковыми единицами, разработать педагогические условия для возможности формирования учебных действий у младшего школьника с
единицами на уроках русского языка, апробировать
педагогические условия, оценить его результативность.
Поэтому тема исследования в рамках выпускной квалификационной работы определена как: «Педагогические условия формирования у младших школьников учебных действий с языковыми единицами».
Объект исследования: процесс формирования учебных действий с языковыми единицами у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования учебных действий у младших школьников с языковыми единицами на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование учебных действий
целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки на уроках русского языка будет осуществляться более успешно, если в качестве педагогических условий будет разработан и реализован комплекс заданий с акцентом на технологию проблемного обучения в рамках системно-деятельностного подхода, у младших школьников на уроках русского языка.
Элементы новизны:
1. Разработан и реализован комплекс заданий на формирование учебных действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки у младшего школьника на уроках русского языка.
2. Определены критерии и показатели сформированности учебных действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки у младшего школьника на уроках русского языка.
3. Предложен диагностический инструментарий.
4.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «учебные действия».
2. Выделить условия формирования учебных действий у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированное™ учебных действий у младших школьников.
4. Разработать комплекс педагогических условий по формированию учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
5. Оценить результативность предложенного комплекса.
Методы исследования:
1. Сбор, систематизация и обобщение теоретического материала;
2. Педагогический эксперимент: наблюдение, индивидуальная
беседа, устный опрос, тестирование, диагностирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 16» имени Заслуженного учителя РСФСР Г.И. Чебыкина, 3 «Б» класс.
Этапы исследования:
Первый этап: анализ теоретической и методической литературы по вопросу формирования педагогических условий у младших школьников учебных действий с языковыми единицами.
Второй этап: проведение исследования по изучению формирования педагогических условий у младших школьников учебных действий с языковыми единицами в конкретном образовательном учреждении.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
На настоящем этапе реформирования системы образования вопрос по формирования учебных действий младших школьников является очень актуальным. ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Особенностью школьного возраста 9-11 лет является то, что в этом возрасте закладываются самые основные понятия, формируются умения, которые необходимы для совершения определенных учебных действий.
Умение владеть учебными действиями является необходимым основанием, на котором выстраивается развитие ребенка.
Проблема формирования у учащихся учебных действий, является одной из главных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленное на всестороннее развитие личности. Сформированность учебных действий создает полную возможность реализовать свои дарования, способности после окончания школы. Сформированность учебных действий, является одной из главных задач обучения школьника. Одним из главных составляющих учебных действий, является регулятивное учебное действие, которое развивает такие учебные умения, как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Формирование регулятивных учебных действий способствует формированию мотивации и успешной учебной деятельности ученика. Одной из существенных причин неуспеваемости школьника является слабое владение умением планировать, целеполагание, прогнозировать, совершать контроль, коррекцию, оценку. Взаимосвязь умений обеспечивает успешное развитие метапредметных и предметных результатов.
В данной работе под понятием «предметные результаты» мы взяли овладение и освоение учащимися учебными действиями, а именно: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Под определением «условия», понимается система заданий, направленных на формирование у учащегося учебных действий в рамках учебного предмета русского языка.
В свою очередь, педагогические условия как считает С.Н. Павлов, это совокупность возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве метапредметных результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку выделяет показатели, которые представлены в данной работе:
• овладение обучающимися учебными действиями с языковыми единицами
• способность извлекать информацию из различных источников
• способность определять цели учебной деятельности
• овладение обучающимися о первоначальных нормах русского языка
• умение вести самостоятельный поиск информации, сохранять и передавать информацию,
• способность осуществлять самоконтроль.
Для исследования были выбраны предметные результаты:
• внесение необходимых дополнений, коррективов в план учебных действий
• выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
• выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и учащегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения
• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
• предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
При анализе различных УМК было выявлено, что УМК «Школа России» в большей степени ориентировано на достижение таких предметных результатов.
При изучении в УМК «Школа России» заданий, направленных на овладение учебными действиями было выявлено, что некоторые темы и задания обеспечены не в полной мере.
В процессе изучений педагогических условий для достижения предметных результатов была проведена первичная диагностика овладения обучающимися регулятивными учебными действиями с языковыми единицами, которая осуществлялась на базе школы МБОУ ПГО «СОШ № 16» города Полевской.
При проведении первичной диагностики овладениями регулятивными действиями с языковыми единицами (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка) было выявлено, что большинство обучающихся имеют средний уровень освоения регулятивными учебными действиями, но часть обучающихся ( 14 %) не смогли справиться с заданиями вообще.
Была поставлена цель: разработать комплекс упражнений,
направленных на формирование регулятивных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
После проведения повторной диагностики было выявлено, что обучающиеся повысили свой уровень овладения регулятивными учебными действиями. С помощью этого комплекса у младшего школьника повышается уровень формирования регулятивных учебных действий у младшего школьника на уроках русского языка.
Представленный комплекс может быть использован педагогами начальных классов, родителями с целью повышения уровня формирования регулятивных учебных действий у младшего школьника на уроках русского языка.
1. Богданова В.В., Иванова И.Е. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством метода проектов в урочной и внеурочной деятельности./Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления, образования и культуры: Сборник статей. -М.: Перо, 2016.
2. Выготский Л.С. Кризис 7 лет. М. 1984
3. Габай Т.В. Педагогическая психология 2006.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -М.: Книжный Дом «Университет», 2007. -336 с.
5. Давыдов В.В. Психическое развитие младшего школьника. М. 1990
6. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. М. 2003
7. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога М.1991
8. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен//Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2014, том 6. -№ 4. -С. 16-26.
9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -60 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2003
11. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г.Петерсон - М.: АПК и НПРО, УМЦ «Школа 2000.», 2010
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010.
13. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы//Управление начальной школой. 2009. -№ 12. -С. 9-11.
14. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -222 с.
15. Кусова М. Л., Плотникова С. В. Учебный словарь трудностей
русского языка как средство формирования лексикографической
компетенции младших школьников // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2011. № 9. С. 72-81...