Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Работа №94809

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1 Познание как область человеческой деятельности 10
1.2 Психолого-педагогические основы познавательного развития
детей дошкольного возраста 21
1.3 Реализация образовательной области «Познавательное
развитие» в дошкольном образовательном учреждении 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО 47
2.1. Характеристика опытно-поисковой базы исследования 47
2.2. Апробация условий реализации образовательной области
«Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста 59
2.3. Сравнительная характеристика результатов познавательного
развития детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 117

Актуальность исследования. Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая, прежде всего, затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Для того, чтобы вчерашний дошкольник смог сориентироваться в мире людей и вещей, осознавать закономерности природных явлений, объяснять происходящие события, преображать и менять окружающий его мир, в дошкольной образовательной организации должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие развитую познавательную деятельность.
В соответствии со стандартом при получении дошкольного образования осуществляются формирование первичных представлений об окружающем природном и социальном мире», а также развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности (реализация образовательной области «Познавательное развитие»).
Несмотря на многообразие исследований по проблеме познавательного развития детей и обеспечивающих его условий, данные исследования имеют недостаточную разработанность в рамках реализации одноименной образовательной области в системе дошкольного образования, что позволяет выявить ряд противоречий:
• на социально-педагогическом уровне - между современными установками и социальным заказом, отраженными в нормативных правовых документах федерального уровня, и недостаточной теоретико-практической базой, способствующей реализации обозначенных требований в реальной практике;
• на научно-практическом уровне - между необходимостью стимулирования и повышения мотивации к удовлетворению познавательных потребностей на основе связующего компонента в содержательном и деятельностном плане и недостаточной разработанностью данной проблемы в вопросах организации образовательной деятельности, учитывающей специфику дошкольного возраста;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью познавательного развития детей дошкольного возраста и недостаточным научно-методическим обоснованием условий его реализации, учитывающих специфику дошкольного образования.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении специальных условий реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста.
Наличие противоречия и проблемы исследования определило выбор темы исследования: «Организация деятельности с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие»».
Объект исследования - образовательный процесс, реализуемый в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - деятельность с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».
Цель исследования: выявить и обосновать условия реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста, а также проверить их на практике.
В соответствии с проблемой и целью нами сформулированы задачи исследования:
1. Провести анализ соответствующей литературы, характеризующей познание как сферу человеческой деятельности;
2. Определить специфику познавательного развития детей дошкольного возраста;
3. Уточнить возможности эффективной реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста;
4. Выявить и апробировать условия реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста;
5. Оценить эффективность апробированных условий организации деятельности с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что деятельность с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие», будет эффективна, если:
• организация познавательного развития детей ориентирована на развитие у них любопытства, любознательности, познавательного интереса;
• данная деятельность активизирует когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты познавательного развития детей;
• включает различные виды и формы деятельности детей: совместную
деятельность, коммуникативную, поисковую, исследовательскую
(наблюдение, экспериментирование, моделирование и др.) и т.п.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические - изучение и анализ нормативных правовых источников и педагогической литературы по проблеме исследования, изучение психолого-педагогической документации, систематизация полученной информации, количественный и качественный анализ материала;
• эмпирические - наблюдение, беседы, количественный и качественный анализ результатов исследования, методы обработки полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции и положения философии, педагогики, психологии о познании и познавательном развитии детей дошкольного возраста: генезис понятия
познания (философский и педагогический аспекты), идеи гносеологического подхода (В.В. Ильин, Н.Л. Худякова), методологические положения личностно-деятельностного подхода (Р.Р. Денисов, Д.Б. Эльконин); психолого-педагогические разработки, исследующие проблему
познавательного развития как обязательного фактора целостного процесса становления личности ребенка (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин и др.); особенности актуализации данной проблемы в дошкольном возрасте (Н.К. Постникова, Е.Ф. Рыбалко, Л.И. Сорокина, А.П. Усова) и др.
Первый этап исследования (2017-2018 гг.) - изучение философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, нормативных правовых документов по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определялись методологические и теоретические основы диссертации.
Второй этап исследования (2018-2019 гг.) - осуществлялась разработка содержания критериев развития познавательных компонентов, выявлялись и обосновывались условия реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап исследования (2019 гг.) - завершена исследовательская работа в виде анализа и обобщения результатов опытно-поисковой работы, сформулированы выводы исследования, доказана эффективность выявленных условий реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста, подведены итоги.
База исследования: исследование проводилось на базе Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 40 «Березонька».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-предложено содержание этапов познавательного развития детей дошкольного возраста;
-обоснован диагностический инструментарий, позволяющий определить компоненты познавательного развития детей дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на теоретические положения в области психологии и педагогики; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования; логикой проведения опытно-поисковой работы, сочетанием количественного и качественного анализа представленного материала.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ориентация содержания современного дошкольного образования на познавательное развитие в предшкольный период не должна ограничиваться знаниевым компонентом, а именно расширением представлений (кругозора) детей дошкольного возраста об окружающем природном и социальном мире, она требует целенаправленной и организованной педагогической деятельности по развитию познавательного интереса, под которым мы понимаем процесс перехода от любопытства к любознательности до проявления познавательного интереса и познавательной мотивации, устойчивой познавательной направленности на предмет, явление или деятельность, осуществляемый на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей в различных видах детской деятельности.
2. Данная целенаправленная и организованная педагогическая деятельность активизирует когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты познавательного развития детей. Когнитивный компонент познавательного развития детей дошкольного возраста ориентирован на получение ребенком информации об окружающей действительности и формирование у него целостной картины мира. Эмоциональный компонент познавательного развития детей дошкольного возраста включает эмоциональное положительное отношение к изучаемому предмету или деятельности, к познанию окружающей действительности. Деятельностный компонент познавательного развития детей дошкольного возраста подразумевает формирование у них познавательной активности через различные виды детской деятельности и решение проблемных ситуаций.
3. Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает наличие специальных условий и включает различные виды и формы деятельности детей: совместную деятельность, коммуникативную,
поисковую, исследовательскую (наблюдение, экспериментирование, моделирование и др.) и т.п.
Теоретическая значимость определяется следующим:
• определено, что познавательное развитие детей понимается не только как процесс получения знаний, но и как раскрытие способностей и таланта детей с целью познания окружающей действительности и активного участия в нем, как поэтапный процесс перехода от любопытства к любознательности до проявления познавательного интереса и познавательной мотивации;
• выявлены психолого-педагогические основы познавательного развития детей дошкольного возраста;
• определены условия познавательного развития детей дошкольного возраста, чтобы любопытство появилось и не пропало, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность переросла в познавательный интерес и познавательную мотивацию, а, следовательно, обеспечивающих всестороннее развитие их личности.
Практическая значимость исследования определяется следующим:
• разработан и апробирован в практической деятельности методический инструментарий, позволяющий отследить уровни познавательного развития детей;
• результаты и выводы опытно-поисковой работы могут быть использованы в системе дошкольного образования с целью познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования: теоретические и практические результаты работы были применены при определении условий реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста и его применения на базе БМАДОУ «Детский сад № 40». Результаты исследования представлены в публикациях автора («Шахматы как средство познавательного развития дошкольников», Журнал «Молодой ученый», 2019 г.; «Развивающая предметно­пространственная среда как условие познавательного развития детей», Портал «Мир педагога», 2019 г.)., а также обсуждались на международной научно-практической конференции молодых ученых на иностранных языках («Значение познавательного развития детей дошкольного возраста», г. Екатеринбург, УрГПУ, 2018 г.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познание сопровождает человека на протяжении всей его жизни, начиная с момента рождения, развиваясь в дошкольном и преображаясь в школьном возрасте во всех видах деятельности и социальных взаимоотношениях, а также путем выполнения различных действий, становясь видом профессиональной деятельности у научных сотрудников.
Познание представляет собой специфическую деятельность человека, ориентированную на открытие законов природного и социального мира, тайн бытия человека и мира в целом, выявление причинно-следственных связей явлений и объектов, обнаружение возможных способов действия с ними и путей достижения познавательных целей.
Многие ошибочно думают, что познанием необходимо заниматься в школьном возрасте. На самом деле познание ребенка начинается с момента его появления на свет. Когда человек появляется на свет, то его слух, нюх, вкус и осязания полностью готовы к постижению окружающего мира. Возможности зрительного восприятия немного отстают, но за первые пару недель жизни приходят в полную готовность. Рожденный человек похож на пустой сосуд, который готов наполниться различной информацией.
С самых первых дней жизни детии, как губка, впитывают огромное количество информации, поступающей от внешней среды от людей, вещей, из происходящих событий и жизненных ситуаций, что стимулирует накопление знаний, формирование представлений, а, следовательно, способствует познавательному развитию детей.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста - это эволюционный процесс прохождения стадий - любопытства, любознательности, развития познавательного интереса и познавательной активности - от низшей к высшей в ходе различных видов детской деятельности, в т.ч. совместно организованной со взрослым, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Этапами познавательного развития детей выступают: любопытство, любознательность, познавательный интерес и познавательная мотивация. Понимая стадии прохождения ребенком данных состояний, мы создаем специальные условия, чтобы любопытство появилось и не пропало, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность переросла в познавательный интерес и познавательную мотивацию.
Проблему познавательного развития дошкольников изучали отечественные и зарубежные авторы. Они отмечали, что именно в дошкольном возрасте дети впитывают огромное количество информации, поступающей от внешней среды от людей, вещей, из происходящих событий и жизненных ситуаций, что стимулирует накопление знаний, формирование представлений, а, следовательно, способствует познавательному развитию детей.
Говорить об особенностях познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы можем, используя материалы диагностик по методикам «Детские вопросы» К.М. Рамоновой, «Сказка» Н.И. Ганошенко и В.С. Юркевича, «Дерево желаний» В.С. Юркевича, «Столкновение интересов» Н.И. Гуткиной, а также педагогической диагностики, представленной в ООП ДО БМАДОУ «Детский сад № 40» по
образовательной области «Познавательное развитие».
Проанализировав материал, собранный в ходе диагностического исследования, было выявлено, что ни один ребенок в исследуемой группе не выражает стремления проникнуть в причинно-следственные связи, не проявляет отчетливый интерес к окружающему миру. Дети не задают вопросы познавательного характера, не могут выразить свои желания. Их не привлекает новая информация, новые знания. Дети на уровне своего первичного познания могли увидеть предметы и природные явления, вычленить особенности, внешние признаки, установить сходства и различия (сравнить). Но большинство из них интересовала простая информация, при этом они не конкретизировали, что именно является для них интересным. У них не сформирована внутренняя позиция, для них характерен ослабленный самоконтроль, сниженная познавательная мотивация.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания определенных условий реализации образовательной области
«Познавательное развитие.
К таким условиям относятся:
5. Условия освоения когнитивного компонента - получение информации об окружающей действительности и формирование целостной картины мира в ходе наблюдений, просмотра познавательных фильмов, бесед;
6. Условия освоения эмоционального компонента - поддержание эмоционально благополучного микроклимата, личностно-ориентированное взаимодействие со взрослым, индивидуализация;
7. Условия освоения деятельностного компонента - организация познавательной деятельности и ее интеграция с другими видами детской деятельности, освоение и реализация детьми различных способов познания (моделирование, конструирование, чтение литературы, интеллектуальные игры и упражнения, логические игры и упражнения, коммуникативная деятельность, решение изобретательских задач).
8. Условия развивающей предметно-пространственной среды - создание центров развивающей предметно-пространственной среды, направленных на решение задач познавательного развития дошкольников.
В соответствии с целями и задачами, с учетом принципов, заложенных в основу выявленных условий, с использованием элементов развивающей предметно-пространственной среды были освоены когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, составляющие основу познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Апробированные условия организации деятельности с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» предоставили им возможность самостоятельно получать (добывать) новую информацию об изучаемых процессах, явлениях, объектах, подтверждать свои предположения, либо опровергать их в развернутой форме монологической или диалогической речи, а педагогу осуществлять образовательную деятельность максимально эффективно, удовлетворяя естественную любознательность детей старшего дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют результаты диагностики на итоговом этапе опытно­поисковой работы.
Для проверки эффективности апробированных условий организации деятельности с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие», была проведена оценка динамики выраженности любознательности, познавательного развития и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено, что наблюдается положительная динамика развития умения детей формулировать вопросы, уровня познавательной активности, любознательного интереса, а, следовательно, познавательного развития детей в целом. Поэтому данные условия реализации образовательной области «Познавательное развитие», а, следовательно, организуемые виды детской деятельности, можно считать эффективными.
Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость целей и задач по поиску условий реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста.


1. Артюхина, А. И. Педагогика : учеб.-метод. пособие для студентов /
А. И. Артюхина, В. И. Чумаков ; Волгоград. гос. мед. ун-т. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 212 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности : принципы общепсихологтич. анализа / А. Г. Асмолов. - Москва : Смысл, 2011. - 244 с.
3. Бабаева, Т. И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду / Т. И. Бабаева // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 9. - С. 24-35.
4. Бадеева, А. В. Педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Бадеева, Л. А. Кананчук // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 31 дек. 2015 г., Чебоксары / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова / гл. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2015. - Вып. 4 (7). - С. 33-35.
5. Баталина, Т. С. Планирование работы по организации исследова­тельской деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Т. С. Баталина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 13-18.
6. Бочарова В. А. Особенности развития исследовательской
активности у детей старшего дошкольного возраста / В. А. Бочарова, Т. Д. Красова // Студенческий форум. - 2017. - № 4 (4). - URL:
https://nauchforum.ru/journal/stud/4/19866 (дата обращения: 23.01.2019).
7. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкол. учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 108 с.
8. Власова О. В. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста / О. В. Власова, Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф., октябрь 2014 г.. г. Казань. - Казань : Бук, 2014. - С. 25-35. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6093/ (дата обращения: 11.03.2019).
9. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие / Моск. психол.-социал. ин-т ; сост. Л. М. Семенюк. - Москва : Моск. психол.- социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - С. 57-64.
10. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2010. - 1008 с.
11. Г аношенко, Н. И. Личность дошкольника и младшего школьника. Диагностика мотивационной сферы. Особенности познавательных потребностей у дошкольников : методика 2: «Сказка» / Н. И. Ганошенко,
В. С. Юркевич // Истратова О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет : диагностика развития младенца, определение темперамента, развитие познават. сферы, уровень интеллекта и креативности, умствен. развитие дошкольников и мл. школьников / О. Н. Истратова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - С. 223-226.
12. Глубинная психология: учения и методики. - URL:
https://www.psyoffice.ru/3-0-promet-00017.htm (дата обращения: 26.03.2019).
13. Горелов, А. А. Основы философии : учебник / А. А. Горелов. - Москва : Академия, 2012. - 314 с.
14. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 1996. - 544 с.
15. Детский сад № 40 «Березонька»: офиц. сайт. - URL:
http://bgodou40.com/obrazovanie (дата обращения: 15.02.2019)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ