Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №94808

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Сущность понятия «социальная активность» 10
1.2. Формирование социальной активности младших школьников как
педагогическая проблема 26
1.3. Сущность экологической деятельности и ее потенциал в
формировании социальной активности младших школьников 37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 51
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 53
2.1. Диагностика социальной активности младших школьников 53
2.2. Педагогические условия формирования социальной активности
младших школьников в экологической деятельности 58
2.3. Результаты исследования по формированию социальной
активности младших школьников 66
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82

Актуальность исследования обусловлена существенными
изменениями социокультурной ситуации современного российского общества, характеризующейся снижением уровня социализации подрастающего поколения. Это обостряет востребованность в социально активной личности, характеризующейся сформированной активной жизненной позицией и способной к коррекции жизненных перспектив на основе понимания социальных проблем. Особую значимость при этом приобретает деятельность начальной школы, где закладываются мировоззренческие основы, познавательные интересы и ценностные ориентиры младшего школьника при включении его в различные виды образовательной деятельности. Важная роль в формировании социальной активности принадлежит экологической деятельности, связанной с участием в различных экологических мероприятиях, акциях и общественно-полезных практиках.
Однако в последние годы в образовательных учреждениях начального звена наблюдается ослабление внимания к вопросам формирования социальной активности младшего школьника, по-прежнему отдается предпочтение обучению предметным знаниям без должного внимания к проблеме активизации личностных качеств ученика. В современных условиях целесообразно рассматривать формирование социальной активности личности на основе экологической деятельности, обеспечивающей опыт взаимодействия с внешним миром, с окружающими людьми, самим собой.
В экологической деятельности активизируется социальная позиция и социально одобряемое поведение учащихся. Наиболее успешно формирование социальной активности младшего школьника происходит в социально значимых занятиях, пробуждающих заботу об окружающей среде и побуждающих к экологической деятельности.
Теоретико-методологический анализ научных трудов по проблеме формирования социальной активности младшего школьника в экологической деятельности свидетельствует о наличии достаточного объема научно­-педагогического знания, позволяющего обосновать базис исследования.
Научную ценность для изучения проблемы представляют: философские и психологические основы теории деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Э. Г. Юдин); теория социализации личности в контексте образования, воспитания и развития (Н. М. Борытко, В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, В. С. Мухина, В. Г. Рындак, С. В. Сальцева, Ф. Ш. Терегулов); идея социальной активности школьников в различных сферах жизнедеятельности и социально-педагогической среде (А. Я. Журкина, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, В. Д. Семенов, С. Т. Шацкий).
Исследование теории и практики формирования социальной активности младшего школьника позволило выявить
основные противоречия между:
• потребностью общества в социально активном подрастающем поколении и недостаточной работой образовательной организации в этом направлении;
• разработанностью теоретических основ формирования социальной активности, как аспектов воспитания и недостаточном обосновании формирования социальной активности младших школьников в эколого-ориентированной деятельности;
• потребностями учителей начальной школы в методических разработках и отсутствии конкретных программ по формированию социальной активности младших школьников в экологической деятельности.
Проблема исследования: какие условия обеспечат успешное
формирование социальной активности младших школьников в экологической деятельности?
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование социальной активности школьника в экологической деятельности».
Объект исследования: процесс формирования социальной активности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника в экологической деятельности.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной
активности у младших школьников в экологической деятельности будет более успешным, если будет реализован комплекс педагогических условий:
• реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
• включение учащихся в социально значимые экологические практики;
• разработка и применение научно-методического обеспечения (диагностического инструментария социальной активности, программы экологической деятельности).
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Выявить сущностные характеристики социальной активности младшего школьника в процессе экологической деятельности.
2. Раскрыть формы, методы, средства и направления развития социальной активности младших школьников.
3. Разработать диагностический инструментарий и изучить уровень сформированное™ социальной активности младших школьников.
4. Реализовать условия, обеспечивающие формирования социальной активности младших школьников в экологической деятельности.
5. Разработать программу формирования социальной активности младших школьников в экологической деятельности.
Методологической основой исследования являются: идеи
гуманистической направленности воспитания; теория формирования личности в деятельности и общении; теория формирования личности в изменяющихся социальных условиях; принципы и концептуальные идеи экологического воспитания.
В теоретическом плане использовались: гуманистические
философские положения о человеке, личности и ее предназначении как важнейшей ценности (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, А. Д. Демакова, А. В. Кирья-кова и др.); идеи духовного воспитания личности (П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.); социально-педагогические теории (В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, В. И. Попова, С. В. Сальцева, Е. И. Холостова и др.); концепции социализации личности (В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.); концепции экологического образования младших школьников (А.А. Плешаков, Ю. М. Гришаева и др.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы условий обеспечивающих успешное формирование социальной активности младших школьников в экологической деятельности и позволяет сделать следующие выводы.
1. Нами уточнено понятие социальная активность, его целесообразно интерпретировать как значимый результат социального развития, который представляет собой такое качество личности, которое показывает или отражает отношение человека к социальной среде, к стремлению саморазвиваться, самосовершенствоваться, самостоятельно решать поставленные задачи и проблемы, оказание помощи нуждающимся и ближним.
Определены особенности, структура и содержание формирования социальной активности младших школьников в экологической деятельности.
2. Выделены критерии формирования социальной активности младших школьников в экологической деятельности когнитивный (применение экологических знаний в социальных практиках), мотивационный (потребность в экологической деятельности), практический (участие в экологических акциях и общественно-полезных практиках).
3. Формирование социальной активности у детей младшего школьного возраста в экологической деятельности является важным элементом образовательного процесса при обучении предмету «Окружающий мир», так как в этом возрасте в сознании младших школьников происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно­экологической позиции личности, которое предопределяет отношение учащегося к природному и социальному окружению. Ребенок еще только учится взаимодействию с природой и отношению к природе.
4. В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирования социальной активности у младших школьников в экологической деятельности обеспечивается реализацией комплекса условий:
• реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
• включение учащихся в социально значимые экологические практики;
• разработка и применение научно-методического обеспечения (диагностического инструментария социальной активности, программы экологической деятельности).
5. Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности социальной активности у младших школьников.
6. Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свидетельствует об успешности формирования социальной активности у младших школьников в экологической деятельности, что подтверждается переходом детей младшего школьного возраста на более высокие уровни сформированности социальной активности.
Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено диагностикой уровня сформированности социальной активности младших школьников.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения младших школьников является ступенью к решению общей проблемы обеспечения сформированности социальной активности обучающихся и повышения качества естественнонаучного образования в экологической деятельности, в целом.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.
В первой части работы в результате анализа литературы по проблеме исследования мы сформулировали определение социальной активности, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетаются интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.
Психолого-педагогические условия формирования социальной активности младших школьников в экологической деятельности включают: вовлечение младших школьников в непосредственную целенаправленную социально полезную деятельность, использование метода проектов в процессе формирования социальной активности в экологической деятельности. Базой для экспериментальной работы стала МАОУ СОШ №5 с УИОП г. Первоуральска. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса и 3 «Б» в составе 40 человек. По результатам диагностики социальной активности младших школьников по методике определения общественной активности обучающихся» Е.Н. Степанова нами был сделан вывод о том, что уровень социальной активности в классе находится на низком и среднем уровнях. Большинство учеников в классе неохотно выполняют поручения, не выражают большого желания принимать участие в общественной работе и делают это лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, они безразличны к делам коллектива и участию в них других.
Каждый пятый ребенок в классе уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищами.
Для повышения общего уровня сформированности социальной активности школьников в экологической деятельности нами была разработана программа для педагогов, классных руководителей.
Период обучения в школе наиболее благоприятен для формирования активной социальной позиции. Вступив в значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во «взрослых» видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной жизни, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности.
После реализации программы, мы сравнивали полученные эмпирические данные до проведения программы и после, по итогам которых мы диагностировали формирование компонентов социальной активности в экологической деятельности.
Таким образом, поставленная нами ранее цель была подтверждена. По итогам реализации программы, мы оформили рекомендации по созданию условий для формирования социальной активности младших школьников в экологической деятельности. К ним относятся, как активное педагогическое взаимодействие, так и просвещение детей по проблемам экологии, работа с родителями и другие методы.


1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. / К. А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль. 1991. - 66 с.
2. Агаджанян, Н. А. Человек и биосфера / Н. А. Агаджанян. - Москва: Знание, 2001. - 96 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания. / Б. Г. Ананьев. - Москва: МОДЭК, 2005. - 116 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва: МГУ, 2004. - 367 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. / А. Г. Асмолов. - Москва: Смысл. 2001. - 416 с.
6. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 2002. - 192 с.
7. Березин, С. В. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов. / С. В. Березин. - Самара: ИТУ. 1999. - 319 с.
8. Бобнева, М. И. Психологические механизмы регуляции социального поведения. / М. И. Бобнева. - Москва: Просвещение. 1996. - 145 с.
9. Бодалаев, А. А. Личность и общение. / Бодалаев А. А. - Москва: Международная педагогическая академия. 1995. - 328 с.
10. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно­ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов на Дону: Издательство. 2000. - 352 с.
11. Бонкало, С. В. Жизненная позиция школьников как основа их саморазвития и самореализации. / С. В. Бонкало. - Москва: Педагогика. 2012. - 38 с.
12. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи. / Т. С. Борисова. - Москва: Просвещение. 2011. - 136 с.
13. Брокгауз, Ф. А. Большой энциклопедический словарь в 14 томах от А до Я. / Ф. А. Брокгауз. - Санкт-Петербург: Наука. 2002 - 118 с..
14. Брытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н. М. Брытко. - Волгоград: Перемена. 2001. - 214 с.
15. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. М. Буковская. - Москва: ВЛАДОС, 2002. - 192 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ