Глава 1. Теоретико-аналитическая часть 7
1.1 Теоретические основы обучения школьников web-мастерингу .... 7
1.2 Открытые онлайн платформы для обучения web-мастерингу 13
1.3 Анализ существующих открытых онлайн курсов 23
Выводы по материалам главы 1 31
Глава 2. Онлайн курс для обучения основам web-мастеринга 32
2.1 Цель и содержание курса 32
2.2 Методические рекомендации 39
2.3 Опытно-поисковая работа и анализ ее результатов 43
Заключение 51
Список информационных источников 53
Приложения 57
Приложение 1 57
Приложение 2 95
Приложение 3 98
Приложение 4 100
Приложение 5 103
Приложение 6 106
Приложение 7 109
Приложение 8 114
Реферат
Бурцева Т.О. РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ
ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ WEB-МАСТЕРИНГА, выпускная квалификационная работа: 111 стр., рис. 78, табл. 5, библ. 40 назв., приложений 8.
Алексеевский I l.l I. Старший преподаватель кафедры ИИТиМОИ. Ключевые сл^а: WEB-МАСТЕРИНГ, РАЗРАБОТКА ОНЛАЙН-КУРСА. Объект исследования - процесс обучения web-мастерингу в старшей школе. Цель работы - определение места web-программирования в школьном курсе и разработка открытого онлайн-курса для обучения старшеклассников основам web-мастеринга.
В работе проведён сравнительный анализ существующих онлайн- платформ для дистанционного обучения по основным критериям, таким как фукциональность, отказоустойчивость, удобство использования,
мультимедийность, качество технической поддержки. Выявлены преимущества, недостатки и особенности применения характерные для каждой платформы. Составлена сводная таблица с результатами. Помимо этого, проведён анализ существующих открытых онлайн -курсов, что позволило выделить основные типы обучения, применяемые при составлении учебных материалов.
Проведена опытно-поисковая работа в формате анкетирования с целью определения актуальности и необходимости создания обучающих курсов на тему web-программирования в старших классах.
Используя полученные результаты, был спроектирован и реализован собственный онлайн-курс для обучения старшеклассников основам web - мастерингу, включающий в себя теоретическую информацию, практические задания и методические рекомендации. Проведена адаптация курса для обучения лиц с ОВЗ.
Разработанный курс был опубликован на онлайн-платформе Stepik и прошёл экспертную апробацию.
Базовое школьное образование даёт общие знания и навыки, достаточные для существования в социуме. При выпуске из школы, перед вчерашним учеником встаёт вопрос, в каком направлении продолжить дальнейшее обучение. Но, насколько велик выбор, на столько, же он и сложен. Постепенное прохождение различных курсов ещё во время обучения в школе, может помочь человеку понять, какая профессия ему больше по душе, и куда следует идти учиться после выпуска. Современные школьники большую часть времени проводят за компьютером, поэтому им быстрее и удобнее получать информацию именно в онлайн формате. Одним из возможных направлений обучения является получение профессии web-разработчика.
Интернет является самым эффективным средством рекламы и продвижения, а также неотъемным элементом сегодняшнего мира. Ведь он может удовлетворить различные потребности современного человека. При ведении бизнеса, Интернет становится средой для удобной закупки товаров, налаживания деловых связей и поиска клиентов. Научные и учебные организации используют его возможности для обмена информацией и опытом, публикации исследований и многого другого. Интернет можно использовать в качестве средства для развлечения, общения и получения новой информации. В связи с потребностью создания сайтов различных тематик, профессия web- разработчика стала столь популярной.
Актуальность выбранного направления исследования определяется тем, что в школьной программе предусмотрено недостаточное количество аудиторных занятий для глубокого изучения данной темы, поэтому целесообразно вводить в программу дополнительные онлайн курсы.
Объект исследования - процесс обучения web-мастерингу в старшей школе.
Предмет исследования - методика обучения web-мастерингу старших школьников в формате онлайн-курса.
Целью выпускной квалификационной работы является определение места web-программирования в школьном курсе и разработка открытого онлайн-курса для обучения старшеклассников основам web-мастеринга.
Для достижения цели работы определен ряд задач:
1. Изучение учебно-методической литературы с целью определения места обучения web-мастеринга в школе;
2. анализ онлайн-платформ для дистанционного обучения;
3. анализ существующих онлайн-курсов для обучения web-мастерингу;
4. разработка открытого онлайн-курса для обучения старшеклассников основам web-мастеринга.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ учебной и методической литературы по проблеме исследования;
2. анализ онлайн-платформ для дистанционного обучения ;
3. анализ существующих онлайн-курсов для обучения web-мастерингу;
4. изучение и анализ педагогического опыта, инновационных технологий.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Проведенный анализ литературных источников помог выявить, что в нынешнее время онлайн-курсы являются актуальной и прогрессивной формой обучения, которая может благополучно использоваться преподавателями для решения многих задач. Использование элективных курсов благоприятствует созданию дополнительных условий для выбора собственных образовательных траекторий школьников в области IT-технологий.
2. В результате констатирующего этапа опытно -поисковой работы было проведено исследование уровня реализации углубленного изучения темы web-мастеринга в старшей школе и определено, что использование онлайн- курсов данной тематики необходимо, но не всегда реализуемо по разным причинам.
3. Разработан онлайн-курс, рассчитанный на самостоятельное изучение в старшей школе, который с одной стороны позволяет осуществить пропедевтику изучения web-программирования у школьников, содействовать развитию алгоритмического мышления. С другой стороны обеспечить ученикам освоение базовых навыков создания web-сайтов.
4. На контрольно-оценочном этапе были установлены критерии оценивания курса экспертами и обучающимися. Разработанная программа онлайн-курса была одобрена специалистами .
Перспективой данной работы является продолжение методической работы, направленной на дальнейшую разработку раздела «Основы web- мастеринга». Представленные методические рекомендации могут быть использованы студентами при проведении практики, а также учителями, при проведении урок информатики в старших классах на тему «WEB- конструирование».
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Его результаты можно использовать при обучении учащихся старшей школы.