Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования
1.1. Общая характеристика гибкости
1.2. Возрастные особенности младших школьников
1.3. Средства и методы развития гибкости младших школьников на уроках физической культуры
1.4. Методика развития гибкости у младших школьников на уроках физической культуры
Глава 2.Организация и методы исследований
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ показателей гибкости у младших школьников в начале эксперимента
3.2 Влияние использования разработанных комплексов на развитие гибкости младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследований. Известно, что младший школьный возраст - самый благоприятный период для развития многих физических качеств, в том числе гибкости. Их необходимо развивать с учетом возрастного развития. Больший эффект достигается в том случае, если целенаправленное воздействие начинается именно в 6-10 лет. В данном возрасте почти в два раза эффективнее развивается подвижность в суставах, чем в более старшем возрасте[15].
В этот период закладываются основы культуры движения, успешно осваиваются неизвестные ранее упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Практически все показатели моторики ребенка показывают высокие темпы роста. Наиболее интенсивный рост наблюдается по гибкости.При недостаточном уровне развития данного физического качества появляется целый ряд проблем: слишком мала амплитуда движений; появляется трудность в постановке оптимальной техники выполнения ежедневных движений; ограничивается проявление других физических качеств; возрастает риск появления травм, особенно при дальнейшем усугублении ситуации. Это приводит к функциональным деструктивным изменениям опорно-двигательного аппарата в зрелом возрасте [20].
Гибкость играет важную роль во многих движениях, но многие недооценивают ее важность. При этом развитие гибкости особенно важно не только для воспитания моторики, но и для физического состояния людей в целом.
В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.С. Быков, О.Н. Маркова и другие исследователи указывают на необходимость развития гибкости среди школьников, особенно младшего звена, т.к. ее недостаток может привезти к торможению физического развития, и, как следствие, к ухудшению самочувствия.
Проблема заключается в отсутствии эффективного выбора средств и методов для развития гибкости в соответствии с современными требованиями.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет: Методика развития гибкости у младших учащихся на уроках физкультуры
Целью выпускной квалификационной работы является выявление наиболее эффективных средств и методов развития гибкости у младших школьников на уроках физкультуры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплексы физических упражнений для развития гибкости у младших школьников на уроке физической культуры.
3. Доказать эффективность разработанных комплексов, направленных на развитие гибкости младших школьников на уроках физической культуры.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). Выпускная квалификационная работа представлена на 52 страницах. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 47 источников. Работа содержит иллюстративный материал, который включает 2 рисунка и 4 таблицы.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы.
1. 10-летний возраст является наиболее эффективным для развития активной и пассивной гибкости у школьников.
2. Целенаправленное развитие гибкости следует начинать в возрасте 6¬7 лет.
3. У детей 9-11 лет это качество развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это происходит из-за высокой эластичности костно-мышечной системы у детей этого возраста.
Нами разработаны и применены комплексы упражнений для повышения уровня развития гибкости. Они были включены в подготовительную и заключительную часть урока. Продолжительность каждого комплекса 7-10 минут.
В педагогическом эксперименте доказана эффективность составленных комплексов физических упражнений, что выражается в положительных результатах развития гибкости у младших школьников на уроках физкультуры в экспериментальной группе (p<0,05), в отличие от результатов в контрольной (p>0,05).
1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология /
A. В. Акрушенко. - Москва: Эксмо, 2006. - 250 с.
2. Ашмарин, Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин.- Москва: просвещение, 1995 .- 287 с.
3. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: просвещение, 1990 .- 287 с.
4. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: Просвещение, 1979 .- 240 с.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого /
B. К.Бальсевич. - Москва: Физкультура и спорт, 1988 .- 208 с.
6. Белов, Р.А Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методике развития у девочек школьного возраста / Р.А.Белов. - Москва: 1967 .- 19 с.
7. Быков, B.C Развитие двигательных способностей учащихся / В.С.Быков. - Москва: 1998 .- 74 с.
8. Воробьев, В.И Определение физической работоспособности спортсменов / В.И. Воробьев.- Москва: 1998 .- 54 с.
9. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена / М.Р.Галеева. - Москва: 2012 . - 56 с.
10. Глазырина, Л.Д. Физическая культура школьникам. Программа и программные требования./ Л.Д. Глазырина. - Москва: Гуманитарный центр ВЛА ДОС, 1999. - 144с.
11. Демидов, В.М Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В.М.Демидов.- Москва: 1991 .- 47 с.
12. Захарьева, Н.Н. Возрастная физиология: учебное пособие. -
Волгоград: ВГАФК, 2005. - 138 с.
13. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена / В.М. Дьячков. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 193с.
14. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов вузов/ Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - Москва: 2008. - 165с.
15. Зациорский, В.М. Спортивная метрология . Учебник для институтов физической культуры./ В.М. Зациорский. - Москва: Физкультура и спорт, 1992. - 256с.
16. Зимкина, Н.В Физиология человека / Н.В.Зимкина. - Москва: Физкультура и спорт, 1964 .- 98 с.
17. Качашкин, В.М Методика физического воспитания /
В.М.Качашкин. - Москва: Просвещение, 1980.- 304 с.
18. Козлова, В.И Физиология развития ребенка / В.И. Козлова- Москва: 1983 .- 31 с.
19. Койнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / : учебное пособие/ Э.Б. Койнова.- Москва: ИНФА, 2007. - 208 с.
20. Коренева, М.С Подвижные игры / М.С.Коренева. - Москва: 2018 .¬24 с.
21. Кузнецова, З.И Развитие двигательных качеств школьников / З.И.Кузнецова. - Москва: Просвящение,1967 .- 204 с.
22. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры .Учебник/ Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - Москва: Советский спорт, 2004. - 464с.
23. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - Москва: Советский спорт, 2010. - 342с.
24. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах / В.Ф. Ломейко. - Минск: 1980. - 176с.
25. Лях, В.И Гибкость и методика ее развития. Физкультура в школе / В.И. Лях. - Москва: 1999 .- 25 с.
26. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания: программа общеобразовательных учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич . - М.: Просвещение, 2008 - 127 с.
27. Маркова, О. Н Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / О.Н.Маркова. - Москва: Физкультура и спорт, 1997 .-158 с.
28. Матвеев, А.П Методика физического воспитания в начальной школе / А.П.Матвеев. - Москва: Владос-Пресс,2003 .- 248 с.
29. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. - Москва, 1991. - 312с.
30. Медведев, И.А Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры / И.А.Медведев. - Москва: 2001. - 126 с.
31. Менхин, Ю.В Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В.Менхин. - Москва: Физкультура и спорт, 1989 .- 116 с.
32. Палько, А.В. Школа роста. Развитие гибкости / А.В. Палько. - Москва: 1976. - 217с.
33. Поненко, В.Н. Гибкость, сила, выносливость / В.Н. Поненко. - Москва:1994. - 32с.
34. Портных, Ю.И Спортивные игры и методика преподавания /Ю.И. Портных. - Москва: Физкультура и спорт, 1986 .- 219с.
35. Семенов, Л Гимнастам о гимнастике /Л.Семенов.- Москва: Физкультура и спорт, 1961 .- 196 с.
36. Семкина, А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятиями спортом / А. А. Семкина. - Москва: 2016. - 213с.
37. Сермеев, Б.В Спортсменам о воспитании гибкости / Б.В. Сермеев. - Москва: Просвещение 1970 .- 24 с.
38. Сермив, Б.С Спортсменам о воспитании гибкости / Б.С.Сермив.- Москва: 1970 .- 36 с.
39. Смоленский, В. А Гимнастика в трех измерениях /
В.А.Смоленский.- Москва: 1979 . - 123 с.
40. Степин, К.Н. Гибкость. Основы развития / К.Н.
Степин. - Днепропетровск, 2003. - 176с.
41. Украна, М.Л Гимнастика /М.Л.Украна.-
Москва: Физкультура и спорт, 2012. - 422 с.
42. Фомин, Н.А Возрастные особенности физического воспитания
/ Н.А.Фомин. - Москва : Академия, 1983 .- 75 с.
43. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр Академия, 2011. - 481 с.
44. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -6-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2012. - 480 с.
45. Чикуров, В.И. Гибкость / Физическая культура и спорт, 2008. - №6.-С.9.
46. Чудинова, П.Р Воспитание гибкости у детей / П.Р. Чудинова. - Москва: 1994 .- 30 с.
47. Янсон, Ю.А Физическая культура в школе / Ю.А.Янсон.- Москва: 2004 .- 624 с.