Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственно-эстетической культуры подростков с нарушениями поведения средствами декоративно-прикладного искусства

Работа №94767

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности и значение формирования нравственно-эстетической куль¬
туры подростков 8
1.1 Психофизиологические особенности подростков возраста 8
1.2 Значение формирования основ нравственно-эстетической культуры личности
подростков с нарушениями поведения 18
1.3 Опыт разработки педагогических программ формирования нравственно¬
эстетической культуры личности подростков средствами Декоративно Прикладного Искусства 28
Глава 2. Средства и методика формирования нравственно-эстетической культуры подростков с нарушениями поведения 36
2.1. Анализ педагогической деятельности общеобразовательной организации МБОУ Гимназия № 131 г. Барнаула по развитию и формированию нравственно¬эстетической культуры личности подростков 36
2.2 Особенности методики формирования нравственно-эстетической культуры
личности подростков с нарушениями поведения средствами ДПИ, разработанной на базе МБОУ Гимназия № 131 г. Барнаула 46
2.3 Специфика педагогического эксперимента, проводимого на базе МБОУ Гимназия № 131 г. Барнаула по формированию нравственно-эстетической культуры
личности подростков с нарушениями поведения 56
Заключение 67
Список источников и литературы 70
Приложение


Подростковый период - это время формирования активной личности,
идет преломления социального опыта через собственную активную деятельность
человека по преобразованию его личности, формированию его "Я". По мнению
психологов, личность подростка ориентирована на формирование чувства зрелости и развитие самосознания. Этот возраст оптимален для ознакомления
формирующейся личности с принятыми в обществе ценностями, с жизненной
этикой и эстетикой.
На протяжении многих десятилетий педагоги пытаются решать проблемы
формирования личности, ограничивая процесс обучения рамками работы и
воспитательного персонала. Формирование личности подростка носит комплексный характер. Наиболее эффективным, однако, является художественное
образование как процесс целенаправленного воздействия по видам искусства, в
котором у культивируемых людей формируются плохие художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение его понимать, наслаждаться им, умение творить в области культуры.
Морально-эстетическая культура характеризует в основном духовную
жизнь общества и личности, духовный мир - сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Морально-эстетические чувства, нравственно-эстетическое понимание являются элементами духовной культуры субъектов.
Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственно-эстетических потребностей людей. Но нравственность проявляется как на практике, так и в других сферах жизни - в экономике, политике, общественной жизни, юриспруденции и др. Это явление не только духовной, но и материальной
жизни, оно имеет явную выраженную специфику. Эстетическая культура как
отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества -
это явление, прежде всего, духовной жизни. Но при их культурологической характеристике выявляются некоторые общие признаки нравственности и художественного творчества. Они обуславливают рассмотрение нравственно-эстетической культуры во взаимосвязи.4
Неотъемлемой частью нравственно-эстетического образования является
художественное воспитание, использующее факторы воспитательного воздействия инструменты искусства, развивающие особые возможности, знания, умения и навыки в частных отраслях искусства: вокальной, театральной, изобразительной, музыкальной, декоративно прикладной и т.д., что является важнейшей
частью нравственно-эстетического воспитания. В системе морально-эстетического образования в целом используются все эстетические явления
действительности. Особое значение придается восприятию и пониманию прекрасного в творчестве, развитию у человека способности привносить красоту в
процесс и результаты труда.
Актуальность обуславливается возрастание доли нарушений поведения
подростков в современных российских школах, отсутствием у учителей школ
действенной методики работы с такими детьми, необходимостью создания
учебной программы, которая помогла бы сместить фокус внимания подростков
с нарушениями поведения в сторону декоративно-прикладного искусства. Данная проблема была затронута в диссертационных исследованиях И.Г. Ревес
79, Г.А. Поличко, Л.В. Котенко 47, В.П.Анисимова 5, В.И.Козлова 42и
др., однако нуждается в дальнейшей разработке, кроме того педагогическая
практика школы №131 выявила актуальность разработанной учебной программы «Гармония искусства».
Объектом исследования является морально-эстетическая культура подростков.
Объект - влияние средств декоративно-прикладного искусства на формирование нравственно-эстетической культуры подростков.
Целью изучения являлось абстрактное подтверждение и апробации
программы для формирования нравственно-эстетической культуры подростков
средствами декоративно-прикладного творчества.5
Предположение изучения базируется в теории, что системное применение
программы с использованием средств декоративно-прикладного искусства положительно влияет на формирование нравственно-эстетической культуры подростков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель нашего исследования заключалась в теоретическом обосновании и
апробации программы для формирования нравственно - эстетической культуры
подростков средствами декоративно-прикладного творчества. Выполняя задачи
нашего исследования, мы смогли сделать следующие выводы.
Анализ литературных источников показал, что, по мнению многих ученых, в настоящее время происходит духовный кризис общества, моральные
идеалы в сознании подрастающего поколения теряются, поэтому, начиная с
детства, необходимо работать над нравственно-эстетическим воспитанием.
Мы рассмотрели педагогические подходы к развитию подростков с
нарушениями поведения. Разработаны векторы, в контексте которых выявлены
педагогические приемы и методы целостного подхода к эстетическому формированию, образованию, развитию и воспитанию, разработаны социально-педагогические факторы эстетического развития учащихся, обусловлена связь и
соотношение частей эстетической культуры учащихся, выявлены важнейшие
принципы эстетического воспитания и направления усовершенствования эстетической культуры, суть которых в направленном педагогическом контроле.
Художественное творчество играет ключевую роль в нравственно-эстетическом становлении учащихся. Художественное творчество заставляет
детей испытывать внутренние эмоции переживания, радость, счастье, что в
свою очередь ведет детей к высокоморальным духовным и этическим ценностям всей человеческой цивилизации. Художественное искусство вводит человека в культурное пространство человеческой цивилизации, выражает и формирует отношение человека к миру, обществу и самому себе. Особенно значима роль художественного искусства в формировании личности подростка, так
как именно в данный период происходит самоопределение человека, его культурная отождествление. Подросток активно познает, изучает мир, формируя
нравственно-эстетические и социальные установки. Именно в данном возрасте
выявляется склонность к самосознанию, самоутверждению и оценке всего, что69
происходит вокруг него. Проявляется способность сопереживать, сострадать,
способность понимать внутренний мир другого человека. Именно в подростковом возрасте формируется интерес к искусству, но потребность в искусстве часто ослабевает.
Гипотеза исследования основана на предположении, что систематическое
применение программы с использованием средств декоративно-прикладного
искусства позитивно влияет на формирование нравственно - эстетической культуры подростков.
На основании имеющегося опыта можно прийти к такому выводу, что гипотеза исследования полностью подтвердилась. В соответствии с границами
проекта, была положительная кинетика изменений в создании нравственной и
эстетической культуры студентов.
Данные полученные в результате эксперимента, свидетельствуют, что у
всех испытуемых существенно повысился уровень сформированности всех
компонентов нравственно – эстетической культуры.
Таким образом, изучение проблемы нравственно-эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного искусства выявило значительные педагогические возможности в повышении эффективности нравственно-эстетического воспитания. Особенно важную роль в этом играют факторы социально-педагогической среды, оказывающие позитивное воздействие. К таким
факторам относятся:
- создание условий личного, социального значения и эстетического
наслаждения в образовательном процессе;
- открытие индивидуальных способностей и возможностей, на ровне с
формированием уважения к достоинству сверстников;
- возможность показать свои успехи перед старшими и сверстниками,
всегда присутствующая забота о самоутверждении ребенка;70
- одобрение самостоятельности, творчества и инициативы во всех вопросах;
- использование приемов и методов творческого развития;
- создание условий восторга в процессе получения новых знаний и навыков в создании предметов декоративно-прикладного искусства.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.0.2017)
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О пер¬сональных данных»
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
4. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимна-зия №131», Именуемое в дальнейшем «Учреждение», реорганизовано путем преобразования из негосударственного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия» современным решением админи¬страции Ленинского района г. Барнаула, комитета по управлению муни¬ципальной собственностью г. Барнаула, комитета по управлению муни¬ципальной собственностью г. Барнаула, комитета по образованию адми¬нистрации г. Барнаула, Барнаульско-Алтайской Епархии Русской Право¬славной Церкви от 12.07.2005 г. №19/735/24, приказ комитета по образо¬ванию г. Барнаула Алтайского края от 29.05.2008 № 01-05/310.
5. Лубовский В.И., Власова Т.А., Никашина Н.А. Обучение детей с за-держкой психического развития. - М.: Просвещение, 1981г. - 119с.
6. Власова Татьяна Александровна. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,: Про¬свещение, 1973. - 175 с.;
7. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. — М.:Педагогика,, 2018. -395 с.
8. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. - Подго-товлено ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2015. - 98 с.
9. Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних//Психология и профилак-тика асоциального поведения несовершеннолетних. - Тюмень, 2015. - 493 с.
10. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. - 487с.
11. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва,апрель2012 г.).
— М.: Буки-Веди, 2012. — 203-206 с.
12. Анисимов В.П. Влияние характера эстетической ориентировки в произ-ведениях искусства на формирование нравственных взглядов учащихся: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 175с.
13. Антонян Ю.М., Самович Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. - М.: Сло¬во, 2016. - 241 с.
14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. - 192с.
15. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, Из-во Эксмо- Пресс, 1999. - 394 с.
16. Блонскии П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 2. - М.: Просвещение, 1967.
17. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшекласс-ников.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. -206 с.
18. Богуславская, И. Я. Русское народное искусство [Текст] / И.Я. Богуслав¬ская. - Л.: Советский художник, 1968. - 160 с.
19. Бодалев А.А. Психология о личности. - М., 1988. - 188с.
20. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности под-ростка. - М.: Знание, 1979. - 39с.
21. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1979. - 224с.
22. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев. - М,:Высш. шк., 2012. — 511с.
23. Бюллер Ш. Пять фаз жизненного цикла человека. - М.: Просвещение. - 1968. - 348 с.
24. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культу-ры старших школьников. Учебное пособие. - Л., 1980. - 80с.
25. Ветлугина Н. А. Методы эстетического воспитания Сборник статей «Эс¬тетическое воспитание в детском саду», под ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1978.
26. Власова Татьяна Александровна. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,: Про¬свещение, 1973. - 175 с.;
27. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьни-ков: Учебное пособие для педагогов инст-тов. - Минск: Вышэйш. школа, 1982. - 176с.
28. Выготский Л.С. Психология искусства./Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. - 344с.
29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб,
1997. - 384 с.
30. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1969. — 172 с.
31. Вяткин Л.Г. Сущность и логика педагогического исследования. - Сара-тов: изд-во Саратовского университета, 1991. - 14-22 с.
32. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспита-ние школьников: Кн. для учителя. 2-е изд. доп. и перераб. - Мн.: Нар. асвета, 1988. - 128с.
33. Галкина, Е.С. Эстетическое воспитание школьников в свете идей В. Су- хомлинского на современном этапе развития общества [Текст] / Е.С.
Галкина//Педагогическая проектирование и его место в системе учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения: Материа¬лы Всеукраинской научно-практической Конференции. - Харьков. - 2010. -182 с.
34. Гезелл А. Педология раннего возраста. - М. - Л., 1932. - 142 с.
35. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С. И. Гессен / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа- Пресс, 1995. - 448 с.
36. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искус-ства и действительности. - М.: Педагогика, 1986.- 128с.
37. Губанова Е.Н. Художественно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на материале Цен-трального Черноземья). [Текст] / Е.Н. Губанова; Борисоглебский гос. пед. инст. - Борисоглебск, 2008. - 198 с.
38. Давалева Д.А. Особенности восприятия подростками произведений де-коративно-прикладного искусства [Текст] / Д.А. Давалева // Историче-ские, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота,
2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. II. - 80 с.
39. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 395 с.
40. Егоров А.И. Проблемы эстетики. М.: Прогресс, 1977. - 463с.
41. Еремеев А.Ф. Границы искусства: социальная сущность художественно¬го творчества. - М.: Искусство, 1987. - 175 с.
42. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: т.1 Психическое развитие ребенка. - М., 1986. - 395 с.
43. Зосимовский A.B. Возрастные особенности нравственного развития де-тей. Советская педагогика, 1973, № 10, С.12-21.
44. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., Питер. - 2011, - 511 с.
45. Каган М. С. О прикладном искусстве. Избранные труды в VII томах. Том V. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. - СПб.: Пет¬рополис, 2018. - 391 с.
46. Каган М.С., Холостова Т.В. Эстетическое и этическое в системе ценно-стей. - Л., Правда, 1974. - 202с.
47. Квятковский Е.В., Фохт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов школьников. - М.: Педагогика, 1974.- 160с.
48. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: (О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). -М.: Знание, 2014. - 112с.
49. Козлов В. И. Нравственное воспитание учащихся на уроках изобрази-тельного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 106-108.
50. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художествен-но-творческих способностей //Дошкольное воспитание - 1998. - № 10. - С. 65-67.
51. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева. - М.: Школьная пресса, 2003. - 392 с.
52. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1972. - 175с.
53. Конникова Т.Е. Проблемы воспитания подростков. - М.: Знание, 1972. - 432с.
54. Котенко Л.В. Формирование элементов эстетической культуры подростков средствами декоративно-прикладной деятельности: Дис. канд. пед. наук. - М., 1990. - 193с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ