ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ
ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
1.1. Анализ научно-педагогической и специальной литературы по проблеме подготовки учащихся к инновационной деятельности в условиях интеграции взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования 15
1.2. Анализ традиционной структуры содержания, методов и форм
организации подготовки учащихся к инновационной деятельности в условиях интеграции усилий учреждений общего и дополнительного образования 28
1.3. Разработка структуры содержания, методов и форм организации
подготовки учащихся к инновационной деятельности в условиях интеграции усилий учреждений общего и дополнительного образования 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 63
2.1. Анализ существующего состояния подготовки детей к инновационной
деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования 63
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по подготовке
учащихся к инновационной деятельности 73
2.3. Анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы по
подготовке учащихся школ к инновационной деятельности в условиях интеграции учреждений общего и дополнительного образования 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 132
Переход российской экономики на инновационный путь развития обусловил необходимость формирования в обществе нового вида социально¬экономического мышления - инновационного. В связи с этим современная отечественная система образования впервые столкнулась со сложной задачей воспитания готовности молодежи к инновационной деятельности, начиная с детского возраста. Готовность к инновационной деятельности представляет собой системный комплекс знаний, умений и навыков: владение навыками творческой деятельности и преобразования творческих результатов в объекты интеллектуальной собственности и товары потребления. Эта готовность является необходимым компонентом культуры творческой деятельности и интеллектуальной собственности, которая предполагает: соблюдение при этом этических, эстетических, правовых и иных норм [38, 64, 111, 112].
Социальный заказ государства и общества системе образования определен перечнем следующих документов: концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, созданной в соответствии с ее положениями государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». В системе образования это отражено в Федеральным законе № 273-ФЗ 29.12.12г. «Закон об образовании Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО).
Изучение вышеназванных государственных документов по образовательной политике позволило также выявить тенденции развития всей образовательной системы, обусловленные острой актуальностью проблемы подготовки к инновационной деятельности выпускников общего среднего, среднего профессионального и высшего образования. В документах общее направление решения этой проблемы разбито на этапы и задачи, которые предполагают создание условий (модернизации системы образования на федеральном, региональном и местном уровнях) для реализации цели по развитию человеческого потенциала [20].
Обзор научно-педагогической литературы и изучение педагогического опыта по реализации образовательной политики показал следующее. Согласно принятым решениям государственного уровня, в настоящее время в теории и практике проблема подготовки учащихся школ к инновационной деятельности рассматривается преимущественно с позиции перевода самих учреждений образования на инновационный путь развития, т.е. подготовки педагогических кадров и будущих педагогов к инновационному ведению учебного процесса (решаются проблемы инновационного развития системы образования и науки, вопросы о психологической и профессиональной готовности учителей, преподавателей к ведению инновационной деятельности в образовательной сфере [9, 47, 47, 49, 96 и мн. др.]. Эта тенденция частично соответствует общему направлению образовательной политики в смысле обеспечения инновационного характера базового образования, требуемого государством. При этом необходимо готовить не только педагогический персонал к ведению профессиональной инновационной деятельности.
Первый теоретический вклад внесен учеными в научных трудах С.А. Новоселова, Э.Ф, Зеера, Э.Э. Сыманюк, А. П. Усольцева, Т.Н. Шамало был исследован процесс формирования инновационного мышления, предложены варианты содержания подготовки к инновационной деятельности и соответсвующих форм обучения школьников [38, 64, 110, 111, 112]. Очень важным выводом оказывается то, что воспитание культуры творчества, являясь частью общей культуры современного человека, опосредованно формирует и культуру инновационной деятельности [38, 64].
В остальных найденных немногочисленных источниках методической и психолого-педагогической литературы проблема подготовки школьников к инновационной деятельности поставлена остро, но при этом до сегодняшнего дня недостаточно исследована. Необходимость такой подготовки отмечали в своих работах Е.В. БАбич, Э.М. Коротков и др. [9, 47]. Существует также практический опыт решения проблемы организации учебной инновационной деятельности школьников, реализуемой в условиях дополнительного образования (совместный проект издательства «Просвещение» и НП «Телешкола», реализуемый под названием «Школа инноваций» и «Школа инноваций-2» [90]; школьные бизнес-компании; инженерно-технические школы, необходимо отметить деятельность крупного инновационного центра «Сколково» [98]. Аналогичную работу проводит ФГБУ «Фонд содействия инновациям, г. Москва. Развитие творческих способностей школьников в этих образовательных проектах осуществляется на основе применения известных методик (кейс-метод, SWOT-анализ, STEP (PEST) - анализ), использования эвристических методов (мозговой штурм, морфологический, вепольный, фокальный анализы и др.), а также теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При этом средствах (содержание, методы, формы и средства подготовки школьников к инновационной деятельности не нашли достаточного научного обоснования. [101].
Таким образом, проведённый анализ научной, методической и учебной литературы, посвящённый проблеме подготовки детей к инновационной деятельности в сфере техники в условиях интеграции усилий учреждений общего и дополнительного образования в сопоставлении с практическим опытом ее организации, позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью государства и общества в подготовке подрастающего поколения к инновационной деятельности и существующими формами и содержанием этой подготовки в учреждениях общего и дополнительного образования, не обеспечивающих готовность их выпускников к реальной инновационной деятельности;
- на научно-педагогическом уровне - с одной стороны, в учреждениях общего и дополнительного образования необходимо реализовать эффективную подготовку детей к будущей инновационной деятельности, но с другой стороны, в педагогической теории не решен о структуре такой подготовки, особенностях ее содержания, соответствующих методов и форм в условиях интеграции программ основного и дополнительного образования.
- на научно-методическом уровне - с одной стороны, есть необходимость реализовать содержание подготовки детей к инновационной деятельности в сфере техники на основе интеграции программ основного и дополнительного образования, но с другой стороны, существующее научно-методическое обеспечение процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности не соответствует требованиям этой интеграции.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: какими должны быть структура, содержание, методы и формы организации процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники в условиях интеграции программ основного и дополнительного образования.
Актуальность выделенной проблемы определила выбор темы исследования: «Подготовка детей к инновационной деятельности в сфере техники в условиях интеграции общего и дополнительного образования».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе структуры, содержания, методов и форм организации процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Объект исследования: процесс подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники в учреждениях общего и дополнительного образования.
Предмет исследования: структура, содержание, методы и формы организации процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
Гипотеза: вероятно, результативность процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники удастся повысить при выполнении следующих условий:
- процесс подготовки детей к инновационной деятельности в сфере техники будет организован на основе интеграции программ общего и дополнительного образования;
- в содержание подготовки учащихся к инновационной деятельности будут включены знания и умения преобразования творческих результатов в объекты интеллектуальной собственности;
- будет уточнена структура процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники;
- в комплекс методов подготовки к инновационной деятельности, наряду с использованием эвристических методов, будет включен метод активизации творческого мышления в процессе решения практико-ориентированных задач по анализу изобретений;
- если основной формой организации процесса подготовки к инновационной деятельности станет учебно-инновационная деятельность, реализуемая в том числе в форме творческого практико-ориентированного соревнования по разработке, патентной защите, изготовлению и коммерциализации изобретений, созданных в процессе сотворческой деятельности учащихся, педагогов и родителей.
Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме подготовки учащихся к инновационной деятельности в учреждений общего и дополнительного образования.
2. Провести анализ традиционной структуры, содержания, методов и форм организации подготовки учащихся к инновационной деятельности, в том числе в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования.
3. На основе анализа традиционной структуры, содержания, методов и форм организации процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники теоретически обосновать, разработать теоретическую модель структуры этого процесса, реализуемого на основе интеграции программ общего и дополнительного образования с включением содержания подготовки знаний и умений, необходимых для преобразования творческих результатов в объекты интеллектуальной собственности.
4. Проверить в опытно-поисковой работе эффективность предложенной теоретической модели процесса подготовки учащихся школ к инновационной деятельности в сфере техники на основе интеграции программ общего и дополнительного образования.
При поиске решения проблемы подготовки школьников к инновационной деятельности были определены теории и подходы, которые составили теоретико-методологическую основу исследования:
- системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.), определяющий деятельность как главную составляющую, фактор и условие процесса развития личности, направленного на развитие творческого потенциала и формирование готовности личности к инновационной деятельности [ 8, 17, 50, 83, 95, 108];
- личностно-ориентированный подход (М.А. Акопова, И.С. Якиманская и др.), обеспечивающий развитие творческих способностей личности посредством специально организованного процесса её деятельности с учетом личностных особенностей, включающих мотивацию и потребности [1, 126];
- интегративный подход, обеспечивающий соблюдение целостности структуры системы подготовки учащихся к инновационной деятельности в условиях объединения усилий учреждений общего и дополнительного образования (позволяет структурно объединить цель, содержание, принципы, методы, формы, условия реализации обучения) (А. Д. Урсул, Л.А. Ермакова) [109];
- метапредметный подход, заключающийся в интеграции содержания обучения нескольких научных дисциплин и практикоориентированной деятельности различной направленности [118];
- проектный подход, применяемый с целью получения новых знаний и компетенций в ходе реализации проектной деятельности, которая выступает при этом как форма и способ организации учебного процесса (Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, Е.С. Полат, Н. Ю. Пахомова, С.Т. Шацкий и др.), являющийся условием построения и реализации педагогической системы и процесса по подготовке учащихся школ к инновационной деятельности в условиях общего и дополнительного образования (в т.ч. создание структуры содержания, средств, форм обучения) и эффективным средством для достижения результативности обучения учащихся школ по подготовке к инновационной деятельности [86 ];
- теория и методология развития творческих способностей, (В.Е. Алексеев, В.И. Андреев, П.Н. Андрианов, В.И. Белозерцев, Э.Ф. Зеер, Б.М. Кедров, А.Н. Лук, С. А. Новоселов, Ю.С. Столяров и др), позволяющая на основе анализа структуры технического творчества и учебно-творческой деятельности проектировать и реализовывать новые педагогические системы по развитию творческих способностей и подготовки к инновационной деятельности [2, 38, 53, 65, 66, 67, 68, 69, 70];
- научные труды по психологии творчества и творческого мышления (Г.С. Альтшуллер, A.B. Брушлинский, И.А. Бескова, Р.Д. Грановская, Н.Д. Дружинин, Е.П. Ильин, М.М. Кашапов, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, М.И. Меерович, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.Е. Туник, М.А. Холодная, Э. де Боно, Б. Клег, J. Guilford, К. Роджерс, G. Claxton, В. Lucas, Э.Торренс и др.), позволяющие выявить показатели творческих способностей и креативности как составляющих инновационного мышления, и на этой основе выстроить систему критериев подготовленности к инновационной деятельности [3, 4, 65, 66, 67, 68, 69,];
- теория организации инновационной деятельности и развития инновационного мышления (П.Ф. Друкер, В.П. Делия, Б.Г. Лаврентьев, В.К. Лукашевич, А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало, А.В. Хуторской и др.) как ключевого фактора развития общества, основанного на экономике знаний [27, 28, 110, 111, 112, 117, 118, 119].
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом подготовки обучаемых к инновационной деятельности, беседа, анкетирование, анализ результатов учебно-инновационной деятельности учащихся, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе:
- политехнического отделения государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Дворец Молодежи» (ГАНОУ СО «Дворец Молодежи»), г. Екатеринбург;
- муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Октябрьского района (МАУ ДО ДДТ Октябрьского района), г. Екатеринбург.
В исследовании приняли участие 12 учащихся 8-17лет. Кроме того, к реализации теоретической модели организации процесса подготовки к инновационной деятельности в сфере техники были подготовлены также 4 педагога.
Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа в течение 2014 - 2020 гг.
Первый этап (январь - май 2016г.) - изучение реального состояния подготовки учащихся школ к творческой и инновационной деятельности на конкурсах и соревнованиях по детскому техническому творчеству, проводимых на базах: в политехническом отделении ГАНОУ СО «Дворец Молодежи», г. Екатеринбург, МАУ ДО «Дом детского творчества Октябрьского района» (конкурс «Удиви нас!», Олимпиада по изобретательским проектам, Турниры и Фестивали по изобретательству и рационализаторству). Проведение анализа психолого-педагогической литературы и обоснование основных теоретических подходов к исследованию проблемы подготовки школьников к инновационной деятельности, уточнение объекта, предмета, гипотезы, задач и методов исследования, а также понятийного аппарата исследования.
Второй этап (июнь 2016-2017) - разработка структуры содержания, методов и форм подготовки школьников к инновационной деятельности в условиях интеграции усилий общего и дополнительного образования, их апробация посредством включения в содержание учебно-инновационной деятельности на уроках технологии и внеурочной деятельности выполнение технологического проекта с применением компонентов известной технологии «Развития изобретательства учащихся в процессе анализа технических решений», а также разработанных методов поиска патентной информации при использовании Международной патентной классификации, информационно¬компьютерных технологий и официальных специализированных баз данных. Создание структурно-функциональной модели подготовки учащихся к инновационной деятельности Проведение опытно-поисковой работы по проверке отдельных положений гипотезы.
Третий этап (2017-2019) - опытно-поисковая работа по проверке теоретически обоснованных положений гипотезы. Корректировка процесса обучения школьников: дополнение содержания, введение методик
информационно-патентного поиска с возможностью ее выполнения на платформе «Googl-classroom» («Гугл-класс»), подготовки заявочных материалов заявки в Роспатент на выдачу патента на изобретение (полезную модель); элементов сопровождения процесса коммерциализации. Апробация промежуточных результатов исследования. Создание организационно-педагогических условий для развития инновационной деятельности учащихся в условиях интеграции усилий общего и дополнительного образования.
Четвертый этап (2019-2020) - проведение в политехническом отделении ГАНОУ СО «Дворец Молодежи», г. Екатеринбург, формирующего эксперимента по проверке эффективности реализации структурно-функциональной модели подготовки учащихся к инновационной деятельности и метода учебно-инновационных проектов. Обработка, анализ, интерпретация и апробация результатов исследования. Оформление материалов диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработан вариант организации процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники на основе интеграции программ общего и дополнительного образования;
- дано определение понятий: «учебно-инновационная деятельность», «учебно-инновационный проект»;
- разработан и апробирован электронный обучающий курс на интернет- платформе «Google-classroom» «Информационно-патентный поиск при создании интеллектуальной собственности»;
- разработан метод учебно-инновационных проектов как вариант реализации метода проектов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- теоретически обоснована структурно-функциональная модель
подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники;
- теоретически обоснованы педагогические условия эффективной организации учебно-инновационной деятельности учащихся и выполнения учебно-инновационного проекта на основе интеграции программ общего и дополнительного образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на его материалах разработаны для учреждений общего и дополнительного образования и внедрены:
- электронное пособие с творческими задачами по анализу изобретений, позволяющие эффективно организовать процесс обучения основам инновационной деятельности;
- разработана и внедрена в учебный процесс методика по использованию доступных информационно-патентных баз РФ на уроках и во внеурочной деятельности;
- метод работы с Международной патентной классификацией;
- метод поиска патентной информации с применением информационно- компьютерных технологий и специализированных баз данных;
Разработанные учебно-методические материалы можно рекомендовать для применения в учебном процессе общеобразовательных школ города.
На защиту выносятся следующие положения:
- результативность процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники повышается в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
- включение в содержание подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники знаний и умений по преобразованию творческих результатов в объекты интеллектуальной собственности повышает эффективность этого процесса;
- результативность процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники обеспечивается организацией структуры этого процесса в соответствии со структурно-функциональной моделью, включающей в себя следующие основные компоненты: целевой, содержательный и функциональный.
- повышению результативности процесса формирования готовности учащихся к инновационной деятельности в сфере техники способствует применение метода активизации творческого мышления в процессе решения практико-ориентированных задач по анализу изобретений;
- повышению результативности процесса формирования готовности к инновационной деятельности уч-ся способствует применение формы учебно-инновационного проекта и творческого практико-ориентированного соревнования по разработке, патентной защите, изготовлению и коммерциализации изобретений, созданных в процессе сотворческой деятельности учащихся, педагогов и родителей.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены: исходными методологическими положениями; применением комплекса методов, адекватных объекту, целям, задачам и логике построения исследования; длительным этапным характером опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов; репрезентативностью объема выборки; контрольным сопоставлением полученных данных с педагогическим опытом.
Апробация результатов исследования.
Основные положения исследования и его гипотеза были экспериментально проверены в политехническом отделении ГАНОУ СО «Дворец Молодежи», г. Екатеринбург, и Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества Октябрьского района (МАУ ДО ДДТ Октябрьского района), г. Екатеринбург.
Объем и структура диссертации. Объем составляет 107 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (128 источников), и 6 приложений. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера, связанные с отдельными положениями диссертации.
В диссертации рассматривается проблема подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники в учреждениях общего и дополнительного образования. А именно, была выявлена необходимость разработки структуры содержания, методов и форм организации подготовки учащихся к инновационной деятельности в условиях интеграции взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. С целью устранения проблемы были решены следующие задачи исследования:
- проведен анализ научно-педагогической литературы по проблеме подготовки учащихся к инновационной деятельности в учреждений общего и дополнительного образования;
- проведен анализ традиционной структуры, содержания, методов и форм организации подготовки учащихся к инновационной деятельности, в том числе в условиях интеграции программ общего и дополнительного образования;
- на основе анализа традиционной структуры, содержания, методов и форм организации подготовки учащихся к инновационной деятельности теоретически обоснована, разработана теоретическая модель структуры этого процесса, реализуемого на основе интеграции программ общего и дополнительного образования с включением содержания подготовки знаний и умений, необходимых для преобразования творческих результатов в объекты интеллектуальной собственности;
4. Проверена опытно-поисковой работе эффективность предложенной теоретической модели процесса подготовки учащихся школ к инновационной деятельности в сфере техники на основе интеграции программ общего и дополнительного образования.
Доказано, что результативность процесса подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники повышается при выполнении следующих условий:
-интеграции программ общего и дополнительного образования;
- включения в содержание подготовки учащихся к инновационной деятельности в сфере техники знаний и умений по преобразованию творческих результатов в объекты интеллектуальной собственности;
- организации структуры процесса подготовки школьников в соответствии со структурно-функциональной моделью, включающей в себя следующие основные компоненты: целевого, содержательного и функционального.
- комплекс методов подготовки к инновационной деятельности, наряду с использованием эвристических методов, должен включать специальные методы обучения патентно-поисковой работе, активизирующие творческое мышление в процессе решения практико-ориентированных задач по анализу изобретений: метод работы с Международной патентной классификацией; метод поиска патентной информации с применением информационно¬компьютерных технологий и специализированных баз данных;
- применения формы учебно-инновационного проекта и творческого практико-ориентированного соревнования по разработке, патентной защите, изготовлению и коммерциализации изобретений, созданных в процессе сотворческой деятельности учащихся, педагогов и родителей.
1. Акопова, М. А. Теория и методология реализации личностноориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: автореферат диссертации доктора педагогических наук: 13.00.08./ М.А. Акопова.- Санкт-Петербург, 2004.- 42с.
2. Алексеев, В.Е. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект / В.Е. Алексеев, А.И. Влазнев, Д.М. Комский // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб.науч. тр. - Екатеринбург, 1995.- Вып.1.- С.107-119.
3. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения / Г.С Альтшуллер.- М.: Моск. рабочий, 1973.- 296 с.
4. Альтшуллер, Г.С. Найти идею / Г.С. Альтшуллер.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.-209 с.
5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988.- 238 с.
6. Артемьева, В.А. К вопросу о творческой и инновационной деятельности / В.А Артемьева // Вестник гражданских инженеров. - Санкт- Петербург, 2013. №3 (38). - с. 242-248.
7. Артемьева, В. А. Некоторые аспекты инновационного мышления студентов строительного вуза/ В.А Артемьева //Вестник гражданских инженеров. - Санкт-Петербург, 2012. - № 3(32). - С. 408-412.
8. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического
исследования / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 105 с.
9. Бабич, Е.В. Инновации в образовании или инновационное
образование / Е.В. Бабич, С.Ю. Мишустина, А.А. Анастасьева // В сборнике: Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической
конференции, 2018. С. 13-15.
10. Баулина, Н.А. Формирование инновационного мышления школьников - задача современной школы / Н.А. Баулина // Педагогика. 2011.№ 9. С. 116-121.
11. Безрукова, В.С. Педагогика: учебник для вузов и техникумов / В.С. Безрукова.- Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1994.- 338 с.
12. Блохин, А.Л. Метод проектов как личностно-ориентированная
педагогическая технология: автореферат диссертации кандидата
педагогических наук: 13.00.01. / А.Л. Блохин.- Ростов-на-Дону, 2005 - 24с.
13. Большой энциклопедический словарь (БЭС). 2-е издание, переработанное и дополненное: словарь / под ред. А.М. Прохорова . - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 1456с.
14. Брушлинский, A.B. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения)/ Брушлинский A.B. // Сборник статей «Научное творчество». - М., 1969. - С. 230.
15. Взятышев, В.Ф. Введение в методологию инновационной деятельности / В.Ф. Взятышев. М.: «Европейский центр по качеству», 2002. - 82 с.
16. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование / С.М. Вишнякова. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
...