ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭТИКЕТНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1 Основные понятия и характеристика этикетных форм общения 9
1.2. Особенности развития этикетных форм общения детей
дошкольного возраста со сверстниками 15
1.3. Методы, приемы и условия формирования этикетных форм
общения у детей дошкольного возраста со сверстниками 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭТИКЕТНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ 34
2.1. Описание диагностических методик диагностики этикетных форм
общения у детей старшего дошкольного возраста со верстниками 34
2.2. Анализ результатов диагностического исследования этикетных форм общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.. ..35
2.3. Содержание работы по созданию условий, способствующих
развитию этикетных форм общения у детей старшего дошкольного возраста
со сверстниками 42
2.4. Результаты контрольной диагностики 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. Язык - это величественное достояние человечества. Он не только мощное средство общения, орудие мышления, но и история народа, необходимое условие его существования. Он является основой роста личности, направленная на внутренний мир человека и его психику, во внешний мир человеческих взаимоотношений. Культура личности в значительной степени зависит от безупречной образцовой речи.
Между уровнем образованности, общей культуры и уровнем этикетной формы общения человека существует соразмерность и зависимость.
Соблюдение норм этикетных форм общения связано с общей культурой человека, его самосознанием, самоуважением и степени его отношение к другим.
Культура поведения - это умение держать себя в обществе, знания, связанные с профессиональной этикой, навыки правильного поведения за столом, формы обращения к старшим, женщин, сотрудников, друзей - добронравие и порядочность в отношениях с людьми.
Известно, что первое впечатление о человеке складывается из того, насколько искренне и приветливо он приветствуется. Наше впечатление может быть ошибочным, но, несмотря на всю логику, люди подсознательно ориентируются на свои чувства во время приветствия. Поэтому, независимо от настроения, человеку надо здороваться всегда приветливо. Известно, что плохое настроение не следует распространять на других людей, поскольку их можно спровоцировать на встречную неприязнь.
Несмотря на широту теоретических исследований проблемы этикетных форм общения, появление целого ряда практических пособий и учебников, вопросы языковой культуры населения стоит остро, о чем свидетельствуют наблюдения над устной и письменной речью наших соотечественников.
Низкая культура речевого общения, несоблюдение коммуникативных норм вызванные, по мнению исследователей речевого этикета, в 3
значительной мере тем, что население не только плохо знает культурноязыковые законы, но и не учитывает их национальную специфику.
В наше время вопросами формирования этикетных форм общения занимаются такие ученые, как: А.Г. Арушанова, Л.А. Венгер, В.Е. Гольдин, Т.П. Колодяжная, И.Н. Курочкина, Г.М. Лямина, С.Е. Привалова, А.А. Смага, В.И. Яшина и т.д., однако, на сегодняшний день в современных образовательных учреждениях с существующими в них набором как форм так и методов обучения не в должной степени способствует развитию этикетных умений детей старшего дошкольного возраста.
Учить детей словесной вежливости и культуре речевого общения нужно с раннего детства, учитывая, что период от 1 года до 7 лет является наиболее сензитивным как для развития речевого общения, овладения родным языком, так и для социализации ребенка, усвоение норм и правил поведения.
Таким образом, сложились противоречия между:
• потребностью современного общества в людях, обладающих этикетными формами общения и недостаточной разработанностью условий, средств и методов, позволяющих выявлять и развивать речевой этикет;
• наличием в современной литературе описания этикетного общения и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего эффективно развивать этикетные формы общения в период детства;
• сензитивностью старшего дошкольного возраста к развитию этикетных форм общения и отсутствием методик как диагностических, так и развивающих этикетные формы общения.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования: каковы педагогические условия развития этикетных форм общения у дошкольников.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Этикетные формы общения детей дошкольного возраста со сверстниками».
Гипотеза данного исследования: формирование этикетных форм общения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
• будет проведена работа по развитию и совершенствованию этикетных форм общения по принципу включения ситуаций общения (в общественных местах, дома, в группе), а также целенаправленном использовании сюжетноролевых игр, бесед для формирования вербальных навыков;
• педагог будет применять эмоциональное стимулирование детей, осуществлять поддержку их поисковой активности в ходе игры, будет ориентироваться на демократический стиль общения с детьми;
• будут привлечены к работе родители, чтобы соблюдать единство подходов к развитию этикетных форм общения со стороны детского сада и семьи, наличие культуры общения у взрослых между собой и в отношениях с ребенком, педагогическое пропагандирование знаний по культуре общения среди родителей.
Объект исследования: процесс формирования этикетных форм общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования: условия, способствующие развитию
этикетных форм общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования: разработать, научно обосновать и апробировать опытно-поисковым путем условия, способствующие развитию этикетных форм общения старших дошкольников со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему этикетных форм общения в психолого - педагогической литературе.
2. Определить критерии и уровни сформированности этикетных форм общения старших дошкольников, а также разработать процедуру диагностики с помощью анкетирования для детей.
3. Разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на реализацию условий, способствующих развитию этикетных форм общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
4. Обобщить теоретические и практические результаты исследования.
Методы исследования: библиографический анализ научной
литературы по проблеме исследования; эмпирические (анкетирование, наблюдение).
База исследования: исследование проводилось в подготовительной группе на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 514 г. Екатеринбурга, в котором приняли участие 25 детей в возрасте 6-7 лет.
Научная новизна исследования.
1. Уточнено определение понятия «этикетные формы общения» применительно к старшему дошкольному возрасту.
2. Обоснована возможность реализации условий развития этикетных форм общения со сверстниками в образовательном процессе ДОО.
3. Разработана и апробирована процедура диагностики этикетных форм общения старших дошкольников методом анкетирования.
4. Разработано содержание занятий в игровой форме, направленных на развитие этикетных форм общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
5. Теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем доказана эффективность применения условий, способствующих развитию этикетных форм общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в процессе дошкольного образования.
Теоретическая значимость исследования.
1. Уточнено определение понятия «этикетные формы общения» применительно к старшему дошкольному возрасту, которое рассматривается как система устойчивых форм общения, предписуемых обществом для установления речевого контакта со сверстниками и взрослыми, которые основаны на доброжелательности, уважении, с применением соответствующих форм обращений и словарного запаса.
2. Выделены основные формы этикетного общения личности ребенка старшего дошкольного возраста: приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность...
Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: было разработан, научно обоснован и опытно-поисковым путем апробирован комплекс занятий и педагогические условия развития этикетных форм общения старших дошкольников со сверстниками.
Также были поставлены и решены следующие задачи: были изучены основные понятия и характеристика проблемы этикетных форм общения, раскрыты особенности и формы общения детей дошкольного возраста, изучены методы и приемы формирования этикетных форм общения у детей дошкольного возраста со сверстниками, определены критерии и уровни сформированности этикетных форм общения старших дошкольников, разработан комплекс игр, направленный на формирование этикетных форм общения детей старшего дошкольного возраста, обобщены теоретические и практические результаты исследования процесса формирования этикетных форм общения детей старшего дошкольного возраста.
В заключение можно отметить, что речь является основным средством общения, но не только общения. Речь - это средство управления поведением людей, регуляции собственного поведения, а этикетная речь - основное средство социализации подрастающего человека.
Этикетные формы общения - это система устойчивых форм общения, предписуемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в желаемой тональности относительно их социальных ролей и ролевых позиций, относительно друг друга, взаимных отношений в официальных и неофициальных обстоятельствах.
Этикетные формы общения - это микросистема национальноспецифических вербальных единиц, принятых и предписанных для установления контактов собеседников, поддержания общения в желаемой тональности относительно правилам речевого поведения (правила этикета).
Этикетные формы общения выполняют ряд функций. Среди них: коммуникативная (основная), контактно-установительная; регулирующая волеизъявление, побуждение.
Этикетные формы общения предусматривают правила речевого поведения в стандартизованных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения.
Этикетные формы общения ребенка дошкольного возраста - это умение выполнять нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми, которые основаны на доброжелательности, уважении, с применением соответствующих форм обращений и словарного запаса, а также корректное поведение в быту и общественных местах.
Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях
Ребенок старшего дошкольного возраста владеет правилами поведения, речевым этикетом, усваивает поведенческие навыки, учится взаимопониманию, открывает для себя социальные ценности.
Необходимо вести целенаправленную работу по формированию речевых этикетных умений на протяжении всего периода воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатель в это время является главным демонстратором и образцом этикетного поведения.
Однако воспитатель не сможет без участия родителей формировать этикетную речь и воспитать вежливого человека. В силу этого основным условием успешного формирования речевых этикетных умений является совместная работа семьи и образовательного учреждения.
Требования, которые предъявляет современное общество к человеку, весьма и весьма высоки. Даже о профессиональных качествах человека судят не только по тому, насколько человек образован, но и по тому, насколько он воспитан.
Современный человек должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее для карьеры и личной жизни. Знание этикетных правил речи в этом плане могут оказать неоценимую услугу.
Однако, как удалось нам выяснить, не всегда знания о должном поведении реализуются ребенком в повседневной жизни. И дело здесь не только в незначительном опыте самих детей, сколько в примере окружающих их взрослых людей.
Наше исследование показало, что работа с детьми не только по формированию навыков речевого этикетного поведения, но и по другим направлениям является творческим процессом всего коллектива ДОО и семьи дошкольника. Необходимость специального обучения через подобранные информационные источники носит социально полезный характер.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем фактом, что в последствие отсутствие опыта этикетного общения дошкольника будет иметь отражение в последующем опыте общения уже в старшем возрасте. Дефицит воспитанности, добра, культуры общения может привести к возникновению негативных форм поведения школьников, конфликтам в общении со сверстниками и старшими.
Целью формирующего этапа опытно-поисковой работы являлось создание игр ситуаций для формирования этикетных форм общения.
При проведении формирующего этапа в сюжетно-ролевых играх создавались ситуации общения для мотивации употребления детьми этикетных форм общения.
Контрольная диагностика показала, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, разработанное нами содержание занятий по развитию этикетных умений умений доказало свою эффективность и может при соблюдении обозначенных условий использоваться в практике дошкольного воспитания и образования.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2017. - 400 с. - Текст: непосредственный.
2. Антонова, Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики : популяр. пособие для родителей и педагогов / Л. Г. Антонова. - Ярославль : Акад. развития, 2016. - 216 с. Текст: непосредственный.
3. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 5. - С. 51-61. - Текст: непосредственный.
4. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи: речь и речевое общение детей : метод. пособие для воспитателей : для работы с детьми 3-7 лет / А. Г. Арушанова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 74 с. - Текст: непосредственный.
5. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников : пособие для воспитателей / О. Ю. Безгина. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 112 с. - Текст: непосредственный.
6. Бизикова, О. А. Планирование и осуществление студенческих исследований по проблемам речевого развития дошкольников : учеб. -метод. пособие для студентов вузов / О. А. Бизикова. - Нижневартовск : Нижневарт. гуманит. ун-т, 2016. - 123 с. - Текст: непосредственный.
7. Богуславская, Н. А. Веселый этикет : развитие коммуникатив. способностей ребенка / Н. А. Богуславская. - Екатеринбург : АРГО, 2015. - 84 с. - Текст: непосредственный.
8. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для студентов вузов / Р. К. Боженкова. - Москва : Вербум-М, 2015. - 200 с. - Текст: непосредственный.
9. Васильева, А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. - Москва : Рус. яз., 2016. - 248 с. - Текст: непосредственный.
10. Введенская, Л. А. Культура речи : учеб. пособие для вузов /
Л.А. Введенская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 379 с. - Текст:
непосредственный.
11. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи : учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 538 с. - Текст: непосредственный.
12. Венгер, Л. А. Развитие+ : пример. основ. общеобразоват. программа дошкол. образования : ст. дошкол. возраст / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова. - Москва : Развитие, 2016. - 144 с. - Текст: непосредственный.
13. Винокур, Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур. - Москва : Лабиринт, 2016. - 383 с. - Текст: непосредственный.
14. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация : учебник / О. Я. Гойхман,
Т. М. Надеина. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 208 с. - Текст:
непосредственный.
15. Голованова, Д. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Д. А. Голованова. - Санкт-Петербург : Культура, 2015. - 140 с. - Текст: непосредственный...