Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры

Работа №15458

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
830
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования и развития формул речевого этикета у детей 4-5 лет 8
1.1 Формулы речевого этикета, их сущность и значение 8
1.2 Методика формирования формул речевого этикета в образовательном процессе 13
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования формул речевого этикета у детей 4-5 лет 20
Выводы по главе 1 27
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию формул речевого этикета у детей 4-5 лет 29
2.1 Исследование сформированности формул речевого этикета у детей
4- 5 лет 29
2.2 Реализация комплекса сюжетно-ролевых игр для формирования формул речевого этикета у детей 4-5 лет 35
2.3 Анализ и оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 62


В настоящее время проблема исследования формирования речевого этикета у дошкольников обусловлена сложившейся социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного с утратой культурных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения, как на межгосударственном, так и на личностном уровнях.
Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками способствует формированию комфортного коммуникативного поля и оказывает безусловное влияние на духовный мир ребенка. [31].
Ребенок, через усвоение этикетной лексики, «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для культурной среды его окружения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры. [37].
Согласно теории Н.И. Формановской, речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения. [50].
Вопросы овладения этикетом речевого общения детей дошкольного возраста нашли разработку в трудах отечественных педагогов и психологов -
Л.И. Скворцова, М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Конина [18],
B. И. Логинова [27].
Методика формирования коммуникативно-речевых умений, культуры речевого общения рассматривается в исследованиях Т.В. Антоновой, Л.Г. Арушановой, М.В. Ильященко, А.А. Лукьяницы, М. Малетиной и других.
Большой вклад в разработку проблем игровой деятельности детей внесли такие исследователи, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова,
Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова, С.А. Козлова,
C. Л. Рубинштейн, В.А. Недоспасова, А.П. Усова и другие.
Игра является основным видом деятельности и формой организации детской деятельности.
В связи с этим, считаем проблему формирования речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности чрезвычайно актуальной.
Таким образом, обучение основным правилам речевого этикета будет успешным, если оно будет проходить в игровой форме.
Цель исследования: выявление эффективности сюжетно-ролевых игр в формирования формул речевого этикета у детей 4-5 лет.
Объект исследования: образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: процесс формирования формул речевого этикета у детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет будет осуществляться эффективно посредством сюжетно-ролевых игр.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены такие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования формул речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
2. Выявить уровень сформированности формул речевого этикета у детей 4-5 лет.
3. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет.
4. Экспериментально проверить комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась группа взаимодополняемых методов:
- теоретические (анализ литературы, обобщение, систематизация собранных данных);
- эмпирические (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ практической деятельности).
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы воспитателями при подготовке к занятиям по формированию формул речевого этикета у детей 4-5 лет.
База экспериментального исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида №16 «Антошка» г. Лобни, Московской области, дети средних групп №1 и №5, в количестве 40 человек, из них: экспериментальная группа - 20 детей, контрольная группа - 20 детей
Апробация исследования: публикация статьи по теме исследования в сборнике материалов XX Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В введении содержится обоснование выбора темы с точки зрения актуальности, поставлены цель, задачи и объект исследования.
В первой главе представлены психолого-педагогические основы формирования и развития формул речевого этикета у дошкольников. Раскрывается сущность понятия «формулы речевого этикета» и их значение. Рассматривается методика формирования формул речевого этикета у дошкольников в образовательном процессе.
Во второй главе представлен анализ результатов экспериментального исследования формирования формул речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования.
Список используемой литературы включает 51 источников.
В приложении представлены протоколы обследования детей, план работы по формированию формул речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевых игр, конспекты бесед и картотека комплекса сюжетно-ролевых игр.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, были рассмотрены сущность и значение формул речевого этикета, методика и условия формирования формул речевого этикета у детей 4-5 лет, раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры как средства формирования формул речевого этикета.
Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками способствует формированию комфортного коммуникативного поля и оказывает безусловное влияние на духовный мир ребенка.
Сюжетно-ролевая игра - ведущий вид деятельности детей, она является неотъемлемой частью и фактором личностного психологического развития детей дошкольного возраста. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Сущность сюжетно-ролевой игры имеет социальную природу происхождения, потому как определяется предметной деятельностью и зависит от условий жизни ребенка в обществе. Суть игры - потребность ребенка воздействовать на мир, отображать и преображать действительность.
Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается.
После определения направлений, заданий диагностики и критериев оценивания было проведено экспериментальное исследование с детьми среднего дошкольного возраста в количестве 40 человек.
Для диагностики уровня сформированности речевого этикета была использована методика «Правила речевого этикета», М.В. Крулехт (Приложение 1).
В исследовательской части на констатирующем этапе эксперимента полученные результаты свидетельствовали о том, что в экспериментальной группе у 10% опрошенных выявлен высокий уровень развития речевого этикета: дети имеют достаточно полные представления о речевом этикете, о вежливости; знают, как приветствовать, прощаться, благодарить за оказанную услугу. У 40% воспитанников средний уровень развития речевого этикета: дети имеют некоторые представления о речевом этикете, о вежливости; с помощью взрослого могут связывать предложения последовательно; с напоминанием приветствуют, прощаются, благодарят за оказанную услугу. И у 50% испытуемых диагностирован низкий уровень речевого этикета: дети не имеют представлений о том, что такое речевой этикет, что такое вежливость, что означает уважать других людей, в ситуациях общения не приветствуют, не прощаются и не благодарят или делают это изредка, нехотя и с напоминанием.
В контрольной группе по результату констатирующего этапа также у 10% опрошенных выявлен высокий уровень развития речевого этикета, для 50% детей характерен средний уровень развития речевого этикета и у 40% испытуемых диагностирован низкий уровень речевого этикета.
В следствии недостаточно высокого уровня формированности формул речевого этикета, в экспериментальной группе было принято решение о проведении комплекса мероприятий с использованием сюжетно-ролевых игр.
При проведении формирующего этапа в сюжетно-ролевых играх создавались ситуации общения для мотивации употребления детьми формул речевого этикета.
После этого провели повторную диагностику. Анализ полученных результатов, на контрольном этапе, уровня сформированности формул речевого этикета в контрольной и экспериментальной группах показал существенные отличия. В экспериментальной группе заметно повысился уровень сформированности формул речевого этикета. В контрольной группе тоже повысился, но незначительно в сравнении с экспериментальной группой.
В экспериментальной группе на 20% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности формул речевого этикета и составляет 30% от общего числа испытуемых, увеличилось на 20% число испытуемых со средними показателями сформированности формул речевого этикета и составляет 60%, снизилось на 40% число опрошенных с низкими показателями сформированности формул речевого этикета и на контрольном этапе составляет 10%.
Таким образом, поставленные задачи опытно-экспериментальной работы выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза, что формирование формул речевого этикета детей 4-5 лет будет осуществляться эффективно посредством сюжетно-ролевых игр - подтверждена.



1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет [Текст]: пособие для студентов-иностранцев / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - 3-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1983. - 181 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -
272 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2004. - 400 с.
4. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]: книга для воспитателей / Е.А. Алябьева - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
5. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебник / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2008.-255с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]: монография / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
8. Ворошнина, Л.В. Функции речи [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 9.-С.23-24.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: учебник / А.Н. Гвоздев. - М., 2010-234с.
10. Гольдин, В.Е. Обращение: теоретические проблемы [Текст]: монография / Под ред. Л.И. Баранниковой. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Книжный дом «Либриком», 2009. — 136 с.
11. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст]: монография / В.Е. Гольдин. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 234 с.
12. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2008 - 121 с.
13. Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова. - М.: Центр педагогического образования, 2017. - 144 с.
14. Доценко, Е.Л. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.Л. Доценко, Е.В. Фомичева. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 220с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
16. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
17. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве [Текст]: учебно-методическое пособие / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 198 с.
18. Конина, М.М. Развитие речи [Текст] / М.М. Конина. - 1990 // Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет: (Кн. для родителей) / Под ред. Е. А. Флериной . - Москва: Учпедгиз, 1990 . - С. 150-162.
19. Крулехт, Н.В. Влияние игр на развитие речевого этикета дошкольников [Текст] / Крулехт Н.В. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2014. С. 403-405.
20. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст]: книга для педагогов / И.Н. Курочкина. - М.: Владос, 2013. - 224 с.
21. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: уч. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений / И. Н. Курочкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 256 с.
22. Кузнецов, И. Все об этикете: Этикет от А до Я. [Текст]: монография / И. Кузнецов. - М.: Минск, 2006. - 681 с.
23. Ладыженская, Т.А. Живое слово. [Текст]: Т.А. Ладыженская.- М.: Просвещение, 1986.
24. Леонтьев, А.Н. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.- М.: Просвещение.- 2007.-405 с.
25. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина. - М.: Просвещение, 2000. - 190 с.
26. Логинова, В.И. Формирование речевого этикета в процессе освоения системных знаний [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Логинова // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: сб. науч. трудов. - Л., 2013.-216с.
27. Логинова, В.И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи [Текст] / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4.-С.23-25.
28. Люстрова, З.Н. О культуре русской речи [Текст] / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин. - М.: Знание, 1987. - 176 с.
29. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2009.-311с.
30. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
31. Малетина, Н. С. Развитие речевого общения дошкольников [Текст] / Н. С. Малетина. - Нижневартовск: НГГУ, 2015. - 184 с.
32. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие / под ред. Е. Божович. - М.: Институт практической психологии, 2011. - 448с.
33. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
34. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. -
368 с.
35. Петрова, В.И. «Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов и методистов» / В. И. Петрова Т. Д. Стульник. М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 80с.
36. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст]: Книга для воспитателя детского сада. / С.В. Петерина. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 96с.
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html
38. Провоторова, О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников // Логопед. 2008. № 7. С. 26-40
39. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. - М.: Педагогика, 2014. -
336с.
40. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2010.—192 с.
41. Стернин, И.А. Русский речевой этикет [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж, 1996.- 73 с.
42. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
43. Сохин, Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника [Текст]: учебник для вузов / Ф.А. Сохин.- М.: Эксмо, 2013. - 274с.
44. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: учебное пособие / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2003.¬263 с.
45. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей: книга для воспитателей дошкольных учреждений / А. П. Усова; Москва: Просвещение, - 1980. -164 с.
46. Усачев, А. Азбука хорошего поведения / А. Усачев. М.: Росмэн, 2012. - 78 с.
47. Ушакова, О. С, Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
48. Формановская, Н. И. Вы сказали: Здравствуйте! [Текст]: Н. И. Формановская, 3-е изд. М.: Знание, 1989. - 160 с.
49. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н. И. Формановская. - 2-е изд. - М.: Икар, 2005. - 250 с.
50. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Формановская, Н. И. - 2-е изд. М.: Икар, 2005. - 255 с.
51. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. - М.: Академия, 2013. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ