ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ 9
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Познавательные универсальные учебные действия как
планируемый результат начального общего образования 9
1.2. Психологические предпосылки формирования
познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном 16
возрасте
1.3. Педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников 22
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО 29
ЯЗЫКА
2.1. Возможности курса русского языка в начальной школе для
формирования познавательных учебных действий учащихся 29
2.2. Методы и приемы обучения русскому языку,
способствующие формированию логических учебных действий у младших 33
школьников
2.3. Анализ учебников русского языка для начальной школы в
аспекте формирования у учащихся логических учебных действий.... 40
Выводы по второй главе 45
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 47
РУССКОГО ЯЗЫКА.
3.1 Диагностика исходного уровня сформированности логических универсальных учебных действий у младших 47 школьников
3.2. Система заданий, направленная на формирование
логических учебных действий у младших 55
школьников
3.3. Результаты опытного обучения 62
Выводы по третьей главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 1
Актуальность исследования. Сфера образования в Российской Федерации претерпевает изменения. Целью образования теперь становится личностное развитие учащегося, а образовательный процесс строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС).
Реализация данного подхода приводит к тому, что результатом образования становится формирование универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсальных учебных действий начинается именно на первых ступенях обучения в школе, а для этого у младших школьников необходимо развивать отдельные общеучебные умения.
Внедрение универсальных учебных действий в системе образования отвечает запросам общества, которые сформировались в процессе перехода России от индустриального к постиндустриальному обществу.На первый план выходит умение работать с информацией, способность к самообразованию. Целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.
Существует социальный заказ на выпускников начальной школы с определенным уровнем сформированности, в частности, познавательных универсальных учебных действий, что прописано в ФГОС НОО [7].
Основой для разработки нового стандарта послужили исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
На необходимость формирования и развития у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.О. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные составляющие общеучебных умений и методику их формирования изучали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.Подходы к изучению формирования универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Необходимость формирования УУД имеет достаточное научное обоснование, но недостаточно проработанной остается область формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Слабо разработано методическое обеспечение образовательного процесса по проблеме формирования познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Наше исследование посвящено способам формирования логических универсальных учебных действий, так как содержание предмета «Русский язык» позволяет эффективно формировать именно эти УУД.
Таким образом, актуальность исследования раскрывается на трех уровнях:
1) Общество предъявляет определенные требования к образованию, что нашло свое отражение в ФГОС. Стандарт предъявляет требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, а именно «овладение метапредметными УУД, включающими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые позволяют
овладеть ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться, и межпредметными понятиями» [7].
2) Существуют исследования, посвященные логическим УУД и их формированию, но фрагментарно проработана область формирования логических УУД на уроках русского языка в начальной школе.
3) Существуют разногласия между обоснованной необходимостью формирования логических УУД на всех уроках и степенью разработанности методического обеспечения процесса их формирования на уроках русского языка.
Необходимо отметить, что наличие большого количества научных и практических исследований в области формирования универсальных учебных действий в начальной школе не всегда обеспечивает в полной мере сформированность универсальных учебных действий у учеников, заканчивающих четвертый класс. Данная проблема непосредственно подводит к выводу о необходимости исследований в данной области и обосновывает актуальность данного исследования.
Проблема исследования состоит в необходимости совершенствования методического обеспечения процесса формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при обучении их русскому языку.
Цель исследования- теоретическое обоснование формирования логических универсальных учебных действий на уроках русского языка, разработка системы заданий, направленной на формирование логических универсальных учебных действий, и проверка ее эффективности.
Объект исследования - процесс формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при освоении содержания начального образования.
Предмет исследования - система заданий, направленная на формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена регулярностью и систематичностью развития всех компонентов логических УУД в рамках каждой темы на протяжении всего периода обучения.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и представить анализ степени разработанности теоретических и практических аспектов проблемы формирования логических УУД при обучении младших школьников русскому языку;
2) Проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы в аспекте формирования у младших школьников логических УУД;
3) Подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности логических УУД у младших школьников и провести диагностику;
4) С учетом результатов диагностики разработать систему заданий по русскому языку, направленную на формирование логических УУД у учащихся на уроках русского языкаи внедрить ее в образовательный процесс;
5) Выявить динамику уровня сформированности логических УУД у учащихся и оценить на этой основе эффективность разработанной системы заданий.
Для достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретические (теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования); эмпирические (педагогическая диагностика, количественная обработка результатов, опытное обучение).
База исследования. Исследование проводилось на базе ЧОУ «Школа- интернат №13 ОАО «РЖД» г. Екатеринбурга. Выборку составили 25 учащихся 2 класса.
Элементы новизныисследования состоят в том, что разработанная система заданий, направленная на формирование логических УУД младших школьников на уроках русского языка, может быть использована в образовательном процессе начальной школы для достижения метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Учебный предмет «Русский язык» имеет широкие возможности для формирования у младших школьников познавательных УУД и, в частности, логических действий, которые определяются предметным содержанием курса. Содержание предмета «Русский язык» включает освоение младшими школьниками лингвистических понятий высокого уровня обобщения, что, с одной стороны, требует развития логического мышления, а с другой - в значительной мере способствует формированию и совершенствованию таких логических операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, построение логической цепи рассуждения, установление причинноследственных связей. Это становится возможным также благодаря большим возможностям оперирования предложениями при изучении русского языка: их анализа, конструирования, формулирования умозаключений.
2. Формирование познавательных и, в частности, логических УУД у младших школьников при изучении русского языка происходит эффективнее при соблюдении определенных педагогических условий, а именно при использовании в процессе обучения активных форм и методов обучения, основанных на системно-деятельностном подходе; при систематической диагностике уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 77 источников, 3 приложений.
В ходе проведенного исследования выявлено содержательное наполнение структуры познавательных универсальных учебных действий младших школьников и содержательные, организационные, методические аспекты ее формирования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по достижению предметных и метапредметных результатов.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы
определили теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в учебной деятельности. УУД - совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) обеспечивают целостность
общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития ученика; обеспечивает преемственность всех ступеней процесса образования.
Познавательные универсальные учебные действия носят общенаучный характер, с их помощью решаются учебные задачи по многим школьным предметам. Познавательные УУД включают общеучебныеуниверсальные действия и умения, логические универсальные действия, действия по постановке и решению познавательной проблемы.
В исследовании раскрыто содержание логических УУД (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение предметов, объектов, явлений; установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи, рассуждений и доказательства) и выявлены педагогические условия формирования логических УУД:
• организация работы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся на основе самостоятельного выбранного учителем учебно-методического комплекта в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения;
• разработка и внедрение программы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников для достижения предметных и метапредметных результатов;
• использование в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе активных форм и методов обучения, основанных на системнодеятельностном подходе;
- систематическая диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
На уроке русского языка происходит изучение системы языка и его подсистем - уровней. При изучении каждого уровня имеются богатые возможности для развития логических УУД. Чтобы формирование логических УУД происходило эффективнее, нужно использовать технологии, методы и средства, способствующие этому.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать логические УУД, - это педагогика сотрудничества, индивидуально-дифференцированный подход, компетентностно-ориентированное обучение. В рамках этих технологий предпочтительнее использовать такие методы, как методы совместной деятельности, эвристической беседы, коллективного вывода, метод создания проблемной ситуации, использование исследовательской работы и проектной деятельности, разноуровневых заданий.
Также мы проанализировали УМК «Школа России» и выяснили, что в учебниках русского языка большее внимание уделяется формированию предметных УУД, в то время как формированию метапредметных УУД уделено недостаточное внимание.
Опытно-поисковая работа по внедрению системы заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве начальной школы включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На
констатирующем этапе мы определили начальный уровень сформированности отдельных компонентов логических универсальных учебных действий:
1) Выделение существенных признаков;
2) Аналитико-синтетическая деятельность;
3) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
4) Установление причинно-следственных связей;
5) Построение логической цепи рассуждений.
В результате диагностики было установлено, что в группе преобладает средний и низкий уровень сформированно-стилогических УУД.
Формирующий этап направлен на реализацию системы упражнений, направленных на формирование логических УУД. Система упражнений позволяет формировать все компоненты логических УУД при изучении всех тем программы по русскому языку.
По результатам контрольного этапа эксперимента стало известно следующее: наблюдается повышение уровня сформированно-стилогических универсальных учебных у учащихся 2 класса. У 40% повысился уровень сформированно-стилогических УУД - со среднего до высокого, с низкого до среднего. У большинства учащихся наблюдается рост количества правильных ответов при диагностике каждого компонента логических УУД, что говорит об эффективности разработанной нами системы упражнений.
1. Аверин, В. А. Психология личности : учеб.пособие / В. А. Аверин. - Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В. А., 1999. - 89 с. - Текст : непосредственный.
2. Авдулова, Т. П. Семья как фактор морального развития
дошкольника / Т. П. Аверин // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2008. - № 2 (2). - URL: http://psystudy.ru (дата
обращения: 05.09.2019).
3. Александрова, Г. В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Александрова ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2008. - 21 с. - Текст : непосредственный.
4. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили. - Москва :
Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2012. - 320 с. - Текст :
непосредственный.
5. Андреева, И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Андреева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2013. - № 2. - С. 21-24. - Текст : непосредственный.
6. Анохина, Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С.63-80. - Текст : непосредственный.
7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя /
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - Москва : Просвещение, 2008. - 151 с. - Текст : непосредственный.
8. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. - Москва : Просвещение, 2011. - 120 с. - Текст : непосредственный.
9. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий /
B. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 2002. - 192 с. - Текст :
непосредственный.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 398 с. - Текст :
непосредственный.
11. Божович, Е. Д. Процесс учения : контроль, диагностика, коррекция,
оценка / Е. Д. Божович. - Москва : МПСИ, 2001. - 226 с. - Текст :
непосредственный.
12. Бондаревская, Е. В. Школьное образование в контексте культуры /
Е. В. Бондаревская // Научно-культурологический журнал. - 1999. -
№ 23 (29). - Текст : непосредственный.
13. Борытко, Н. М. Современный урок: система, процесс,
деятельность / Н. М. Борытко. - Волгоград : ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 128 с.
14. Бурменская, Г. В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1. - С. 104-110. - Текст : непосредственный.
15. Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - С. 77-90. - Текст : непосредственный...