Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №111494

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка 7
1.1. Понятие «Познавательные универсальные учебные действия» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 . Условия формирования познавательных универсальных учебных
действий на уроках русского языка 13
Глава 2. Эмпирическое изучение формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка 20
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий 20
2.2. Содержание работы по формированию познавательных универсальных
учебных действий на уроках русского языка 32
2.3. Результаты исследования 36
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 52
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем
этапе 53
Приложение В Количественные результаты контрольного среза состояния
предмета исследования по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группах 55
Приложение Г Тематическое планирование 57
Приложение Д Конспекты занятий 59


В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования каждый учитель пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать универсальные учебные действия (далее - УУД) обучающихся.
В современном мире информационные технологии развиваются все быстрее и быстрее, и у школьников появляются новые приоритеты, иные способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать уровень сложности учебного материала. Но чем сложнее ученику воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее удержать его внимание и активность на уроке. В связи с этим школе необходимо искать новые способы и формы обучения современных детей.
Вопрос активизации познавательной деятельности является одним из актуальных вопросов педагогической науки, на который универсального ответа до сих пор не нашли. Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Концептуальные положения, методы, удачные методические приемы предложены Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым и А.В. Хуторским.
Все это определяет актуальность данной работы. Для формирования познавательных УУД необходимо знать и уметь грамотно применять особенности их развития на уроках русского языка.
Таким образом, содержание школьного образования должно обеспечить формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе и разработанностью обоснованных психолого-педагогических условий по формированию данных УУД на уроках русского языка.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования познавательных
универсальных учебных действий в начальной школе посредством уроков русского языка?
Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Объект работы - учебный процесс в начальной школе.
Предмет работы - формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Гипотеза работы заключается в предположении о том, что процесс формирования познавательных УУД детей младшего школьного возраста будет более успешным, если:
1. Выявить специфику познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
2. В содержание учебного материала уроков русского языка включить дидактические игры, направленные на выработку умений сравнивать, анализировать, обобщать.
В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «познавательные универсальные учебные действия» в педагогической литературе.
2. Выявить возможности уроков русского языка в формировании познавательных универсальных учебных действий.
3. Провести диагностику уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
4. Разработать и апробировать содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка;
5. Описать результаты исследования.
С целью решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Новизна исследования заключается в том, что определены показатели и уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка может быть использовано учителями начальных классов.
База исследования - ЧОУ средняя образовательная школа «ЛАДА» г.о.Тольятти.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В работе были использованы 28 источников, 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило установить, что универсальные учебные действия (УУД) - это такие действия, которые могут обеспечить изучение основных компетенций, из которых состоит умение обучаться новому. Познавательные УУД направлены на получение новых знаний предметной направленности. Формирование именно этих умений способствует развитию таких действий у учащихся, как выдвижение гипотез, поиск информации, анализ полученной информации, обоснование результатов, предоставление доказательств. Познавательные УУД можно определить как систему видов познания окружающей действительности, выполнение автономного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Выделяют следующие познавательные УУД, формируемые на уроках русского языка в начальной школе: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий 40% детей, средним 60%, высокого уровня не выявлено. В контрольной группе выявлено, что 35% детей обладает низким уровнем, у 65% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не выявлено. Ребята из контрольной группы в целом показали результаты выше детей из экспериментальной, в связи с этим вопрос проведения работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка явилось актуальным, и проведение подобного рода работы стало необходимым.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования познавательных УУД детей младшего школьного возраста будет более успешным, если:
1. Выявить специфику познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
2. В содержание учебного материала уроков русского языка включить дидактические игры, направленные на выработку умений сравнивать, анализировать, обобщать.
Посредством повторной диагностики (контрольным срезом) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 20%, когда на констатирующем этапе он составлял 35%. Средний уровень также снизился с 65% до 60%, высокий же возрос с 0% до 20%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 35% (35% констатирующий этап). Средний уровень у 65% (было также 65%). Изменений не наблюдается.
Анализ результатов показал, что разработанное нами содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка является эффективным.



1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 192 с.
2. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2013. 201 с.
3. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2014. 142 с.
4. Выготский Л.С. Психология познания. Издательство «Эксмо», 2012. 329 с.
5. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк., 2012. №1. 319 с.
6. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 2014. 319 с.
7. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников // Н.В. Грачева. Киров, 2013. - 55 с.
8. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: Просвещение, 2012. 258с.
9. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. 2014г.№ 2. 96-101с.
10. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б. Ительсон. Владимир, 2012. С.261
11. Канакина В.П. Дидактический материал по русскому языку. М.: Просвещение. 2008. 175 с.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
13. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа. 2012г. № 12. 35-39 с.
14. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого
познавательного интереса учащихся. КАРО, 2014. 118 с.
15. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности. Новосибирск, 2013. 379 с.
16. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий // Педагогический альманах, 2012, № 1. 101 с.
17. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. М.: Изд. Центр «Вентана - Граф», 2012. 23с.
18. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. 208 с.
19. Моисеева, М.Г. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе // Журнал «Начальная школа», 2012. № 5. С. 13-16
20. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Эксмо, 2017. 375 с.
21. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2014. 42 с.
22. Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2014...». М.: Эксмо, 2014. 113 с
23. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2012. №9. С. 9-17
24. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 2006. 189 с.
25. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: «Аркти», 2013. 211 с.
26. Харламов И. Ф. Педагогика М.: Просвещение, 2012. 314 с.
27. Черемисина Н.А. Как подготовить сжатое изложение текста // Начальная школа. 2013. №1. С. 46-51.
28. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 2 кл.: Методическое пособие. М.: Академкнига, 2019. 272 с.
29. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности
человека: учеб.пособие. М.: Логос, 2017. 446 с.
30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2014. 34 с.
31. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 2018. 70 с.
32. Эльконин Д.Б. Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 2006. 442 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ