Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста 9
1.1. Психолого-педагогический аспект сущности понятия
«познавательный интерес» 9
1.2. Особенности развития познавательных интересов у детей
старшего дошкольного возраста 17
1.3. Мультимедийные технологии как одно из средств развития
познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Методическое основание развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством мультимедийных технологий 40
2.1. Изучение начального уровня сформированности
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Содержание педагогической работы по развитию
познавательного интереса к математике старших дошкольников посредством мультимедийных технологий.... 50
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 69
Выводы по второй главе 75
Заключение 78
Список литературы 81
Приложение 1 89
Приложение 2 90
Приложение 3 92
Целевыми ориентирами развития старших дошкольников согласно ФГОС дошкольного образования являются «развитие у детей любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности» [65, с.21]. В качестве основного принципа дошкольного образования выдвигается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Познавательный интерес является сильным побудителем ознакомления, осмысления и преобразования окружающей действительности. Под влиянием интереса ребенок не только стремится познать новое, пополнить и углубить свои знания об интересующем предмете, явлении, но и активно применять эти знания в различных видах деятельности. При наличии познавательного интереса все психические процессы, участвующие в познании, активизируются, протекают более интенсивно и осознанно, усвоенные в результате знания оказываются прочными, глубокими и системными. Интерес является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Развитие познавательного интереса и поиск наиболее эффективных путей этого развития актуальная проблема для психологии и педагогики. В трудах отечественных ученых раскрыты сущность понятия «познавательный интерес» (С.Л. Рубинштейн [56], Б.Г. Ананьев [1], Я.И. Божович [9] и др.), выявлены его структурные компоненты (М.Ф. Беляев [6], А.П. Архипов [2], Н.Г. Морозова [46] и др.), обозначены качественные характеристики и показатели его развития (Г.И. Щукина [69], Б.Б. Бондаревский [10], Л.А. Гордон [21]).
Экспериментальные исследования в области дошкольной педагогики, проводимые Н.Г. Белоус [4], Л.Ф. Захаревич [29], Т.А. Куликовой [39], Л.М. Маневцовой [41] показали, что уже на ступени старшего дошкольного возраста, у детей возможно сформировать достаточно устойчивый познавательный интерес.
В контексте нашего исследования стоит отметить исследования, посвященные развитию у дошкольников познавательного интереса на математическом содержании. Это исследования Н.И. Кашубо [37], Р.Л. Березиной [7], Л.Н. Вахрушевой [12]. Авторы ставят в прямую зависимость наличие у детей интереса к математике и успешность их обучения. Доказано, что под влиянием познавательного интереса дети более активно усваивают математические знания, овладевают обобщенными способами решения задач, у них развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи и отношения, замечать свойства предмета. Усвоение детьми математического содержания обучения связано с познавательной деятельностью, в процессе которой формируются мыслительные действия и создаются внутренние условия для перехода к новым формам мышления, памяти, воображения.
Анализ литературы и наши наблюдения за детьми показали, что у старших дошкольников возникает различное отношение к математике, которое выражается в разной степени познавательного интереса. Как показывает практика, в детских садах не проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математической деятельности, недостаточно эффективно используются в обучении средства, стимулирующие его, не созданы условия, способствующие развитию интереса к математике у дошкольников.
Одним из таких условий активизации познавательной деятельностиможет стать использование в образовательном процессе мультимедийных технологий. В работах А.В. Горячева [22], Е.А. Зворыкиной [30], С.В. Бузмаковой [11] и др. убедительно доказывается, что использование мультимедийных технологий
позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным, а педагогу помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду позитивных результатов: обеспечивают формирование устойчивого интереса к новой
информации за счет возбуждения живого интереса к предмету познания; обогащает дошкольников знаниями в их образно -понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения материала воспитанниками; повышает уровень их познавательных возможностей, более эффективно развиваются способности дошкольников.
Выводы данных исследований о возможностях мультимедийных технологий в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста дают основания внедрять мультимедийные технологии в систему дошкольного образования.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерами, для воспитателей организуются курсы обучения работе на компьютере. Однако использование мультимедийных технологий при обучении детей осложняется обстоятельствами:
• отсутствием систематизации компьютерных развивающих программ;
• отсутствием методики использования мультимедийных технологий в образовательном процессе ДОУ;
• отсутствием единых программно - методических требований к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подходы и внедрять их в свою деятельность.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений по развитию познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста позволил выделить противоречия между:
• важным значением познавательных интересов в развитии личности дошкольника и недостаточной эффективностью использования в обучении средств, условий, стимулирующих и способствующих развитию интереса к математике у дошкольников;
- необходимостью внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс ДОО и недостаточно разработанностью содержания педагогической работы по развитию познавательного интереса к математике посредством мультимедийных технологий.
Таким образом, возникает проблема исследования: определить содержание педагогической работы по развитию познавательного интереса к математике посредством мультимедийных технологий.
Актуальность и интерес к данной проблеме определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие познавательного
интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных технологий»...
В настоящей работе теоретическим обоснованием послужили выводы, сделанные в ходе анализа психолого-педагогической литературы:
1. Познавательный интерес к математике - это избирательное, положительное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к математике, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Познавательный интерес как сложное личностное образование состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов - интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Следовательно, показателями оценки познавательного интереса старшего дошкольника являются эмоциональные, интеллектуальные и волевые проявления.
2. Развитие познавательных интересов дошкольников идет от эпизодического, ситуативного к действенному, устойчивому, глубокому, но при условии специально организованного обучения.
3. Для формирования интересов дошкольников необходимо создание определенных условий:
• наличие у детей необходимого объема знаний о тех предметах, явлениях, интерес к которым формируется;
• организация разнообразной, активной, самостоятельной деятельности дошкольников;
• эмоционально-положительное отношение к предметам или видам деятельности.
4. Использование мультимедийных технологий в практике ДОУ позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным, а педагогу помогает повышать мотивацию обучения детей и обеспечивает формирование устойчивого интереса к новой информации за счет возбуждения живого интереса к предмету познания.
Констатация недостаточного развития познавательного интереса к математике у большинства дошкольников (у 18 детей (90 %) познавательный интерес к математике характеризуется как ситуативный, эпизодический, неустойчивый, неактивный) определила необходимость разработки содержания педагогической работы посредством мультимедийных технологий, поскольку, как было показано в теоретической части, они имеют в решении этой проблемы большой потенциал.
В процессе организации образовательной деятельности было выявлено, что использование мультимедийных технологий для решений задач развития познавательного интереса к математике у детей:
• вызывает у них чувство удовлетворения, удовольствия, радости и создает положительно - эмоциональное настроение, являющееся основой формирования интереса к математике;
• применение разнообразной наглядности в виде презентаций в определенном сочетании позволяет педагогу делать процесс обучения занимательным, интересным, выделять в нем именно те стороны, которые привлекают внимание детей, заставляют их с увлечением работать над познавательной задачей;
• при организации компьютерных игр дети овладевают поисковыми способами действий при решении разнообразных проблемных ситуаций, что способствует активности, самостоятельному применению знаний и умений, развитию устойчивого познавательного интереса;
• содержательный, интересный и значимый для дошкольников сюжет, заложенный в компьютерных программах, способствует развитию интереса к математике, активности, самостоятельности, инициативности, творчества.
В результате организация комплекса НОД с использованием презентаций и компьютерных упражнений, организации компьютерных игр на контрольном этапе исследования была установлена положительная динамика изменений познавательного интереса к математике у старших дошкольников.
На основании этого можно утверждать, что эффективность педагогической работы по развитию познавательного интереса к математике посредством мультимедийных технологий обеспечивается, если:
• педагогический процесс построен на интеграции различных видов математической деятельности детей с включением мультимедийных технологий;
• в образовательном процессе обеспечивается взаимосвязь решения задач формирования эмоционально-положительного отношения к математике, развития интеллектуальной активности и стимулирования проявлений волевых усилий;
• педагог использует разнообразные приемы мотивации математической деятельности: применение разнообразного наглядного материала в определенном сочетании на основе мультимедийных технологий, занимательность, игровой характер заданий, постановка проблемно-поисковых задач, индивидуализация обучения;
• создаются условия постановки ребенка в позицию субъекта деятельности - позицию активного участника игры, определяющего и управляющего выполнением задания компьютерных программ.
В этом мы видим подтверждение поставленной гипотезы исследования.
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы /Б.Г. Ананьев - Москва.: Педагогика, 1996. - 268 с.
2. Архипов, А. П. Зависимость между знаниями учащихся и их учебными интересами /А.П. Архипов - Москва.: Педагогика, 1999. - 160 с.
3. Баракина, Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. - 2011. - № 3. - с. 28.
4. Белоус, Н.Г. Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни /Н.Г. Белоус //Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвузовский сборник научных трудов - Уфа, 2005, с. 9-15.
5. Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении / А.В. Белошистая // Детский сад: Теория и практика. - 2011. - № 3. - С. 14.
6. Беляев, М. Ф. Основные' положения психологии интереса /М.Ф. Беляев - Москва.: Педагогика, 1997. - 208 с.
7. Березина, Р.Л. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к математическим знаниям /Р.Л. Березина, Е.Е. Шуклена// Использование игровых методов при формировании элементарных математических представлений: Материалы конференции работников дошкольного образования. - Воронеж, 2010. С. 35 - 40.
8. Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 /Ю.Ю. Березина, МГПУ - Москва, 2014. - 25 с.
9. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения /Л.И. Божович. - Москва.: Изд- во Москва. ун-та, 1989. - 245 с.
10. Бондаревский, Б. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию /Б.Б. Бондаревский- Москва.: Просвещение, 1997. - 245с.
11. Бузмакова, С.В. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы / С.В. Бузмакова, Г.А. Криволапова // http://festival.1september.ru/articles/649942/.
12. Вахрушева, Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: автореферат канд. пед. наук: 13.00.02 /Л.Н. Вахрушева.- Москва., 1997. studentlib.com>dissertacii-po-pedagogike.html
13. Венгер, Л. А. Готов ваш ребенок к школе /Л.А. Венгер, Т.Д. Mapцинковская, А.А. Венгер. - Москва.: Знание, 1998. - 192с.
14. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности /А.Г. Волостникова - Москва.: Просвещение, 1999.
• 130 с.
15. Вострикова, Т.В. Педагогическое проектирование информационно - образовательной среды общеобразовательного учреждения /Т.В. Вострикова
• Ростов на Дону: Новая школа, 2016. - 186 с...