ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Основы развития эмоциональной сферы детей как психологопедагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста 20
1.3. Формирование эмоциональной отзывчивости у дошкольников в
процессе общения со сверстниками 33
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 45
2.1. Характеристика целей и методики изучения развития уровня эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста 45
2.2. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы
детей 56
2.3. Сравнительный анализ результатов исследовательской работы по
развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
Актуальность исследования. Эмоции и чувства относятся к формированию личности и являются компонентами социальнопсихологических характеристик человека. В процессе развития эмоции и чувства, играют важную роль в формировании и воспитании личности ребенка. Эмоциональное развитие ребенка начинается очень рано, поэтому возрастных ограничений и предпочтений в работе с эмоциональной сферой нет. Эмоции меняются на протяжении всей жизни и зависят от многих факторов, во многом определяемых социальными условиями существования.
В литературе по дошкольному воспитанию, отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с точки зрения нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимает отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления эффективного эмоционального отношения к другим людям, включая сочувствие и симпатию. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривает отзывчивость как основную эмоциональную единицу, проявляющуюся в отношениях и общении людей.
Эмоциональная отзывчивость, представляет собой комплексное качество личности ребенка, выражающееся в способности воспринимать, выявлять и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта (явления), адекватно эмоционально отреагировать, сформировав индивидуальный эмоциональный опыт.
Данной проблемой занимались многие педагоги-психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, С.А. Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно их утверждению, мы можем сказать, что положительные эмоции создают хорошие условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для понимания мира.
Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается, как одна из ведущих характеристик психического развития детей. Зарубежные и отечественные ученые признают тот факт, что чувствительные периоды появления эмоциональных новообразований происходят в основном в дошкольном детстве. Изучение законов эмоционального развития, позволяет решить многие теоретические и прикладные проблемы психологии образования и детской психологии.
Многие отечественные и зарубежные ученые отмечают исключительную важность воспитания эмоций как центрального фактора психологического развития и адаптации детей в обществе. (А. Валлон, Л.С. Выготский, У. Джемс, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Э. Эриксон и др.). Возникающие в результате столкновения с новыми аспектами реальности эмоции оказывают стимулирующее влияние на формирование психических процессов, повышают физиологическую активность организма и психическую активность, способствуют развитию детского творчества. Однако в документах и исследованиях по вопросам дошкольного образования отмечается, что на данный момент учителя и родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию ребенка, формированию навыков счета и чтения с раннего возраста, игнорируя закономерности формирования личности ребенка, возрастные особенности каждого периода детства.
Характеристики эмоций, оказывают большое влияние на характер отношения детей, регулирующие их общение. Эмоции являются признаком успешного общения детей дошкольного возраста. Выражение эмоций носит прямой характер в дошкольниках, они точно проявляют себя в движения, слова, выражения лица. Формируя эмоционально-ценностное отношение к реальности, у ребенка эти качества проявляются в сопереживании, сопереживании, радости как основных формах реализации эмоциональной и моральной отзывчивости.
Анализ теоретических исследований по проблеме формирования мотивации к обучению к школе у детей дошкольного возраста позволил сделать вывод о наличии ряда противоречий:
1) на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в эмоционально отзывчивых людях, гуманных по своему мировоззрению, поведению, по отношению к другим людям и природе, способных ценить себя и других людей;
2) на научно-теоретическом уровне - между разработанностью теоретических основ воспитания эмоциональной отзывчивости и недостаточностью разработанности этой проблемы в дошкольном возрасте;
3) на научно-методическом - между востребованностью воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста и недостаточным обеспечением методическими разработками.
Проблему исследования можно сформулировать следующим образом: как организовать деятельность педагога так, чтобы она обеспечивала развитие эмоциональной сферы дошкольников?
Исходя из актуальности указанной проблемы, была сформулирована следующая тема исследования выпускной квалификационной работы: «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»...
Дошкольное детство - это время, когда эмоции доминируют во всех аспектах жизни ребенка, контролируют и регулируют все остальные его психические функции. Анализ литературы и сопоставление позиций разных авторов позволили установить, что развитие эмоциональной сферы дошкольника заключается в формировании представлений о разнообразии эмоций человека, в развитии эмоционального отклика, эмоционального выражение и сочувствие.
В результате исследования дана характеристика дошкольников и проанализированы возможности развития эмоциональности дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников - это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, внедрением межличностных отношений в мир культуры и освоением культурных ценностей.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленной и эффективной реализации образовательного процесса. Это позволяет посредством контроля (мониторинга) и коррекции всей системы образования и обучения и ее составных частей улучшать процесс обучения, воспитания и развития детей.
В данной работе мы провели диагностические методики по выявлению уровня эмоциональных состояний детей дошкольного возраста.
Эмоции, как мотивационная система, являются причиной или фактором успеха общения дошкольников с друзьями. Эмоциональный успех дошкольника в наибольшей степени определяется его отношениями со сверстниками и их оценками. Эмоции, которые испытывают дошкольники при общении со сверстниками, составляют их собственный опыт, который влияет на опыт, который впоследствии произойдет, когда дети общаются друг с другом.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили придти к выводу о том, что понимание детьми эмоциональных состояний лиц свидетельствуют о том, что трудным для понимания детей оказалось состояние удивления, гнева, жалости, огорчения, сомнения и усталости. Детям трудно правильно воспринять эмоциональное состояние, изображенное на картинке и дифференцировать эмоции. С эмоциональными состояниями удивления и страха дети испытывали некоторые затруднения, часто их путали.
На формирующем этапе были реализованы такие направления работы, как обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада; разработка комплекса игр для детей, направленных на развитие их эмоциональной сферы в процессе общения со сверстниками; обучение воспитателей игровым приемам развития эмоциональной сферы у детей в процессе общения со сверстниками.
На контрольном этапе исследования была оценена результативность методического обеспечения. Показатели по «когнитивному» критерию значительно улучшились. У детей наблюдается ответственное отношение к рассматриванию картин с различными чувствами, что нашло отражение в эмоциях: они старались подробно описать с помощью слов, что изображено на представленных педагогом картинках. Результаты по «эмоциональному» критерию, показали развитие понимания эмоций связано с общим процессом представлений о собственном психическом и психическом мире других людей. У детей наблюдается значительный рост знаний относительно понимания собственных и чужих эмоциональных состояний. Показатели по «деятельностному» компоненту значительно изменились, дети лучше стали жить в ладу с самими собой, окружающими людьми и бесконфликтно общаться со своими друзьями. Так же научились общаться со сверстниками, включаться в совместные игры.
Таким образом, на основе проведенной исследовательской работы по воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что разработанное и реализованное методическое обеспечение способствует развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования
1) Аблитарова, А. Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста / А. Р. Аблитарова, Э. Ваниева // Вопросы дошкольной педагогики, 2016. - № 2. - С. 8-10.
2) Андреенко, Т. А., Алекинова О. В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
3) Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / В. Н. Белкина. - Ярославль: ЯГПУ, 1998. - 249 с.
4) Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 398 с.
5) Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии, 2000. - № 5.
• С. 38 - 48.
6) Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. /Г.М. Бреслав - М.: Владос, 2000.
• 258с.
7) Валлон, А. Психическое развитие ребёнка / А. Валлон. - М.: Владос, 1987г. - 119 с.
8) Верхотурова, Н. Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте / Н. Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал, 2011. - № 8. - С. 264-273.
9) Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.
10) Волосова, Е. В. Развитие ребёнка раннего возраста / Е. В. Волосова. - М.: Академия, 2009. - 438 с.
11) Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова // Вопросы дошкольной педагогики, 2018. - № 4. - С. 18-20.
12) Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2005. - 76 с.
13) Грабовская, Л. В. Образ «Я» ребенка в мире культуры / Л. В. Грабовская // Ребенок в мире культуры / под общ. ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь, 1998. - С. 95-145.
14) Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 67-71.
15) Гром, Н. А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Гром // Научнометодический электронный журнал «Концепт», 2016. - № 10. - С. 86-90...