ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА 16
1.1. Сущность методического сопровождения педагогов ДОУ 16
1.2. Понятие профессионально - педагогической компетентности педагогов в
научной литературе 27
1.3. Управленческая модель методического сопровождения педагогов
в процессе внедрения Профессионального стандарта 39
Выводы по первой главе 59
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 61
2.1. Диагностика профессионально-педагогической компетентности
педагогов ДОУ 61
2.2. Организационно-методическое обеспечение сопровождения педагогов
ДОУ 71
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по сопровождению
педагогов ДОУ 84
Выводы по второй главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114
Актуальность исследования. Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации этих направлений углубляется.
Как показывает анализ деятельности педагогов дошкольного образования, они не всегда готовы к новому типу организации педагогического процесса и проектированию. Причина в отсутствии у большинства опыта нелинейного построения педагогического процесса и личностно-ориентированного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. В дошкольных учреждениях все еще имеет место такая методическая деятельность, когда идет ориентация на общие образовательные задачи, а не на помощь и поддержку компетентности каждого педагога детского сада.
Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все педагоги готовы к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, как требует того Профессиональный стандарт педагога. Среди трудностей внедрения Профессионального стандарта педагога ДОУ в систему деятельности дошкольной организации практиками обычно выделяются следующие:
• снижение мотивации к инновационной деятельности значительной части педагогов, что негативно может отразиться на внедрении Профессионального стандарта педагога;
• неприятие идеологии Профессионального стандарта, неготовность воспитателя к смене парадигмы поведения;
• слабое представление и педагогов, и управленческих структур о том, при помощи каких средств могут быть достигнуты результаты внедрения Профессионального стандарта [79;14].
Существует достаточно много исследований и научно - методических разработок, посвященных методической работе в дошкольном учреждении (Антонов Ю.Е., Алексанина Н.С., Белая К.Ю., Дуброва В.П., Лосева П.Н., Никишина И.В. и др. [66;25]). Но проведенный анализ научных публикаций показал, что существует дефицит исследовательского внимания к проблеме методического сопровождения педагога в процессе внедрения Профессионального стандарта педагога дошкольного образования, основное внимание авторы уделяют всему педагогическому коллективу в целом, но в практике мы знаем, что все педагоги разные: имеют разный стаж, уровень мотивации, уровень образования и т.д. Именно руководитель призван реализовать методическое сопровождение каждого педагога в детском саду.
В процессе сопровождения деятельности педагогов в условиях внедрения Профессионального стандарта, методисты образовательных организаций сталкиваются с необходимостью поиска новых эффективных форм работы, с целью активизации каждого педагога как непосредственного участника внедрения Профессионального стандарта, стимулирования инновационной деятельности педагогов.
Решение данной проблемы возможно через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.
Одним из преимуществ «интерактива» является создание комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компе- тентностного подхода обосновываются в работах В.А. Болотова, O.E. Лебедева, В.В. Серикова, A.B. Хуторского.
Сопоставительный анализ теории в аспекте изучения методического сопровождения педагогов в ДОУ в процессе внедрения Профессионального стандарта с практическим состоянием решения этой проблемы, позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что общество требует высокого качества образования уже на первой его ступени, Правительством Российской Федерации поставлена важнейшая задача- модернизация системы образования, в том числе и дошкольного. Все это определяет приоритеты развития образования, ключевой фигурой которых является педагог как профессионал нового поколения, но педагогические условия, направленные на методическое сопровождение педагогов в ДОУ обеспечиваются не в полном объеме, необходимом для решения новых задач методической работы в ДОУ.
Противоречие на научно-теоретическом уровне характеризуется тем, что в ДОУ необходимо создать модель методического сопровождения педагогов и комплекс педагогических условий ее реализации, обеспечивающие внедрение Профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации, но в педагогической теории недостаточно изучены психолого-педагогические основания для создания такой модели сопровождения педагогов...
В основе педагогической деятельности педагогов современного дошкольного образовательного учреждения лежат идеи гуманности и гумани- тарности, субъектности, диалогичности, Успешность реализации обозначенных идеи зависит от способности воспитателя личностно-ориентированно решать профессиональные задачи, позволяющие организовывать педагогическое сопровождение ребенка, развивать его индивидуальный потенциал, обогащать внутренний мир. Однако в современных условиях педагогическая деятельность воспитателя осложняется контекстом конкретного детского сада, а именно вариативностью программно-методического обеспечения детского сада, разнообразием моделей предметно-развивающей среды, способов организации педагогического процесса, методов взаимодействия с его субъектами. В результате, педагог не всегда готов к качественному выбору содержания, форм, методов построения педагогического процесса, позволяющего учитывать интересы, потребности и возможности каждого ребенка. Это обусловлено отсутствием у многих педагогов опыта личностноориентированного взаимодействия с его субъектами: детьми, родителями, коллегами по работе, администрацией. В связи с этим, возникает необходимость накопления данного опыта, через включение самих педагогов в процесс сопровождения.
Суть исследования заключалась в изучении специфики организации методического сопровождения в современном дошкольном образовательном учреждении и рассмотрении возможности ее организации, в контексте теории и практики сопровождения. Научно-исследовательская работа заключалась в построении возможного варианта методического сопровождения педагога, позволяющего учитывать особенности работы конкретного детского сада и направленного на включение воспитателей в решение приоритетных годовых задач работы детского сада, опираясь на их профессиональные и личностные потребности, возможности и интересы. Исследование было направлено на определение этапов методического сопровождения педагогов 96
как способа организации методической деятельности, а также выделение качественных характеристик профессиональной компетентности старшего воспитателя дошкольного учреждения, готового к организации методического сопровождения.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что педагогическая наука обогащается современными знаниями о сущности и возможностях методического сопровождения педагогов, о путях и условиях его организации в современном дошкольном образовательном учреждении.
Практическая значимость диссертации и использование полученных результатов состоит в том, что:
• разработана модель сопровождения педагогов, позволяющая организовывать методическое сопровождение педагогов детского сада;
• разработаны и апробированы варианты организации методического сопровождения педагогов в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Перспективы дальнейшей научной разработки проблемы могут быть связаны:
• с организацией службы методического сопровождения в системе повышения квалификации на различных уровнях;
• с более глубоким изучением влияния методического сопровождения воспитателя на качество педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что нам удалось на теоретическом и практическом уровне решить задачу методического сопровождения педагогов МБДОУ - детский сад № 463 через построение и реализацию модели сопровождения педагогов и комплекса педагогических условий ее реализации, это связано с тем, что:
1. Нами разработана и реализуется модель, которая:
а) построена на основе социокультурного, личностно ориентированного и герменевтического подходов;
б) реализуется с учетом принципов культуросообразности, приоритета интересов сопровождаемого, учета типологии педагога;
в) включает пять взаимосвязанных компонентов (целевой, теоретикометодологический, процессуально - сопроводительный, диагностический, результативный).
2. Ядром модели является методика сопровождения педагогов дошкольного образования, раскрывающая четыре этапа (информационноаналитический, планово-прогностический, организационно-сопроводительный, консультативный), типы методического сопровождения (содействие, взаимодействие, поддержка), а также формы, методы, средства методического сопровождения педагогов;
3.Определены условия эффективного функционирования модели методического сопровождения педагогов:
а) оказание помощи в решении индивидуальных проблем развития педагога;
б) содействие межличностной коммуникации педагога с другими педагогами;
в) формирование положительного отношения педагога к самому себе и собственной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-исследовательская литература, определена характеристика современных подходов к организации методического сопровождения педагогов ДОУ, выявить понятие профессионально - педагогической компетентности.
2. Разработана модель методического сопровождения педагогов, направленная на внедрение Профессионального стандарта педагога.
3. Проанализированы все сильные и слабые стороны методического сопровождения педагогов, а также уровень их профессиональнопедагогической компетентности в МБДОУ - детском саду № 463.
4. Дана оценка результативности влияния модели методического сопровождения педагогов в условиях внедрения Профессионального стандарта в МБДОУ.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза доказана, цель работы достигнута.
1. Абибуллаева, Э. А. Сущность методического сопровождения педа
гогов в дошкольных образовательных учреждениях / Э. А. Абибуллаева // Молодой ученый. - 2018. - № 12. - С. 142-145. - URL:
https://moluch.ru/archive/-198/48795/ (дата обращения: 24.06.2019).
2. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск: Изд-во КГУ, 1998.
• 309 с.
3. Александрова, Е. А. Педагогические команды в принятии решений при организации инновационной деятельности образовательных учреждений / Е. А. Александрова // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2006. - № 3. -С. 62-66.
4. Алексашина, И. Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: практ. методология решения пед. задач / И. Ю. Алексашина. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2000. - 223 с.
5. Алферова, Л. B. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно-ориентированного анализа / Л. B. Алферова // Завуч. - 1998. - № 3. - С. 124-140.
6. Багадирова, С. К. Методы и средства формирования методологической компетентности будущего преподавателя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. К. Багадирова; Адыг. гос. ун-т. - Майкоп, 2002. - 19 с.
7. Базовые компетентности педагога: требования проф. стандарта // Сельская школа. - 2009. - № 6. - С. 7-12.
8. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - Москва: Сфера, 2006. - 96 с.
9. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя.
• 2014. - № 3. - С. 4-13.
10. Белая, К. Ю. От сентября до сентября: рекомендации зав. и ст. воспитателям дет. садов к планированию учеб.-воспит., метод. работы на год / К. Ю. Белая. - Москва: АСТ, 1998. - 176 с.
11. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция / К. Ю. Белая. - Москва: Сфера, 2004. - 64 с.
12. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. - Москва: АСТ: Астрель, 2003. - 399 с.
13. Бережнова, Е. В. Методологическая культура педагога: (проблемы проф. подгот. в пед. вузах) / Е. В. Бережнова // Гуманизация образования. - 1995. - № 1. - С. 63-68.
14. Бережнова, Е. В. Формирование методологической культуры учителя / Е. В. Бережнова // Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 14-18.
15. Близнецова, В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ / В. С. Близнецова // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - № 9. - С. 33-40...