ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
1.1. Развитие патриотических чувств у дошкольников как
педагогическая проблема 15
1.2. Возможности художественно-творческой деятельности в
развитии патриотических чувств у детей старшего дошкольного 29 возраста
1.3. Теоретическое обоснование организационно
педагогических условий развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 47
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по
развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 47
2.2. Содержание работы по развитию патриотических чувств у
детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности 57
2.3. Итогово-результативный этап опытно-поисковой работы по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
Патриотическое воспитание подрастающих граждан - одна из приоритетных задач современной педагогики. Важность патриотического воспитания подрастающего поколения отмечается в таких нормативно- правовых документах, как: Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция
духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 г.
В этих документах формулируется содержание понятия «патриотизм» как нравственного качества человека, выражающегося в его любви к своей Родине и преданности ей, в осознании своей духовной связи с ней, гордости за ее прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы Родины и своего народа, идентификации себя с другими членами нации. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите Родины. В настоящее время программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
В детском возрасте активно развиваются все личностные качества человека, его душевные и телесные силы, формируются представления об окружающем мире, развиваются нравственные качества. Важность духовнонравственного воспитания подрастающего поколения, развитие таких нравственных качеств, как уважительное отношение к людям, трудолюбие, гражданская ответственность, патриотизма, ответственного отношения к своим делам и поступкам, бережное отношение к природному миру.
Дошкольное образование нацелено на формирование общей культуры, становление физических, умственных, нравственных, эстетических и личностных свойств, развитие учебной деятельности и т.д. Систематическое нравственное и патриотическое воспитание детей с первых лет жизни обеспечивает его должное социальное развитие и гармоничное личностное формирование.
Проблема патриотического воспитания дошкольников в настоящий момент весьма актуальна, так как сейчас Россия переживает один из сложных исторических этапов. И самая огромная опасность, которая грозит нашему обществу сегодня, - деградация личности.
Часто сейчас вещественные ценности доминируют над духовными, потому у ребят бывают искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, любви к родине и патриотизме. Высокий уровень преступности несовершеннолетних вызван общим увеличением агрессивности и жестокости в социуме. Детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этих условиях, как гласит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «...образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [30, с.5], т.е.
объективная необходимость и востребованность незамедлительного решения проблемы - главное основание, актуализирующее повышенное внимание к ней в сфере образования.
Однако современная система образования вообще и дошкольного в частности не в полной мере реализует задачу патриотического воспитания и развития ребенка по ряду причин. Прежде всего, не способствует успешности работы нравственное состояние современного общества. Другие причины находятся в самой системе образования. Одна из них - это несогласованность, а нередко и несовместимость различных методологических позиций при решении проблемы.
Причина малой эффективности образовательного процесса заключается в доминировании знаниевой (традиционалистской) парадигмы в решении проблемы и слабое внимание к формированию соответствующих чувств и поступков. Это не способствует целостному развитию духовного мира ребенка, вносит диссонанс в развитие когнитивной, эмоциональной, волевой сфер его личности и проявляется в рассогласовании знаний, чувств и поступков ребенка.
Очевидны и низкая компетентность взрослых в вопросах патриотического воспитания и развития детей, слабая взаимосвязь деятельности разных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур), отсутствие системы в работе, недостаточно высокий уровень духовно - нравственного развития взрослых, взаимодействующих с детьми (педагогов, родителей и др.) Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу, либо только семью. Важно комплексное взаимодействие разных социальных институтов.
Компетентность педагогов в вопросах патриотического воспитания детей младшего школьного возраста приобретает особую значимость, прежде всего, потому, что данный возраст является сензитивным для нравственного воспитания в целом: для формирования нравственных представлений, чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования определяет пути патриотического воспитания у детей через приобщение к традициям семьи, формирование представлений о малой Родине, нравственных ценностях нашего народа, истории и культуре Отечества. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Ученые, анализирующие проблему патриотического воспитания дошкольников, подчеркивают значение художественно-творческой деятельности. В работах Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, С.А. Козловой, Н.С. Комаровой, А.Г. Гогоберидзе, С.Л. Смирновой и других отмечается, что возраст старших дошкольников является сензитивным для формирования ценностных основ сознания через активное взаимодействие с художественными образами. Художественно-творческая деятельность связана с передачей ребенком впечатлений от окружающей действительности в художественно-образной форме, с усвоением образцов поведения. Развитие патриотических чувств у дошкольников происходит наиболее эффективно через эмоциональную отзывчивость к образам искусства - выразителям патриотических ценностей.
В то же время воспитательный потенциал художественно-творческой деятельности недостаточно реализуется в образовательной деятельности дошкольной организации.
Таким образом, возникают противоречия между:
• потребностью общества в патриотическом воспитании детей и
недостаточной готовностью семьи и педагогов дошкольных
образовательных организаций к реализации этого процесса;
• признанием значимости опоры на чувственный, эмоциональный опыт дошкольников в формировании их нравственных ориентиров и недостаточной теоретической обоснованностью содержания этого процесса применительно к сфере патриотического воспитания;
• востребованностью воспитательного потенциала художественно- творческой деятельности в развитии патриотических чувств у дошкольников и недостаточной разработанностью методического сопровождения этого процесса...
Данная работа была посвящена тому, чтобы теоретически обосновать, разработать и апробировать организационно-педагогические условия развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Анализ проведенной работы позволяет заключить следующее.
Дошкольный период значим для присвоения детьми опыта жизни путем подражания, копирования и познания ценностей культуры, традиций и пр., что доказано в исследованиях Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, В.Т. Кудрявцева, В.С. Мухиной, Т.Н. Тарановой,
Р.М. Чумичевой, Д.И. Фельдштейна и др. У детей, особенно в старшем дошкольном возрасте, активно формируется патриотическое самосознание и происходит идентификация с лицами своей родины. Способствуют реализации задач развития патриотических чувств старших дошкольников такие особенности, как активное развитие психических процессов и речи ребенка, активность познания, новообразования личности (самосознание, отношение к другим).
Патриотическое воспитание применительно к старшему дошкольному возрасту - это целенаправленный процесс формирования представлений о героях своего народа и края, уважения к культурному и историческому наследию, личностного и ответственного отношения к настоящему и будущему своего региона и страны.
Патриотическая воспитанность рассматривается как актуальный уровень развития внутренней культуры ребенка, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.
Последовательное приобщение дошкольников к художественно- творческой деятельности помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, художественно-творческая деятельность способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Формирование основ патриотизма старших дошкольников предполагает комплексность, систематичность и последовательной данного процесса, выбор разнообразных методов и форм взаимодействия в процессе художественно-творческих занятий.
Занятия художественно-творческой деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Каждый из видов художественно-творческой деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
В процессе развития патриотических чувств важное значение имеет реализация художественно-творческой деятельности. Процесс формирования патриотических чувств должен быть активным, значимым и интересным для детей, включать ознакомление с традициями, культурой, нравами своего и других народов. Эффективное развитие патриотических чувств старших дошкольников должно происходить при условии, что традиции и фольклор разных народов естественно вплетаются в жизнь группы детского сада. Художественно-творческая деятельность не только развивает художественно-эстетический вкус у ребенка, но и создает возникновение интереса детей к национальным объектам, явлениям и предметам материальной и духовной культуры народа. Стимулирует формирование их патриотизма, а также выступает как средство развития, активизации самостоятельности, самовыражения и импровизации в процессе осуществления разнообразной деятельности с патриотической спецификой.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОУ Детский сад «Сказка», п. Арти, Свердловская область. В опытно-поисковой работе принимали участие 13 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет, подготовительная к школе группа)
В ходе опытно-поисковой работы, для анализа уровня развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, нами были выбраны следующие методики: «Незаконченное предложение»; «Мое отношение к малой родине» (И.П. Савенков); «Я - Патриот!» (Н.В.Савельева).
На начальном этапе исследования получены результаты:
• высокий уровень патриотической воспитанности преобладает у 46% (6 чел.), что говорит о наличии знаний по истории малой родины и ее символов; средний уровень воспитанности преобладает у 46% (6 чел.), знают историю «малой родины», но нет до конца, в ней разбираются. Низкий уровень патриотической воспитанности преобладает у 8 % (1 чел.).
• высокий уровень отношения к малой родине преобладает у 15 % (2 чел.), и говорит это ярком проявлении гордости за свое Отечество, «малую родину»; средний уровень есть у 54% (7 чел.), которые проявляют гордость за свое Отечество, «малую родину»; ниже среднего уровень преобладает у 31% (4 чел.). Низкий уровень отсутствует.
• высокий уровень основ патриотизма был выявлен у 46% (6 чел.) детей, это говорит о проявлении высоких чувств привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины». Средний уровень был выявлен у 54% (7 чел). Низкий уровень не был выявлен.
По итогам диагностики на констатирующем этапе опытно-поисковой работы был сделан вывод, что у детей изначально заложены некоторые основы для развития патриотических чувств и понимание важности данной темы. Большинство детей имеют средний уровень представлений о патриотических чувствах.
Целью формирующего этапа опытно-поисковой работы была разработка и реализация содержания работы по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности. При достижении поставленной цели мы руководствовались гипотезой: процесс развития патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
• последовательность работы по развитию патриотических чувств
старших дошкольников посредством художественно-творческой
деятельности строится в следующем направлении: ознакомление с культурной действительностью малой родины, родного края, города и страны; ознакомление с особенностями традиций и культуры разных народов страны; ознакомление с культурой народов мира;
• эффективность художественно-творческой деятельности в развитии патриотических чувств старших дошкольников обеспечивается в тесном сотрудничестве с родителями дошкольников, через разнообразные формы взаимодействия;
• важным является создание пространственной предметно -
развивающей среды: оформление уголков прикладного творчества,
оформление мини-музеев, краеведческих зон, зон типа «народная изба» и т.д.
Нами была разработана программа деятельности воспитателя по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности. Предполагалась также совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по воспитанию патриотизма у детей. Для родителей проводилась работа по просвещению (патриотическо-воспитательной направленности), совместные мероприятия для воспитания когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного критериев развития патриотических чувств у детей. Много внимания уделялось педагогическому вниманию, уважению и требовательности к родителям. Обращалось внимание на пример взрослых, трансляцию ими положительного опыта и др.
В ходе опытно-поисковой работы нами были реализованы разнообразные проектные мероприятия, в которых дошкольники принимали непосредственной участие, а также проходили разнообразные конкурсы, творческие мероприятия, экскурсии и выставки. В рамках нашей работы особое внимание было уделено проектам художественно-творческой направленности.
Диагностика на контрольном этапе позволила выявить следующее:
• высокий уровень развития патриотических чувств преобладает у 77% (10 чел.), что говорит о наличии знаний по истории малой родины и ее символов; средний уровень воспитанности преобладает у 23% (3 чел.), знают историю «малой родины», но нет до конца, в ней разбираются. Низкий уровень патриотической воспитанности на этом этапе уже не обнаружен.
• высокий уровень отношения к малой родине преобладает у 62% (8 чел.), и говорит это ярком проявлении гордости за свое Отечество, «малую родину»; средний уровень есть у 38% (5 чел.), которые проявляют гордость за свое Отечество, «малую родину». Ниже среднего и низкий уровень - отсутствуют.
• высокий уровень развития патриотических чувств был выявлен у
77% (10 чел.), это говорит о проявлении чувств привязанности и
уважительном отношении к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины». Средний уровень был выявлен у 23% (3 чел). Низкий уровень не был выявлен.
По итогам проведенной работы мы сформулировали ряд рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию патриотических чувств старших дошкольников в художественно-творческой деятельности.
Таким образом, проведенная работа оказалась эффективной. Цели и задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Агапова, И. А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.:ВАКО, 2006, - 368 с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : метод. пособие / Н. В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 120 с.
3. Ахвледиани, Н. Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России: автореф. дисс... канд. полит.наук / Н. Р. Ахвледиани. - М.: МГУ, 2010. - 246 с.
4. Баландина, Е. А. Современные проблемы патриотического воспитания школьников младшего школьного возраста / Е. А. Баландина // Формирование традиций патриотизма : материалы науч.-практ. конф. Барнаул, 2015. - С.106-109.
5. Батарчук, Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды / Д. С. Батарчук // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2010. - № 12 (102). - С.1-5.
6. Беглова, С. В. Быть патриотом и гражданином своей страны / С.
B. Беглова, С. О. Бачурина, Е. А. Власова // Народное образование, 2012. - № 9. - С. 70-74.
7. Беглова, С. В. Быть патриотом и гражданином своей страны /
C. В. Беглова, С.О. Бачурина, Е.А. Власова // Народное образование. - 2012. - № 9. - С. 70-74.
8. Белова, Т. Десять лет гражданскому образованию в России / Т. Белова // Граждановедение, 2002. - № 19. - С. 26-31.
9. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 180с.
10. Божович, Л. И. Проблемы воспитания личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 352 с.
11. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Сборник материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. - № 5. - С. 48-51.
12. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: монография / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. - 214 с.
13. Бузский, М. П. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков М. Б. Кусмарцев. - Волгоград: ПринТерра, 2008. - 88 с.
14. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р. С.Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80 с.
15. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37-42...