Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94685

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.1. Социальное развитие личности: характеристика ключевых понятий,
этапы, факторы, механизмы, условия 10
1.2. Особенности социального развития детей
дошкольного возраста 23
1.3. Сущность семейного досуга и способы его организации,
направленные на социальное развитие детей дошкольного возраста 36
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА, НАПРАВЛЕННОГО НА СЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 48
2.1. Результаты диагностики социального развития детей
дошкольного возраста 48
2.2. Организация семейного досуга, направленная
на социальное развитие детей дошкольного возраста 58
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 90

Актуальность исследования. Современные тенденции социально­экономического, социально-демографического и социокультурного развития России привели к разрушению привычного образа жизни. То, что недавно стало смыслом жизни, уходит в прошлое: ценности, идеалы и люди часто остаются бессильными в новых условиях
Дошкольное детство - это период в жизни ребенка, когда он учится чему - либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом, ребенок погружается в социальное пространство семьи и окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которой является процесс взросления и вхождения в социальный мир взрослых. Именно с дошкольного возраста необходимо развивать социальные качества, такие как умение общаться со сверстниками и взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, воспитывать позитивное восприятие и отношение к окружающим, воспитывать стремление к самостоятельным начинаниям, способность решать свои проблемы за свой счет, так как адаптироваться к окружающей среде могут только личности, обладающие социокультурным, интеллектуальным потенциалом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены целевые ориентиры, необходимые для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников, в том числе по развитию у дошкольников основ социальной активности. [59] Развивать социальные качества ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение каких либо учебных задач, умение общаться со взрослыми и сверстниками, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе.

дошкольников получили определенное отражение в работах отечественных исследователей Л.А. Архипова, А.К. Бондаренко, Е.А. Герасимова, Н.В. Иванова, Р.Г. Казакова, С.А. Козлова, В.Г. Моралова, Е.И. Тимошина, А.В. Усова, Е.А. Шанца.
В дальнейшем, вопрос социального развития детей рассматривался в трудах Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Л. В. Занкова, А. В. Запорожец, П.Ф. Каптерева, И. С.Кон, А. Н Леонтьева, В.С. Мухиной, М. Монтессори, Л.И. Новиковой, Н.И. Пирогова, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцова, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина .
В период дошкольного детства семья и дошкольная образовательная организация являются институтами первичной социализации, так как именно в них закладываются основы межличностных отношений. Семья - это социальная среда, в которой ребенок растет и развивается. Внутрисемейные досуговые мероприятия оказывают влияние на социальное развитие дошкольника.
В научной литературе вопросы организации досуговой деятельности ребенка рассматриваются с разных сторон. Так, по мнению, Н. И. Бочаровой, А.Ф. Воловика, А.Д. Жаркова, Г.Н. Новиковой, и других досуг рассматривается как важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. [11, 12, 22, 56]. В исследованиях Э.И. Тюриной, М.Б. Зацепиной показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства. [ 26, 72].
Организация досуговой деятельности с детьми в контексте ФГОС ДО - важнейший раздел работы дошкольной образовательной организации, который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников. Цель формирование творческого потенциала дошкольников посредством включения в досуговую деятельность [59].
Стоит учитывать, что в каждой дошкольной образовательной организации стараются выдерживать свой стиль по партнерскому взаимодействию с родителями воспитанников. В этой связи данное исследование направлено на изучение партнерских практик конкретной образовательной организации, а также методов и способов формирования досуговой культуры среди старших дошкольников.
При взаимодействии дошкольной образовательной организации с родителями существуют традиционные и нетрадиционные формы работы.
К традиционным формам относятся родительские собрания, беседы, консультации, конференции, день открытых дверей, посещение семьи ребёнка, семинары-практикумы, наглядная педагогическая пропаганда и др.
К нетрадиционным формам относятся семейные клубы, «Родительская газета» и «Телефон доверия», деловая игра, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, тематические акции и др.[6].
Проблема исследования: каким должно быть взаимодействие педагогов и семьи, направленное на социальное развитие детей дошкольного возраста ?
Тема исследования: «Семейный досуг как средство социального развития детей дошкольного возраста».
Цель исследования является изучение социального развития детей дошкольного возраста в условиях семейного досуга, разработка программы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, направленная на социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях семейного досуга...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема эффективности использования детского досуга как средства социального развития детей в дошкольном периоде является одной из важнейших и актуальных для современной дошкольной педагогики. Одним из способов решения этой проблемы является организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей.
Теоретическое исследование проблемы исследования и результатов педагогического эксперимента подтвердило правильность гипотезы и позволило сделать следующие выводы:
1. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей в организации досуга дошкольников следует понимать как совместную взаимодополняющую деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия полностью использует потенциал детского сада и семьи для организации образовательное пространство и решение общей проблемы развития ребенка как объекта досуга детей.
2. В ходе исследования выявлены особенности организации досуга дошкольников в дошкольной образовательной организации и семье. Установлено, что на содержание, формы организации и методы организации досуга детей влияют несколько факторов: общая культура, воспитание родителей и педагогическая культура, традиции семейного воспитания и свободное время для взрослых в соответствии с социокультурными и национальными особенностями.
3. Выявлены особенности взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, выявлены типичные недостатки, которые не позволяют в полной мере использовать потенциал развития дошкольной образовательной организации для социального развития детей дошкольного возраста. Совместная деятельность взрослых как организаторов детского досуга недостаточно активна, противоречива, несогласована и недолговечна. В процессе педагогического взаимодействия педагоги из дошкольных учреждений и родители учащихся выступают в качестве партнеров, объединенных общей целью развития ребенка в досуговой деятельности детей.
4. В ходе исследования был разработан и релизован комплекс мероприятий по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и привлечением дошкольников к значимым культурным и развлекательным мероприятиям, доминирующим в позиции субъекта.
Первый этап взаимодействия взрослых обеспечил формирование общего отношения к совместному решению проблем использования осмысленного досуга как способа воспитания и развития дошкольника. Задача на этом этапе состояла в том, чтобы найти подход к семье ребенка, создать общую атмосферу доверия, признать жизненные интересы и склонности ребенка, тактично определить общий культурный уровень родителей, микроклимат семьи, традиции детей. развлекательные мероприятия и т. д. В результате первого шага было создано единое средство для достижения общей цели - мы обеспечим эффективную организацию досуга детей совместными усилиями.
Второй этап взаимодействия включал развитие единства среди своих субъектов в понимании роли культурно-досуговой деятельности в воспитании и развитии ребенка в дошкольном детстве. Задача воспитателей детских садов - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, объяснить их оригинальность, разнообразие видов, потенциал развития, важность выбора типа досуга ребенка. Содержание взаимодействия детского сада и семьи на этом этапе состояло из педагогического воспитания родителей об особенностях детского сада. В процессе этого взаимодействия родители не только пополняли досуг своих детей, но и видели реальные процессы организации досуга своих детей в детском саду, осваивали методы управления досугом своих детей.
Появление родительского интереса к содержанию досуга с детьми, организованного и проведенного в дошкольном учреждении, желание проанализировать собственный опыт и ошибки, искать эффективность способов взаимодействия с педагогом, рассматриваются как показатели эффективности сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи на данном этапе.
Третий этап обеспечил реализацию единого и скоординированного подхода к детям с целью максимального развития его личного потенциала посредством досуга и организации совместных досуговых мероприятий для взрослых и детей. В результате сообщество педагогов и родителей стало партнером в организации значимого досуга для детей.
Доказано, что предлагаемый комплекс мероприятий обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогов, желание взаимодействовать с родителями, а также оказывает эффективную педагогическую поддержку взрослым в организации досуга детей.
С помощью родителей ребенок познает окружающий его мир, самого себя и других. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в правильном направлении, мягко толкает вперед, что определяет успешность их вхождения в мир людей. Таким образом, семья является лидером в организации досуга старших дошкольников. Знание особенностей организации, форм и видов досуга, а также характеристик возраста ребенка, которые определяют все виды досуга, помогут родителям организовать досуг в семье, что позволит избежать проблем, связанных с семейным воспитанием.
Кроме того, важно взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга дошкольников. Его следует понимать как совместную и взаимодополняющую деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия максимально использует потенциал дошкольной 80
образовательной организации и семьи для решения общей задачи развития ребенка как субъекта досуга детей.
5. На современном этапе развития общества особое значение приобретают развитые коммуникативные навыки, умение планировать, осуществлять, контролировать и размышлять над процессом взаимодействия, межличностного общения. Кроме того, уровень развития коммуникативных навыков влияет на степень адаптации человека в обществе. Чем выше этот уровень, тем быстрее и гармоничнее адаптация. Основы общественного развития заложены в раннем детстве.
Мы пришли к выводу, что мы должны формировать и, в некоторых случаях, улучшить показатели социального развития, такие как:
• способность общаться в образовательной деятельности (на занятии);
• способность поддерживать общение с ребенком;
• умение проявлять инициативу в общении;
• возможность учитывать состояние общения партнера.
В связи с этим мы разработали комплекс мероприятий, включающий мероприятия по дальнейшему обучению этим навыкам. После введения мероприятий, направленных на формирование социального развития среди дошкольников старшего возраста, мы увидели, что предложенный нами комплекс успешно формирует эти навыки. Особенно хорошие результаты мы получили в умении общаться с ребенком, со взрослым и в общении в образовательной деятельности. Конечно, наша работа не решила проблему формирования социального развития старших дошкольников; поэтому работа по формированию социального развития старших дошкольников должна продолжаться.


1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность : теория и практика организации : учеб.пособие для студентов вузов / Г.А Аванесова. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
2. Арушанова, А. Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 35 - 40.
3. Арушанова, А. Г.. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками / А. Г. Арушанова // Детский сад : теория и практика. - М.: Эдисьон Пресс, 2013. - с. 6 - 20.
4. Акулова, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения для бакалавров : учеб. для вузов / О. В. Акулова ; под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 460 с.
5. Белоусова, Л. Е. Добрые досуги / Л. Е. Белоусова. - Санкт - Петербург : Детство, 2003 - 95 с.
6. Бобнева, М. И. Психологические механизмы регуляции социального поведения / М. И. Бобнева. - Москва :Наука, 1979. - 39с.
7. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев.- Москва: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
8. Божович, Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- Москва : [б. и.], 2011. - 402 с.
9. Болотина, Л. Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - Москва : Культура, 2005. - 240 с.
10. Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей / М.И. Болотова. - Москва:Компания спутник, 2005. - 52с.
11. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье : учеб. / Н. И. Бочарова, О. Г Тихонова. - Москва : Академия, 2001. - 97 с.
12. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга : учеб.пособие / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - Москва : Флинта, 1998. - 240 с.
13. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.
• Москва : Эксмо, 2005. - 507 с.
14. Гидденс, Э. Социология : учеб.для высш.учеб. Заведений / Э. Гидденс. - Москва:Едиториал УРСС, 2005. - 632с.
15. Глебова, С.В. Детский сад Семья:аспекты взаимодействия : практ. пособие для методистов, воспитателей и родителей / С.В. Глебова. - Воронеж :Учитель, 2005. - 111 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ