ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Понятие «виртуальная социальная сеть» 8
1.2. Социальные сети в образовании 23
1.3. Социальные сети как образовательный ресурс 33
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» 39
2.1. Виртуальные сети как объект социологического исследования 39
2.2. Программа социологического исследования
«Образовательный потенциал виртуальной сети «ВКонтакте»» 41
2.3. Результаты социологического исследования 47
«Образовательный потенциал виртуальной сети «ВКонтакте»» 47
2.4. Методические рекомендации по работе с виртуальной сетью
«ВКонтакте» в рамках образовательного процесса 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Приложение 3 70
Приложение 4 72
Приложение 5 78
В современном мире виртуальные социальные сети - привычные спутники жизни практически любого человека: они позволяют быть в курсе последних общемировых и национальных событий и новостей о жизни друзей и знакомых; они позволяют узнавать больше о том, что интересует индивида; существует более миллиона разнообразных сообществ, посвященных любым видам хобби и иного времяпрепровождения. Несмотря на небольшой срок существования, социальные сети стали во много незаменимыми, а их влияние на жизнь людей достаточно заметным.
Актуальность исследования. Интернет предоставил человеку множество возможностей уйти от реальности в другой, виртуальный мир: онлайн-общение, массовые игры, новости, развлечения и, конкчно же, соцсети - все это позволяет человеку отойти от проблем и барьеров, существующих в его жизни. Так, молодежь тратит значительную часть времени на виртуальные социальные сети: в среднем в России этот показатель составил 2,5 часа в день. Однако сеть дает не только возможность убежать из мира, но и возможность построить в нем собственный, что сказывается не только на восприятии индивидом объективной реальности, но и на его психике, что ведет к появлению аутистических черт мышления (по мнению исследователей). На сегодняшний день социальные сети - элемент социализации.
Научные исследования социальных интернет-сетей появились в США и развивались параллельно с распространением данного вида интернет - ресурсов в этой стране и мире. Первые работы в этой области (Д. Бойд, Э. Марвик, Э. Хаггитари, Н.Эллисон) были посвящены исследованию трансформации социальных практик молодежи под влиянием социальных сетей. Являясь пионерами в своей области, американские исследователи в рамках своих тем старались осветить максимальное количество аспектов развития сетей, затронув ставшие центральными позже темы: поведение пользователей, история развития сетей и роль общественного мнения в этом процессе.
Научная проблема исследования. В отечественной науке (социалогия, педагогика) тема исследования социальных сетей, несмотря на растущее количество работ, не является разработанной. Прежде всего речь идет о размытости понятийного аппарата, различном качестве эмпирических исследований, недостаточной проработанности теоретических оснований исследования данного феномена.
Степень научной разработанности проблемы. К общим работам относятся исследования В.Н. Баранова, Р.В. Болгова, А.Б. Шалимова, А.И. Шипицына. В них авторы изучают самый широкий круг вопросов, включая историю развития сетей, описание технологии их функционирования и их сущность в широком междисциплинарном контексте. Проблема рисков социальных сетей на примере ресурса «ВКонтакте» исследуется в работах В.В. Шиллера.
Следует также отметить, что активно развивается проблематика использования социальных сетей в рамках образовательного процесса в отечественной (И.В. Зорина, И.В. Недошивина,О.М. Шахмартова) и зарубежной науке (Э. Кассен-Нур). Достаточно часто в рамках изучения данного вопроса отечественные авторы используют социологические методы анализа, что делает эти исследования ценным источником информации по данной теме. Несмотря на усиливающийся интерес к изучению социальных сетей в рамках гуманитарных дисциплин, подавляющее большинство работ посвящено теоретическим аспектам и носит описательный характер. Исследования слабо связаны с западной традицией, где накоплен гораздо больший опыт исследования социальных сетей. Методологические, теоретические и эмпирические особенности исследования социальных сетей также находятся на начальной стадии исследования, что приводит к отсутствию каких-либо общих принципов научного исследования данного феномена. В совокупности все эти факторы приводят к крайне неоднородному качеству исследований. Так же следует отметить, что масштаб исследований не соответствует масштабу самого феномена.
Основываясь на вышеописанном, можно выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом: на сегодняшний момент социальные сети занимают значительную, неотъемлемую часть в социализации подростка, как и школа. Но в отличие от школы, социальные сети, на сегодняшний день, - бесконтрольное пространство, с которым связано много рисков. Поэтому, тема безопасности в интернете, виртуальных социальных сетях затрагивается в рамках учебных дисциплин таких как обществознание и информатика.
На научно-педагогическом: несмотря на то, что исследования феномена социальных сетей началось совсем недавно (в том числе и в отечественной науке), но уже есть много исследований, рассматривающих социальные сети (интернет пространства) как необходимый элемент в образовательном процессе. Что подтверждается и нормативными источниками, такими как ФЗ «Об образовании», ФГОС, «Профессиональный стандарт». Но социальные сети в рамках этих исследований рассматриваются в качестве дополнительного коммуникативного средства между учителем и учеником.
Из выше описанного противоречия вытекает следующее (научнометодическое): поскольку, соцсети рассматриваются только как
вспомогательное коммуникативное средство, и в большей степени это лишь социологические исследования и теоретизация по данной проблеме, на данный момент нет разработанных методов использования сетей в образовательном процессе, не как коммуникативного средства, а как образовательного ресурса.
Объект исследования: виртуальные социальные сети как
образовательный ресурс).
Предмет исследования: социальный сети - как необходимый элемент современного урока.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка в ходе опытно-поисковой работы методов применения социальных сетей в рамках преподавания обществознания.
Задачи:
1. провести анализ теоретических исследований феномена "социальных сетей", в том числе и в образовательном процессе.
2. исследовать интернет-активность учащихся МАОУ СОШ № 4 в контексте образования (самообразования).
3. обосновать необходимость применения социальных сетей, не только как коммуникативного средства на и как содержательного элемента урока обществознания.
4. разработать методы (приемы) применения социальных сетей в рамках урока обществознания.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о необходимости обращения к социальным сетям на уроке в рамках реализации системно-деятельностного подхода (ФГОС).
Теоретико-методологическая основа диссертационной работы. Теоретическую основу данной работы составляют научные исследования виртуальных социальных сетей, в том числе социологические подходы к изучению данного явления, в частности теория конструирования социальной реальности У. Липмана.
Методологические основы диссертационной работы были разработаны в соответствии с указанными выше теоретическими положениями:
1. норматично-правовые акты: ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 г; ФГОС ООО ит.д.
2. теория аутопойетических систем Н. Лумана.
3. теоритические обоснования применения социальных сетей в образовательном процессе Ю.В. Скрипкиной, А.В. Соловьевой, О.С. Самсоновой, Е.Г. Ефимова.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе разработан соответствующий комплекс методов исследования:
• общенаучные методы: анализ, проблематизация, моделировнаие;
• эмперические: анкета, анализ информации
Выбор методов сбора и анализа полученных данных обусловлен спецификой предмета исследования.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили:
• результаты анкетного опроса;
• результаты анализа информации сети «ВКонтакте».
Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании необходимости применения виртуальных социальный сетей как образовательного ресурса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования расширили теоретико-методологическую базу в исследовании феномена социальных сетей.
Практическая значимость исследования определена результатами социологического исследования и разработкой методических рекомендаций на их основе.
Теоретическая база и эмпирические материалы работы могут быть использованы в преподавании обществознания, истории и других учнбных предметов.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем: 66 страниц.
Цель диссертационной работы: теоретическое обоснование и
разработка в ходе опытно-поисковой работы методов применения социальных сетей в рамках преподавания обществознания - достигнута.
Согласно поставленной цели, были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ теоретических исследований феномена "социальных сетей", в том числе и в образовательном процессе.
2. Исследована интернет-активность учащихся МАОУ СОШ № 4 в контексте образования (самообразования).
3. Обоснована необходимость применения социальных сетей, не только как коммуникативного средства, но и как содержательного элемента урока обществознания.
4. Разработаны методические рекомендации по применению социальных сетей в рамках урока обществознания
В ходе исследования мы дали комплексное определение понятию «социальная сеть», рассмотрели основные подходы к изучению этого понятия в социологии, выявили основные характеристики виртуальных сетей.
Социальные сети представляют собой аутопойетические системы, в основе которых лежит коммуникация между отдельными пользователями.
Кроме того, были изучены возможности применения социальных сетей в образовательном процессе, определены основания для включения виртуальных сетей в процесс обучения.
Для современной системы образования являются ключевыми следующие показатели: качество, эффективность, результативность и актуальность. В связи с этим, использование инструментария, который предлагает современный открытый мир, является необходимостью. В сфере образования широко используются on-line системы обучения Learning Management System, а возможности виртуальных социальных сетей на сегодняшний день остаются недооцененными педагогическим сообществом.
При этом соцсети имеют преимущество перед системами управления обучением: LMS не имеют возможности полноценного взаимодействия с виртуальной средой, так же эти системы «не приживаются» среди самих обучающихся, вызывают у них неприязнь, т.к. навязаны, а не выбраны участниками образовательного процесса. Альтернативным вариантом (LMS) мы предложили сеть «ВКонтакте», т.к.:
• она пользуется наибольшей популярностью среди учащихся (является лидером множества рейтингов, составленных аналитиками, которые проводят различные исследования в данной области);
• она многофункциональна (общение как личное, так и через беседы, обмен иллюстрациями, видео и аудиоматериалами, возможность создания сообществ или публичных страниц, проведение онлайн- опросов, допустимость ссылок с других онлайн-сервисов и др.);
• она имеет достаточно простой интерфейс (что является несомненным плюсом для педагогов, т.к. снижается трудозатрат при подготовке к уроку).
В рамках данной работы было проведено социологическое исследование, целью которого являлось определение того, насколько учащиеся и педагоги используют образовательный потенциал социальный сети «ВКонтакте», отношение родителей к этому.
Было доказано, что вовлеченность учащихся в виртуальный мир, отражается на учебном процессе (родители высказали мнение, что соцсети отрицательно влияют на обучение, дети придерживаются противоположной точки зрения).
Выявлено, что учащиеся и родители осознают образовательный потенциал сети, но не используют его во всей полноте спектора. Основной же целью посещения соцсети является коммуникативная и досуговоразвлекательная функции.
Использование сети «ВКонтакте» педагогами как образовательного ресурса на уроках практически не осуществляется.
Важным моментом социологического исследования является то, что респонденты (учащиеся и родители) признают необходимость привлечения виртуальных социальных сетей в образовательный процесс, в связи с развитием общества и трансформацией общественных отношений.
Гипотеза исследования о необходимости обращения к социальным сетям на уроке в рамках реализации ФГОС подтвердилась.
На основе проведенных исследований были составлены методические рекомендации по использованию возможностей сети «ВКонтакте» в контексте образовательных технологий на уроке обществознания.
Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом.
1. Brand Analytics [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru
2. Mediascope [Электронный ресурс]: webindex, Март 2019. URL: https ://mediascope.net/ data/
3. Андреева О.С. Особенности представлнией о коммуникации у студентов зависимых от социальных сетей./О.С. Андреева, Е.С. Андреев//Вестник Тюменского госудасрвенного университета - №5. - 2009. С. 138
4. Бараш Р.Э. Интрнет как средство самоактуализации и революционной самоорганизации/ Мониториг общественного мнения. - №3(109). - 2012. - С. 100-109.
5. Барнс Д. Классы и собрания в норвежском островном приходе // Human Relations. New York: Hafner Press, 1975.
6. Бернейс Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему/ Политические исследования. №4. - 2012. - С. 149-159.
7. Брюно В.В. Рискованное сексуальное поведение молодёжи в Интернете. Социология медицины: векторы научного поиска. Сборник статей: - М.: Издательство Перо, 2015.
8. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть/ П. Бурдье. Начала: Choses dites. - М.: Socio-Logos. - 1994. - С. 181-207.
9. Быков А.С. Педагогический потенциал социальных сетей./ А.С. Быков// Педагогический ИМИДЖ - № 3 (36), Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области» - 2017 - С. 36-43.
10. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлимый компонет современной системы образования./ Вестник ЮУрГУ, № 14, 2012 - С. 86-91.
11. Варламова С.Н. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология/ С.Н. Варламова, Е.Р. Гончарова, И.В.
Соколова//Мониторинг общественного мнения. - №2(126). - 2015. -С. 165182.
12. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии [Текст]/ М. Вебер// Избранные произведения. М.: Прогресс. - 1990. - С. 495543.
13. Воронкин А.С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ/ Образовательные технологии и общество. Издательство ФГБОУВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» - 2014. - С.650-675.
14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни/ пер. с англ. и вступит. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле. - 2000. - 304 с.
15. Грановеттер М. Сила слабых связей/ Экономическая социология. НИУ ВШЭ. - Т.4, № 10. - 2009. - С. 31-50...