Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №94667

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 12
1.1. Анализ проблемы патриотического воспитания в истории
педагогики 12
1.2. Особенности патриотического воспитания детей в
дошкольном возрасте 26
1.3. Сравнительный анализ содержания образовательных
программ по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 56
2.1. Изучение состояния проблемы патриотического воспитания
детей дошкольного возраста в ДОУ 56
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста в образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО 79
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста на итоговом этапе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 122

Актуальность исследования. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была одной из самых актуальных проблем развития современного общества. Негативное влияние на воспитание детей оказывают всем доступные средства массовой информации, телевидение, реклама, насыщенные образами агрессии, разрушения, жестокости. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень развития патриотических чувств у граждан страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Сейчас часто материальные ценности доминируют над духовными, потому детей бывают искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, любви к родине и патриотизме.
В период дошкольного детства закладывается фундамент для приобретения в дальнейшем любых социальных навыков и знаний, формируется общий характер поведения ребенка. Необходимость особого внимания к патриотическому воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре, к традициям и обычаям, с его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с окружающим миром людей и природы.
Значимость патриотического воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначена во ФГОС ДО как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Патриотическое воспитание по ФГОС предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках нашего народа, а также формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
В последние годы написаны диссертации на данную тему, где педагоги используют разные средства, методы для патриотического воспитания. Но не стоит забывать об ученых, которые первыми в педагогике говорили о патриотизме: Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, В.Г. Нечаевой, Н.А. Виноградовой и др. Их идеи нашли своё отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.
В настоящее время также ведутся исследования по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Данной проблемой занимаются О.А. Аленкина, Н.В. Алешина, Е.А. Алябьева, О.Н. Баранникова, К.Ю. Белая, Л.В. Белявцева, М.В. Богуславский, А.Я. Ветохина, Н.А. Виноградова и др. учёные. Следует отметить, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики патриотического воспитания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям.
Исследования показывают, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления личности и формирования социокультурного опыта. Согласно исследования Л.И. Божович, В.Г. Мухиной, формирование патриотических чувств определено возрастными характеристиками дошкольников: большая
познавательная активность, впечатлительность, эмоциональная открытость, подражательность, доверчивость.
Большинство авторов указывает на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Они затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:
• между заявленной стандартом идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан РФ, и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической основ патриотического воспитания в современных условиях;
• стремлением педагогов к результативности процесса патриотического воспитания дошкольников и традиционным подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности развития патриотических чувств детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО?
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится все более актуальной в современном мире, именно поэтому была выбрана данная тема исследования: «Патриотическое воспитание
дошкольников в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически сформулировать и обосновать условия, направленные на формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО.
В соответствии с проблемой и целью в работе мы поставили следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, нормативно-правовую, методическую литературу и проанализировать проблему патриотического воспитания в педагогике;
2. Определить особенности патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте;
3. Изучить состояние проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
4. Разработать и апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что процесс воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО будет эффективным при следующих педагогических условиях:
• если воспитание патриотических чувств пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины и чувства сопричастности, привязанности к ним;
• будет обеспечиваться включенность и сотрудничество всех
участников воспитательного процесса (воспитателей, воспитанников и их родителей), через разнообразные формы взаимодействия: беседы,
консультации, открытые занятия, наглядная информация, совместные проекты, экскурсии, развлечения и т.д...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Следует отметить, что в проведенных за последние годы исследованиях в основном обсуждаются вопросы формирования представлений дошкольников. Недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется воспитанию эмоциональной отзывчивости, чуткости к явлениям социальной действительности, эмоционально-положительного отношения к ним. Это определяет необходимость поиска таких средств патриотического воспитания, которые способствовали бы более эффективному формированию высших нравственных чувств.
Одна из важных задач, вытекающих из современных требований воспитания у детей дошкольного возраста патриотических чувств, состоит в активизации поиска новых эффективных средств воздействия на сознание и чувства воспитуемых.
Особенности усвоения знаний о Родине и воспитания у детей любви к ней требуют таких педагогических средств, которые создают условия для взаимодействия эмоционального и интеллектуального факторов процесса обучения и воспитания и тем самым способствуют более успешному решению задач формирования основ патриотизма.
В работе мы провели теоретический анализ психолого-педагогической, нормативно-правовой, философской, методической литературы по теме исследования. Можно сказать, что тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста не является новой. В разное время к ней обращались такие педагоги, ученые, как Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Е.Е. Казаева, Л.Л. Кондрыкинская, Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова, В.Г. Нечаева, Н.А. Виноградова и многие другие.
Согласно действующего ФГОС ДО и основных принципов, заложенных в нем: дошкольное детство - это значимый период в жизни, в котором происходит становление личности ребенка, развитие творческих способностей и инициативы.
Проведенная опытно-поисковая работа подтвердили значимость
проблемы и темы исследования, и сделать следующие выводы:
На основе анализа литературы по теме исследования раскрыто понятие «патриотизм» - это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации.
Патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленный на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщающий к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется «эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности и так далее по отношению к своей Родине».
Содержание патриотического воспитания дошкольников включает в себя приобщение детей к культуре нашего народа, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, знакомство с семьёй, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями, знакомство с историей нашей страны, проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные время года, организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Опытно-поисковая работа проводилась в МАДОУ «Детский сад № 31 «Солнышко», с. Кунарское, Богдановичский р-он, Свердловская область. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методы: индивидуальные беседы с детьми, работа с иллюстрациями, фотографиями, анализ детских рисунков, практические задания.
Вся работа проходила в три этапа, мы провели диагностику чувств патриотического воспитания у детей дошкольного возраста; апробировали комплекс мероприятий по воспитанию патриотических чувств дошкольников; проанализировали результат опытно-поисковой работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Результаты констатирующего и контрольного этапов опытно­поисковой работы для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-поисковой работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнями соответственно на 13,2% и 15% и количество детей с низким уровнем уменьшилось на 28,3%.
На основании всего выше изложенного мы пришли к выводу, что поставленные нами задачи решены, а значит и цель работы достигнута.
Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.


1. Агапова, И. А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия : 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : ВАКО, 2006. - 368 с. - Текст : непосредственный.
2. Азаров, Ю. П. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников / Ю. П. Азаров // Дополнительное образование. - 2013. - № 6. - С. 3-7. - Текст: непосредственный.
3. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007. - 203 с. - Текст: непосредственный.
4. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева
// Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). -С. 711-715. - Текст:
непосредственный.
5. Антология педагогической мысли первой половины XIX в. / сост.
П. А. Лебедев. - Москва : Педагогика, 1987. - 560 с. - Текст:
непосредственный.
6. Бабунова, Т. М. Методологические основы гражданско патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Т. М. Бабунова // Патриотическое воспитание дошкольников. Сборник материалов. Часть I. Управление образования администрации ЗАТО г. Снежинск, Челябинской области, 2007. - 151 с. - Текст: непосредственный.
7. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. - Москва : Педагогика, 1982. - 292 с. - Текст: непосредственный.
8. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский; ред. А. Ф. Смирнов. - Москва : Педагогика, 1984. - 288 с. - Текст непосредственный.
9. Бецкой, И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества / И. И. Бецкой; сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; ред. С. Ф. Егоров // Антология педагогической мысли России XVIII в. - Москва, 1985. - 560 с. - Текст: непосредственный.
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва : Институт практической психологии. - Воронеж : МОДЭК, 1995. - 350 с. - Текст: непосредственный.
11. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 218 с. - Текст: непосредственный.
12. Большой энциклопедический словарь. - URL:
http://www.onlinedics.rU/slovar/bes/p/patriotizm/ (дата обращения: 4.11.2019). - Текст: непосредственный.
13. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 304 с. - Текст: непосредственный.
14. Бузский, М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. - Волгоград : ВолГУ, 2008. - 90 с. - Текст: непосредственный.
15. Солодянкина, О. В. Воспитание начал патриотизма и гражданственности: на примере ДОУ N 288 г. Ижевска / О. В. Солодянкина // Материалы научно-практической конференции, круглого стола «Молодежь: патриотизм, гражданственность». - Ижевск, 2003. - С.119-121. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ