Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №94642

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 11
1.1. Сущность понятия «добровольческая деятельность» 11
1.2. Роль добровольческой деятельности в функционировании сельской
школы на современном этапе 25
1.3. Опыт реализации добровольческих проектов в условиях сельской
школы 34
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 42
2.1. Диагностика личностных качеств учащихся 42
2.2. Развитие личностных качеств учащихся в процессе реализации
проекта «Труженики тыла - незаметные герои войны» 55
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. Ослабление социальных связей, традиций, распад нравственных норм и ценностей в российском обществе указывают на нестабильность современного общества. Данные факторы негативно влияют на воспитание подрастающего поколения. В современных условиях отмечается устойчивое усиление индивидуализации ценностей молодежи, снижение нравственных ориентаций. В шкале ценностей они уступают ценностям материального благополучия, индивидуального самоутверждения и успеха. Серьезные опасения вызывают уровень криминализации, протестные настроения, распространение алкоголизма и наркомании среди подростков. Молодежь является своего рода «зеркалом» общества, отражающим его состояние на сегодняшний день и те проблемы, которые могут быть спрогнозированы на будущее.
В Концепции проекта федерального закона «О культуре» от 29 марта 2018 года указаны возможные опасные проявления гуманитарного кризиса: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявление асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежение правами других1.
Исследователи указывают на необходимость развития социального потенциала человека, сохранение, развитие и воспитание в подрастающем поколении приемлемые для современного демократичного общества социальные нормы, национально-культурные ценности и идеалы2.
В свете текущего состояния нравственности, возникает проблема поиска дополнительных воспитательных ресурсов. Выдвигаемые требования к личностным образовательным результатам указывают на необходимость ориентировать воспитательную работу в образовательных учреждениях на личностное и социальное развитие, формирование активной жизненной и гражданской позиции, привлечение к созидательной социально - привлекательной деятельности.
В 2015 году была утверждена Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, в которой говорится о необходимости формирования гармоничной личности, гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает ряд важных личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования, среди которых отмечены: воспитание российской гражданской идентичности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование основ экологической культуры3.
В настоящее время востребованной формой социальной активности, значимой в контексте эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации, является волонтерство или добровольчество. Это подтверждается закреплением определения, порядка и условий добровольческой деятельности на законодательном уровне. 29 ноября 2014 г. были утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, где раскрыто значение термина «молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность».
Таким образом, одним из возможных инструментов достижения озвученных личностных результатов может являться организация в школе добровольческой деятельности, которая в настоящее время усилиями органов власти и общественных институтов активно развивается. Так, в последнее десятилетие получили активное развитие множество крупных добровольческих объединений, в том числе - «Российское движение школьников», поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», «Бессмертный полк России» и др.
Сельская школа, сохраняя важность для жизни сельского социума, функционирует сегодня в сложных условиях. Это находит выражение в сокращении услуг социально-бытовой сферы, сельскохозяйственного производства, росте безработицы, разрушении традиционного уклада жизни. В таких обстоятельствах возрастает значение сельской школы, стремящейся развиваться в социальной сфере.
В функционировании сельской школы добровольческая деятельность играет важную роль. Прежде всего, это обуславливается центральной ролью школы в образовательной, культурной и социальной жизни любого сельского населенного пункта. В свою очередь, участие школьников в добровольческих проектах и волонтерских отрядах позволяет им полноценно участвовать в социальной и культурной жизни села и способствует их активной социализации.
Степень разработанности проблемы. К рассмотрению особенностей функционирования сельских школ обращались такие отечественные исследователи, как И. П. Аистова, М.П. Гурьянова, Е.П. Белозерцев, А.З. Андрейко, Л.П. Белова, В.М. Величкина, Н.Б. Крылов, Е.В. Дроздовская, Т.Г. Зеленова, Л.И. Литвинова и др.
Вопросы организации добровольческой деятельности в школе затрагиваются в работах многих отечественных исследователей: И.В. Антонович, Н.В. Быстровой, Е.А. Вороновой, Н.П. Капустина, С.Г Кульпиновой, Т.Н. Поздняковой, В.И. Ревякиной, Н.В. Ткачук, А.С. Федорова, В.А. Зотовой и др.
Современные педагоги активно используют технологии и практики добровольческой деятельности, которые оказываются значимыми в процессе воспитания и становления личности обучающихся. Изучение волонтерства в педагогическом аспекте имеет длительные исследовательские традиции в отечественной науке (В.Г. Бочарова, Л.Е. Сикорская, М. В. Шакурова, И.Н. Григорьев, Л.Е. Никитина, Е.В. Богданова, В.А. Кудинов, И.И. Фришман и др.).
Однако, несмотря на проявленный интерес ученых к обозначенной проблематике, на наш взгляд, влияние добровольческой деятельности на достижение учащимися личностных результатов, на данный момент недостаточно подробно изучено. На данном основании выделены следующие противоречия.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется между социальной значимостью развития добровольчества в сельской школе и недостаточным использованием добровольческих проектов в воспитательной работе сельских школ.
Противоречие на научно-теоретическом уровне заключается в том, что организация добровольческих проектов имеет воспитательный потенциал, может выступать инструментом формирования личностных образовательных результатов, но в педагогической теории недостаточно исследовано влияние добровольческой деятельности на достижение учащимися личностных результатов.
На научно-методическом уровне противоречие характеризуется тем, что эффективность процесса формирования личностных образовательных результатов может быть повышена посредством организации добровольческих проектов в сельской школе, но на сегодняшний день нет научно-методического обеспечения педагогических механизмов, обеспечивающих добровольческую деятельность...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Добровольческая деятельность охватывает широкий спектр направлений и в России чаще всего выражается в осуществлении различных социально-значимых проектов, а также проектов, имеющих патриотическую направленность. Основополагающие характеристики добровольческой деятельности обуславливают возможность ее применения в педагогической практике с целью развития важных личностных качеств учащихся, которые в дальнейшем помогут им стать полноценными членами общества.
Особую роль добровольческая деятельность играет в функционировании сельской школы на современном этапе. Прежде всего, это обуславливается центральной ролью школы в образовательной, культурной и социальной жизни любого сельского населенного пункта. Участие школьников в добровольческих проектах и волонтерских отрядах позволяет им полноценно участвовать в социальной и культурной жизни села и способствует их активной социализации.
В рамках данной работы нами на базе МКОУ «Обуховская СОШ» был разработан и реализован проект «Труженики тыла - незаметные герои войны», в котором приняли участие 10 учащихся возраста 14-15 лет. Проект был основан на всероссийском проекте «Равная величайшим битвам» и предполагал создание короткометражных фильмов, посвященных событиям трудового подвига и жизни народа в тылу в годы Великой Отечественной войны с размещением в интернете и пополнением архива школьного музея. Также, в рамках встреч и интервью, которые были приурочены к праздничным дням, учащиеся поздравляли тружеников тыла с праздниками и оказывали посильную помощь.
С целью определения влияния реализуемого проекта на достижение личностных результатов учащимися были организованы констатирующий и контрольный эксперименты, которые включали в себя диагностику уровня 75
воспитанности (методика Н.П. Капустина) и уровня патриотического воспитания (анкета Д.В. Григорьева «Отечество моё - Россия»).
По результатам проведенного констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что существует необходимость в проведении воспитательной работы с целью успешного освоения учащимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни. Кроме того, в связи с развитием медиатехнологий, существует острая необходимость в модернизации подходов к патриотическому воспитанию молодежи. Одним из путей такой модернизации может выступать развитие добровольческой деятельности в современном формате.
Проект «Труженики тыла - незаметные герои войны» предлагал учащимся как потренировать свои навыки монтажа видеороликов в процессе создания настоящих короткометражных фильмов, так и поучаствовать в важном деле - сохранении памяти об историческом прошлом родного села, что играет важную роль в воспитании российской гражданской идентичности.
Живое общение учащихся, принимавших участие в добровольческом проекте, с тружениками тыла и обсуждение событий тех времен с непосредственными их участниками способствует объединению поколений через сопричастность, со-бытие. Это, в свою очередь, способствовало формированию у учащихся положительной мотивации к добровольческой деятельности. Сохраняя память об историческом прошлом родного села, участвуя в живом общении и занимаясь по-настоящему социально значимым и полезным делом, учащиеся ощутили собственную значимость и пользу для общества, что в дальнейшем может мотивировать их участвовать и в других добровольческих проектах.
По результатам контрольного эксперимента, после участия в проекте повысился общий уровень воспитанности учащихся, некоторые учащиеся стали ощущать себя патриотами, у них было сформировано верное понятие патриотизма и положительная мотивация к добровольческой деятельности, заключающаяся в первом успешном ее опыте.
Таким образом, подтверждается эффективность реализованного проекта как инструмента развития таких личностных качеств учащихся, как патриотизм; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другим людям; коммуникативная компетентность; моральное сознание; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, что, в свою очередь, подтверждает гипотезу исследования. Результаты работы могут быть применены учителями с целью организации патриотического воспитания учащихся и развитии добровольческого движения в школе.


1. Абанкина, Т. В. Сельские школы: результаты эксперимента по реструктуризации [Текст] / Т В. Абанкина, О. В. Баландина, А. И. Вавилов, и др.. - М. : ГУ-ВШЭ, 2004. - 489 с.
2. Антонович, И. В. Благотворительность в российском обществе: история и современность [Текст] / И.В. Антонович. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. - 135 с.
3. Бадя, Л.В. Благотворительность и меценатство в России: краткий исторический очерк [Текст] / Л. В. Бадя. - М. : Наука, 1993. 74 с.
4. Байгулова, Н.В. Педагогические условия эффективного функционирования сельских малокоплетных школ [Текст] / Н.В. Байгулова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2016. - №1 (166). - С. 138 -143.
5. Бараненко, В.Н. Пермский центр развития добровольчества / В.Н. Бараненко // Сотис. - 2010. - № 4. - С.74-76.
6. Белова, Л.П. Социальная активность сельской школы [Текст] / дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.П. Белова: Тюм. Гос. ун-т. - Тюмень, 2005. - 242 с.
7. Богданова, Е. В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического ВУЗа [Текст] / Е.В. Богданова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №1. - С. 185-189.
8. Богданова, Е. В. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов [Текст] / Е.В. Богданова // Педагогика. Психология. Социальная работа.
Ювенология. Социокинетика. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012.
• №1. - Т 18. - С. 219-222.
9. Большой толковый словарь официальных терминов: более 8 000 терминов / сост. Ю.И. Фединский. - М. : Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2004. - 1168 с.
10. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева,
B. Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИН- ФРА, 1999.
11. Бредли, Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России [Текст] / Дж. Бредли // Общественные науки и современность. - 1994. - № 5. - С. 77­89.
12. Буравцова, В.Н. Патриотизм как идеология современной молодежи [Текст] / В. Н. Буравцова // Педагогическое образование на Алтае. - 2015. - № 2. - С. 116-120.
13. Быстрова, Н.В. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи [Текст] / Н.В. Быстрова,
C. А. Цыплакова, Л.А. Чумакова // Карельский научный журнал. - 2018.
• Т 7. - № 1 (22). - С. 73-76.
14. Вертикова, О.В. Участие в экологических проектах, как проявление доброй воли обучающихся начальной школы [Текст] / О.В. Вертикова, Н.П. Вертикова // «Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени»: сборник научных статей I-й международной студенческой научно-практической конференции. - Курск, 2016. - С. 251-253.
15. Власенко, М.Н. Волонтерская работа в школе как способ формирования духовно-нравственных ценностей учащихся [Текст] / М.Н. Власенко // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей. - 2018. - С. 363-368...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ