ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ XXI ВЕКА
7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей подросткового
возраста 17
1.2. Личностно значимые качества современного школьника 25
1.3. Детские общественные объединения патриотической направленности 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
45
2.1. Критерии их оценки и проверки курсантов оборонно-спортивного
лагеря имени капитана Ф.Пелевина 45
2.2. Динамика патриотического воспитания детей в оборонно-спортивном
лагере капитана Ф. Пелевина 53
2.3. Анализ результатов организации оборонно-спортивно лагеря имени
капитана Ф.Пелевина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Воспитание гражданина, патриота своей Родины, во все времена есть и остается приоритетной задачей государства и образовательных учреждений. Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, которые происходят в обществе и, в свою очередь, оказывают влияние и обуславливают изменения в современной системе образования, что вызывает необходимость развития свободной и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве. Сегодня на первый план вышла проблема формирования личности гражданина, патриота своей Родины.
Молодой гражданин должен быть подготовлен к новым общественным отношениям, уметь адаптироваться в новых социокультурных условиях, найти своё место в этом обществе, стать полноценным гражданином своей страны, патриотом Родины, сохранять и преумножать её культуру, заботиться об её престиже в мире.
Исследование основывается на положении и необходимости разработки теоретических оснований патриотического воспитания как целостного воспитательно-образовательного процесса, реализуемого в городской системе школьного и дополнительного образования.
В ходе исследования были выделены противоречия между:
• задачей построения гражданского общества и отсутствием чёткой и строй ной системы, что затрудняет осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса;
• возрастающей социальной значимостью проблемы патриотического воспитания личности и её недостаточной разработанностью в теории и практике на современном этапе развития общества;
• необходимостью разработки целостного воспитательно -
образовательного процесса, ориентированного на формирование личности гражданина-патриота, и не разработанностью его программного обеспечения, методического уровня,
разрозненностью воспитательных действий и операций.
- задачей школы в воспитании творческой личности, способной к самоорганизации, саморазвитию (субъектность), и во многом ещё неизжитыми традициями авторитарной педагогики;
Таким образом, обнаруживается ряд противоречий между объективными требованиями повысить уровень воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и недостаточной разработанностью теоретических и организационно-методических основ осуществления данного процесса. Данные противоречия преодолимы и связаны, в частности, с решением проблемы: каким должно быть патриотическое воспитание современных школьников, которое бы способствовало формированию личности гражданина-патриота Родины?
Разработка данной проблемы является актуальной и требует
специального исследования. В связи с этим была сформулирована тема нашего исследования: «Развитие личностных качеств школьников в детских
общественных объединениях патриотической направленности».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить пути и средства патриотического воспитания современных школьников в детских общественных объединениях патриотической направленности.
Объектом нашего исследования является патриотическое воспитание школьников.
Предмет исследования: патриотическое воспитание школьников в детских общественных объединениях патриотической направленности.
Суть исследования состоит в том, чтобы для осуществления патриотического воспитания создавалась культурно-образовательная среда, обусловливающая становление личности гражданина-патриота, что позволит школьнику проявить его субъектную позиций и общественную направленность его деятельности.
В соответствии с поставленной целью и авторской позицией в ходе исследования была выдвинута гипотеза: патриотическое воспитание и развитие личностных качеств современных школьников будет результативным, если:
• данный процесс является одной из составляющих частей
воспитательно-образовательного процесса, который
осуществляется в детских общественных объединениях патриотической направленности;
• разработана чёткая система организации взаимодействия школьного и дополнительного образования по патриотическому воспитанию;
• выявлены пути и средства патриотического воспитания в детских общественных объединениях патриотической направленности;
• разработана комплексная система, обеспечивающая организацию патриотического воспитания в детских общественных объединениях патриотической направленности.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1) изучить становление гражданского и патриотического воспитания в историческом аспекте и выявить характеристики целостного воспитательного процесса, значимые для новых социокультурных
условий.
2) проанализировать опыт, формы и методы организации патриотического воспитания детей и подростков;
3) разработать критерии и показатели сформированности гражданско- патриотической направленности личности современного школьника;
4) разработать концепцию патриотического воспитания и определить возможность её реализации в условиях городской системы образования ;
5) обосновать деятельность школьного музея как системообразующего компонента патриотического воспитания в условиях образовательных учреждений города;
6) разработать научно-методические рекомендации по патриотическому воспитанию, обеспечивающие взаимодействие школьного и дополнительного образования в условиях современного города .
Методы исследования: углублённое изучение и анализ научной, нормативно-правовой и методической литературы по теме исследования, анкетирование, подробный анализ результатов исследования, обобщение полученных данных.
Методологическую базу исследования составили работы о сущности и вопросах гражданско-патриотического воспитания С. Н. Артановского, А.К. Быкова, И.Я. Мурзиной, М. А. Терентия и других.
Патриотическое воспитание является приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса и является систематической и целенаправленной деятельностью органов власти, образовательных учреждений и общественных организаций по воспитанию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм выражается в действиях и поступках граждан, возникая сначала из любви к ближнему, своей малой Родине. Патриотические чувства, проходя через всю жизнь, доходят до общегосударственного патриотического сознания, до осознания любви к своей Родине.
Умение распознавать добро и зло, защищать кого -то, уважать других может стать началом формирования патриотизма. C другой стороны - патриотизм может быть системным полем, где проявляется нравственная культура личности. Эта взаимосвязь естественна, потому что процесс нравственного воспитания человека предусматривает усвоение нравственных норм как ценностей общественной жизни, готовности беречь и сохранять всё то, что дорого человеку, в том числе - Родину.
Обобщив перечисленные в диссертации выводы, можно сказать о том, что патриотизм интегрирует три составляющие: когнитивную (познавательную), эмоциональную (чувственную) и деятельностную. Эти составляющие, в целом, воспитывают патриота - знающего, чувствующего и способного действовать. Причём, именно в деятельности человека выстраивается смысловой ряд личностно-значимых ценностей, происходит осмысление своей значимости, нужности обществу и самореализация.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
По мнению И. О. Сморгуновой, гражданственность не заложена в генах - это не природное, а социальное качество, которое воспитывается [23, с. 123]. И воспитывать его необходимо с момента рождения человека.
В нашей работе мы рассматриваем воспитание патриотизма и гражданственности у детей и подростков. Для этого возраста характерны любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимание на то, что знания надо систематизировать. Повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении сменяется желанием уединиться. Именно в этом возрасте необходимо прививать чувство гордости за свою страну, используя все положительные стороны подросткового возраста, такие как, целеустремленность, настойчивость, стремление овладеть новыми знаниями и стараться искоренять все недостатки и, по возможности, направлять их энергию в нужное русло, используя разнообразные формы и методы воспитания в целом и патриотического, в частности.
Патриотическое воспитание граждан, особенно подростков и молодёжи, является одним из приоритетных направлений деятельности в ГО Первоуральск и является составной частью общего воспитательного процесса. В городе, как и в стране в целом, ведётся масштабная работа по патриотическому воспитанию. Проводится значительное количество патриотических мероприятий разных по форме и содержанию, базирующихся на ряде принципов: системности, адресности, активности, универсальности, учёта возрастных особенностей детей и подростков.
Рассматривая различные понятия, формы. методы и нормативно - правовые документы, можно сделать вывод о том, что воспитание патриотизма основывается на плотном взаимодействии объектов и субъектов воспитания. Будучи включёнными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания. Колоссальная работа ведётся образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта по подготовке и проведению мероприятий патриотической направленности...
1. Артановский С. Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение / С. Н. Артановский Сборник материалов конференции. - СПб. Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.12-17.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст]: Курс лекций /
Ю. К. Бабанский. - М. :Владос, 2008. - 255 с.
3. Библиотека ФФК [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http:// gos.ucoz.ru/news/2008-06-15-32 (Дата обращения: 10.06.2019)
4. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] : //- Режим доступа: http://psychology.academic.ru/161/ (Дата обращения: 11.06.2019)
5. Бондаренко Е. А. Модели патриотического воспитания в
современных условиях. [Электронный ресурс] // Интернет и образование: Декабрь, Том 2009, № 15. - Режим доступа:
http://www.openclass.ru/node/83656 (Дата обращения: 27.05.2019).
6. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика, - 2006. - № 2, -С. 41
7. Вахитов Р. Либеральный патриотизм, или Об одном «противоречии в определении» / Р. Вахитов // Советская Россия. - 2002. - 19 декабря. - С. 3.
8. Вильямский В. С. Основы организации деятельности социальных систем (на примере муниципальных образований России) / В. С. Вильямский. - Ростов н/Д. Феникс, 2006. - 544 с.
9. Воспитание. [Электронный ресурс] : // Интернет-энциклопедия «Википедия» - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Воспитание (Дата обращения: 23.03.2019).
10. Л.С. Выготский. «Мышление и речь», Астрель, М., 2011.
11. Государственная программа «Патриотическое
граждан Российской Федерации на 2015-2020 гг.»: Постановление
Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795. //
Официальный сайт Росархива. - Режим доступа:
http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (Дата обращения :12.04.2019).
12. Григорьев Д. Патриотизм великодушия / Д. Григорьев //Народное образование.- 2005. - № 4. - С. 75-80.
13. Гусинский Э. Н. Образование личности / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М. :Интерпракс, 1994. - 136 с
14. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] :- Режим доступа: http://slovardalja.net/word.php? wordid=24470 (Дата обращения : 18.03.2019).
15. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина: патриотическое сознание российских граждан - важнейшая основа единства общества : [ред. ст] // Народное образование. - 2005. - № 4. - С. 11-14...