Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование личностных качеств в учебной деятельности студентов (Кубанский Государственный Университет)

Работа №47094

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава Теоретические аспекты изучения проблемы психологических особенностей структуры учебной деятельности студентов 5
1.1 Психологические особенности структуры учебной деятельности студентов 5
1.2 Особенности развития личностных качеств в студенческом возрасте 17
Глава 2 Эмпирическое изучение личностных качеств студентов как субъектов учебной деятельности 26
2.1 Процедура и методика исследования 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
2.3 Рекомендации по развитию личностных качеств студентов в структуре учебной деятельности вуза 33
Заключение 38
Список использованных источников 40

Актуальность исследования. Современное реформирование высшей школы предполагает превращение образовательного процесса в эффективную развивающую систему, формирующую картину мира во всей его сложности и противоречивости и открывающую личности путь к творчеству, к самосозиданию. Важнейшей задачей высшего профессионального образования является подготовка творческого специалиста, способного не только к трансляции опыта и знаний, но и к творческому преобразованию полученных знаний в практической деятельности. Требования образования касаются способности личности самостоятельно находить необходимую информацию и использовать имеющиеся знания для практических целей. Обучение выступает не только условием, но также основой и средством психического и в целом личностного развития человека. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, особенности развития личностных качеств студентов в процессе учебной деятельности в вузе должна осознаваться, как неотъемлемая часть образования, одно из направлений модернизации современного образования.
На современном этапе существует противоречие между потребностями общества в получении профессиональных навыков и в развитии необходимых личностных качеств у студентов вуза и структурой учебной деятельности. Разрешение данного противоречия и составит проблему нашего исследования.
Цель исследования – выявить особенности развития личностных качеств студентов в структуре учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению особенностей развития личностных качеств студентов в структуре учебной деятельности.
3. Определить особенности развития личностных качеств студентов в структуре учебной деятельности.
Объект исследования – личностные качества студентов.
Предмет исследования – развитие личностных качеств студентов в структуре учебной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что у студентов КубГУ и студентов КубГАУ личностные качества будут иметь значимые различия, что обусловлено разной структурой учебной деятельности вузов.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование; статистические: методы количественной и качественной обработки данных.
Диагностические методики: опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А Харрисон), тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой,
Методологическую основу исследования составили научные труды Б.Г. Ананьева, И.А. Зимней, Н.А. Лиман, Н.М. Романенко и др. Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, Н.А. Семенова и др. определили психологические особенности структуры учебной деятельности студентов. Н.А. Лиман, Н.М. Романенко, Ю.В. Терентьева, М.А. Щукина, Р.О. Юрчик, Н.Ф. Яковлева и др. проанализировали возможности учебной деятельности в развитии личностных качеств студентов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как процесс обучения в вузе оказывает влияние на развитие личностных качеств студентов.
Обобщенное определение учебной деятельности выглядит как процесс систематического активного овладения знаниями, умениями, навыками, а также формирования личностных особенностей, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, в котором участвуют непременно два субъекта: преподаватель – студент. Учебные заведения среднего и высшего уровня как нельзя лучше способствуют реализации основной цели обучения, выступая организатором учебного процесса.
Изменение организационной структуры обучения в вузе существенным образом меняет не только структурный и содержательный компоненты учебы, но и психологические особенности самой этой деятельности и ее участников. Мы не опровергаем того, что учебная деятельность школьников достаточно совершенна, но адаптация к учебной деятельности в вузе является необходимым условием эффективного обучения. Студенты, не преодолевшие этот этап, показывают несформированность основных элементов учебной деятельности и системы межличностных отношений, проявляют повышенную тревожность, зависимость, неуверенность в своих силах и способностях, показное равнодушие или, напротив, демонстрируют агрессивные стратегии поведения. У каждого учебного заведения есть возможность создать систему помощи молодежи в период адаптации к условиям профессионального обучения. В этой связи возникает вопрос о необходимости появления в каждом вузе психологической службы, что помогло бы руководству решить многие психологические проблемы учебного процесса, возникающие как у студентов, так и у преподавателей.
Результаты эмпирического исследования следующие:
1. По методике «Стили мышления» было определено, что студенты группы КубГАУ, в сравнение со студентами КубГУ, демонстрируют более высокий уровень проявление аналитического стиля мышления. Для студентов группы КубГУ более характерным является реалистический тип мышления, что подтверждается результатами исследования.
2. По методике «Креативность» Н.Ф. Вишняковой было выявлено, что у исследуемых студентов одинаково значимы результаты по таким шкалам, как «любознательность» и «воображение». Такое качество, как любознательность вполне соответствует социальному положению испытуемым – студенты – и их возрасту – период ранней молодости и юности.
3. По методике Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошинв (КОС) в целом в обеих группах были получены достаточно высокие значения как в развитии коммуникативных, так и в развитии организаторских способностей, что свидетельствует о том, что студенческому возрасту характерным является стремление к общению, стремление к проявлению организаторских и коммуникативных способностей в ситуации общения. Однако, студенты КубГАУ в ситуации общения наиболее уверенны в себе, часто выполняют организаторские функции.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1974. – С. 3-15.
2. Антонова, А.Д. Психология образования / А.Д. Антонова. – М.: Академия, 2014. – 521 с.
3. Беляков, Е.М Проектная деятельность в образовании / Е.М. Беляков, Н.М. Воскресенская, А.Н. Иоффе // Проблемы современного образования. – 2011. – №3 – С. 62 – 67.
4. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред Н. К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2015. – 181 с.
5. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: академия. 2015. – 874 с.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. / И.А. Зимняя – М.: Логос, 2016. – 384 с.
7. Зинчук, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зинчук. – 3-е изд., пересмотр. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 448 с.
8. Каргапольцева, Н.А. Социализация личности и ценности современного / Н.А. Каргапольцева // Вестник образования. – 2016. – № 2. – С. 174-180.
9. Кириллов, Е.А. Социальная педагогика / Е.А. Кириллов. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 512 с.
10. Кичева, И.В. Современные трансформации терминологии социального воспитания / И.В. Кичева, Т.А. Неверова // Социус. – 2015. – № 3. – С. 49-51.
11. Кирьякова, А.В. Проект-технология в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, Е.А. Матвеева. – Оренбург: ОГУ, 2015. – 114 с.
12. Лиман, Н.А. развитие личностных качеств студентов в проектной деятельности / Н.А. Лиман // Мир психологии. – 2016. – №4. – С. 58-61.
13. Медведева, Ю.С. Молодой учёный на школьном и студенческом этапах становления / Ю.С. Медведева, М.М. Кашапов // Проблемы одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества / отв. ред. М.В. Наянова. – Самара: ООО «Офорт», 2014. – С. 174-182.
14. Медведева, Ю.С. Креативность и мотивация в научность деятельности / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Вестник интегративной психологии. – Ярославль. – Вып. 11. – 2013. – С. 196-197.
15. Морозова, Т.Д. Психология образования / Т.Д. Морозова. – М.: Проспект, 2016. – 464 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – СПб.: Питер. 2015. – 569 с.
17. Нимаева, Е.Г. Проектная деятельность в вузе / Е.Г. Нимаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 182 – 184.
18. Орлова, В.В. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации сибирской молодежи / В.В. Орлова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. – №8. – С. 30-35.
19. Романенко,, Н.М. Системно-структурный подход к организации интеллектуального развития студентов вуза / Н.М. Романенко // Современные гуманитарные исследования. – 2015. – № 2. – С. 217-219.
20. Ромм, М.В. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе / М.В. Ромм, Т.А. Ромм // Высшее образование в России. – 2016. – №12. – С. 104-113.
21. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2016. – 480 с
22. Семёнова, Н.А. Вопросы организации учебной деятельности в вузе / Н.А.Семёнова // Вестник Томского государственного педагогического университета (г.Томск, сентябрь 2012 г.). – Томск: ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет, 2012– С .209 – 211.
23. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Р/наД.: Феникс, 2016. – 784 с.
24. Терентьева, Ю.В. Учебная деятельность студентов / Ю.В. Терентьева // Социология образования. – 2015. – №4. – С. 74-77.
25. Чупрова, Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования / Л.В. Чупрова // Педагогические науки. – 2014. – № 4 (19). –С. 167-168.
26. Чурекова, Т.М. Социальное воспитание / Т.М. Чурекова, И.В. Гравова, Ж.С. Максимова. – Кемерово: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2016. – 166 с.
27. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. … канд.псих.наук: 19.00.13/ Мария Алексеевна Щукина. – Тюмень, 2014. – 168 с.
28. Юрчик, Р.О. Проектирование социальной действительности / Р.О. Юрчик // Мир психологии. – 2016. – №4. – С. 85-89.
29. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. учебное пособие / Н.Ф. Яковлева – М.: Флинта, 2014 – 144 с.
30. Ярушина, Е.Ш. Профессиональное самоопределение в условиях высшего образования / Е.Ш. Ярушина // Социологические исследования. – 2014. – №3. – С. 45-51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ