ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Художественная культура: понятие, ее специфика 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового
возраста 13
1.3. Учреждения дополнительного образования как среда развития художественной культуры учащихся 19 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ КИНО -, ФОТОСТУДИИ
2.1 Разработка учебной программы «Я фотограф» для обучения детей фотографии, ее характеристика 25
2.2. Апробация учебной программы «Я фотограф» в фотостудии детской школы искусств 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
На сегодняшний день в системе дополнительного образования в связи с развитием новых технологий, появлением программ такие как: компьютерная графика, история искусств, фотоискусство, видео творчество, которые дают возможность, получать умения и навыки от творческого процесса.
В подростковом возрасте, дополнительное образование очень важно, учащие реализовывают свой творческий потенциал. Выступая в тандеме с общим образованием, дополнительно является важным звеном в развитии личности и потенциальных способностей любого ребенка, адаптации его в современном мире. Обучающиеся в детских школах искусств, в клубах, культурно досуговых центрах. Дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
Актуальность исследования - состоит в том, что перед учреждениями дополнительного образования детей поставлена задача развития художественной культуры как необходимого качества современного человека. В художественной культуре искусство является уникальным средством формирования культурной жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Ведущая педагогическая идея художественного воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Одним из приоритетных направлений деятельности учреждения является художественное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Цель исследования - теоретически обосновать, что детская кино -, фото студия является средством развития художественной культуры, и практически апробировать авторскую программу для детской кино-, фото студии в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования - процесс развития художественной культуры учащихся.
Предмет исследования - развитие художественной культуры детей старшего подросткового возраста на занятиях кино фото студии в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие художественной культуры, ее специфику.
2. Изучить психолого-педагогические особенности обучающихся старшего подросткового возраста.
3. Рассмотреть учреждения дополнительного образования как среду развития художественной культуры учащихся
4. Разработать программу «Я фотограф» для учащихся учреждений дополнительного образования.
5. Провести Анализ эффективности учебной программы «Я фотограф» для обучения фотографии в детской фотостудии
Для решения целей и задач использовались следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ специальной литературы по теме исследования; изучение учебных программ и опыта педагогов детских кинофотостудий, сравнение, обобщение;
эмпирические: разработка учебной программы «Я фотограф»,
составление учебного планирования.
Степень изученности темы:
Вся изученная литература подразделяется на две части. Одна диктует нам о характеристике художественной культуры, ее специфике, видах, формах. Развитие у детей творческого потенциала. Вторая о правильности составления авторской программы, ее актуальности в учебном плане, для развития у детей художественной культуры. Футлик, Л.И. очень точно передает отношение детей к обучению на данные программы. Фридлендер Г. М. дает очень хорошие пояснения по философии художественной культуры, о ее развитии. О развитии искусства в кино фото студиях. Остапенко Г.С дает очень подробный анализ особенности личности, очень актуально в работе с учащимися. Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Ц.И.Кириенко, Б.М.Теплова, П.М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Куцаковой, Б.М.Неменского о развитии художественных способностей детей.
Ключевые слова: СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ, ДЕТСКАЯ КИНО -, ФОТОСТУДИЯ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, Я ФОТОГРАФ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.
Апробация материалов выпускной квалификационной работы осуществлялась на базе МАУК ДО ДШИ №5, в рамках преддипломной практики, а также на базе ДШИ №2 г. Березовский.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы, приложения.
В заключении сформируем основные выводы исследования. Цель и задачи выполнены. Художественная культура понимается как смысл всех сложившихся в истории искусства художественно-творческих систем, которое позволяет ощутить красоту художественной формы. Художественная культура расширяет содержание художественного идеала человека, выводя его за пределы тех узких представлений о совершенном творчестве, которые характерны для обыденного и эстетически неразвитого сознания.
На основании изложенного мы сформулировали ряд выводов:
Дополнительное образование - неотъемлемая часть системы образования, выступая в тандеме с общим образованием, оно является важным звеном в развитии личности за пределами образовательных стандартов. А главное дополнительное образование создает условия для развития потенциальных способностей любого ребенка, адаптации его в современном мире.
Искусство следует рассматривать как средство терапии, а не как нечто, созданное для того, чтобы вызвать безжалостный стресс и трудности. Если ребенок становится менее напряженным и напряженным от стресса в своей учебной среде, то он будет повышать свои оценки в других областях знаний, таких как математика, английский или естественные науки, не только художественные познания. Деятельность, связанная с искусством, важна для гораздо большего, чем просто держать ребенка занятым или расслабленным. Было доказано, что они повышают самооценку ребенка. Самоуважение, уверенность и гордость, которые приходят от искусства в образовании, действительно невероятны, и каждый ребенок должен в состоянии испытать это.
Художественная культура понимается как смысл всех сложившихся в истории искусства художественно-творческих систем, которое позволяет 48
ощутить красоту художественной формы. Художественная культура расширяет содержание художественного идеала человека, выводя его за пределы тех узких представлений о совершенном творчестве, которые характерны для обыденного и эстетически неразвитого сознания.
Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер.
Всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический.
В подростковый период многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей потребностью этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и интерес к предмету, и прагматическая цель - необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения.
Таким образом, зная о психологических особенностях и особенностях умственной и познавательной деятельности подростка, преподавателю детской кино - фото видео студии будет легче найти общий язык с ребенком, помочь ему раскрыть свой потенциал и научить студийной съемке. Восприятие является очень важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обусловливают и особенности его сохранения.
Благодаря освоению программы и ее апробации в условиях дополнительного образования художественной культуры в детской кино фото студии у учащиеся совершенствуют свои знания в области жанровой фотографии, композиции, работе в графических редакторах и программах по видеомонтажу; изучают основы рекламной фотографии, фотожурналистики; придумывают и реализуют творческие фотопроекты, повышенное внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. А так же положительно сказывается оценка родителей, так как они являются центром воспитания детей, они могут решить, что позволяет их ребенку развиваться, как личности.
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно -
прогностический курс. Учебное пособие. — Казань:
Центр инновационных технологий, 2013. С. 67.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Иск-во, 1979. - С. 423.
3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX- начало XX в. - М., 2008. С.47.
4. Бабурова, И. Воспитательный потенциал СМИ: взгляд педагога [Текст] / И. Бабурова // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 274.
5. Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.C. 56.
6. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства.С. 204.
7. Волков Б. С. Психология подростка [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. М.: Акад. Проект : Гаудеамус, 2005. С. 208.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М. , Глава первая. Проблема и метод исследования. 1999. - С. 352.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. М.: Просвещение, 1991. С. 64.
10. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Инноватор, 2000. С.440.
11. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1976. - Вып. 3. -С. 64.
12. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр "Пед. поиск", 2002 (Тип. ООО Август-Принт) 2004. С.160.
13. Лыкова И.А. О модернизации художественного образования дошкольников на основе принципа культуросообразности // Педагогика искусства. С 204.
14. М.В. Гамезо возрастная и педагогическая психология Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа- гогическое общество России, 2003. — С. 512
15. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 3. С.146...