Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Изучение понятия «память» в психолого-педагогической
литературе 5
1.2 Особенности развития памяти в дошкольном возрасте 16
1.3 Методы развития памяти детей дошкольного возраста 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению развития памяти у дошкольников
2.1. Организация, и анализ результатов исследования .памяти, у .детей.
дошкольного возраста 27
2.2. Программа развития памяти у детей 42
2.3. Анализ результатов исследования 49
Заключение 64
Список использованных источников 67
Актуальность исследвоания. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.
И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного [1, с. 192]
Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт.
Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
С связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным.
Объект исследования: особенности развития памяти детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: уровень развития памяти у детей 5-6 лет.
Цель исследования - исследование проблемы развития памяти как познавательного психического процесса у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: целенаправленные занятия с детьми 5-6 лет способствуют наиболее эффективному развитию их памяти.
Задачи:
1. Рассмотреть процессы и виды памяти человека.
2. Проанализировать основные виды памяти, свойственные детям дошкольного возраста, и условия ее наиболее эффективного развития.
3. Выявить уровень развития основных видов памяти у детей подготовительной к школе группы посредством диагностических методик.
4. Разработать программу развития основных видов памяти у детей подготовительной к школе группы и провести педагогическое исследование ее эффективности.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа.
Эмпирические:
Методологическую основу исследования составляют следующие научные идеи и принципы:
1. Теоретические и практические разработки о генетически обусловленных ступенях развития памяти (П.П. Блонский) и развития высших форм запоминания (А.Н. Леонтьев).
2. Идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев) и др.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке программы по развитию памяти дошкольников,которая может быть в дальнейшем использована воспитателями детских садов.
Структур работы: работа состоит из 2 глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Проведенное .исследование, показывает, что .память, есть .важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Она является одним из наиболее значимых для .жизнедеятельности, людей познавательны! процессом, без которого, невозможно существование человека.
Память .в. своем .развитии. проходит последовательно, ряд .стадий,, что . сопровождается . качественным ее . преобразованием, . переходом от . непроизвольности о к . произвольности.. Наиболее . ранними, видами памяти, которые осваивает человек, являются двигательная кратковременная память. Позднее, по мереа развития дети овладевают долговременной и оперативной памятью, совершенствую! словесно-логическую память.
В . дошкольном. возрасте . память,. как и все . другие. психические . процессы, претерпевает г существенные о изменения. .Суть этих изменении состоит в г том,. что . память . ребенка . постепенно . приобретает . черты . произвольности. В дошкольном, возрасте .формируются. предпосылки для . осуществления . самоконтроля в . процессе . запоминания, под . которым . понимается .умение. соотносить .получаемые, результаты к деятельности. с . заданным. образцом. На аразвитие. памяти а существенное. влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень а наглядный, а конкретный а смысл. а Совершенствование а памяти. в . дошкольном. возрасте а обусловлено о прежде а всего к приобретением в . ходе. деятельности аразличныха способов и о стратегии запоминания, асвязанныха с . организацией и побработкой запоминаемого иматериала..
В процессе . работы по развитии! психических процессоВа детей .следует опираться на принцип воспитания через взаимодействие.
Совершенствование . памяти. в дошкольном с возрасте к обусловлено б в о первую! очередь освоением, различных оспособов. и гстратегий запоминания, в связанных . с а организацией . и . смысловой . обработкой о запоминаемого .
материала. . Опора, на . мышление,. использование . различных. способов и . средств . запоминания . превращают . память . ребенка . в . осознанную, . опосредованную, произвольную, психическую функцию. . Память .ребенка из . непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.
На . разных . этапах . дошкольного . возраста . отмечается. динамика . отношения, детей к приобретенным, ими .способам, смыслового .запоминания, повышается . эффективность . осмысленного . запоминания,. дети, . имея . определенный . запас . эмпирически . найденных. приемов . рационального . запоминания, в . процессе . деятельности . усваивают . новые . способы, . опирающиеся на .смысловую, память. . Воспитателю. необходимо и обучать с дошкольников приемам. и у средствам. запоминания, и смысловой, группировке . материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры , запоминания, , выделению . определенных . пунктов для . запоминания, . соотнесению, .сопоставлению,. связыванию .отдельных. частей,.составлению, плана, что позволит в значительной мере обеспечить успешное развитие памяти детей младшего школьного, возраста.
Проведенное дипломное исследование показывает, что продуктивность произвольного .запоминания. зависит не .только. от тех .способов, которыми . ребенок, владеет при .запоминания. заданного, но .прежде. всего от .системы используемых воспитателем методов, условий, которые создаются в группе в процессе работы.
Большое езначение. в .запоминании. имеют .устойчивое, внимание к . предмету , запоминания, . положительные . эмоции, . желание . запомнить, . активная. позиция .ребенка. по .отношению. к .материалу.с Одним из .важных. путей генезиса памяти дошкольника является развитие ее опосредованности, запоминание при . помощи . вспомогательных . средств, . в . частности . символических, что способствует развитию знаково-символической функции сознания.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в .процессе, запоминания, под о которым, понимается .умение, соотносить получаемые результаты деятельности с .заданны! образцом.
Проведение планомерной, работы по .развитию! памяти о дошкольников. является . важным. условием . дальнейшего. успешного . обучения. детей в . начальных . классах, о поэтому о воспитателю . необходимо . планомерно . осуществлять педагогическую деятельность в данном направлении.