Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПТИМИЗАЦИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Работа №94601

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оптимизации самооценки подростков средствами социально-психологического тренинга 7
1.1. Понятие самооценки в современной психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 14
1.3. Социально-психологический тренинг как средство оптимизации
самооценки подростков 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальное изучение оптимизации самооценки подростков средствами социально-психологического тренинга на базе
МКОУ «Талицкая СОШ №55» 32
2.1. Направления, этапы, методы исследования 32
2.2. Результаты эмпирического исследования самооценки обучающихся
подросткового возраста 37
2.3. Содержание и ход социально-психологического тренинга оптимизации
самооценки подростков 52
2.4. Выявление эффективности программы оптимизации самооценки
подростков в ходе реализации социально-психологического тренинга 60
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список литературы 78
Приложения 85

Интенсивное развитие, демократизация и гуманизация российского общества повышают требования к формированию активной, созидающей личности, способной самостоятельно регулировать поведение и деятельность, определять перспективы своего личностного развития, пути и средства их реализации. Для формирования всесторонне развитой личности, способной наиболее полно реализовать свои возможности, человеку необходимо умение анализировать и адекватно оценивать свои поступки, качества, поведение, отношения с социальным окружением - что позволяет рассматривать самооценку как важнейший механизм, поддерживающий гармоничный личностный образ.
Несмотря на то, что самооценка является одной из популярных объектов психологических исследований, изучение теоретико­методологической литературы показало, что в связи с наличием целого ряда проблем методологического характера, существуют затруднения в определении единых видов самооценки, ее функций и свойств как психического явления, в установлении механизмов формирования самооценки. Особенно остро стоит актуальность изучения и формирования самооценки на различных периодах личностного развития, в том числе - в подростковом возрасте как критичном этапе онтогенеза и наиболее интенсивном периоде развития самооценки.
Признание подросткового возраста периодом постепенной ориентации с внешних оценок на внутреннюю, этапом активного формирования самосознания, выработки независимой системы эталонов самооценивания и самоотношения - обусловило актуальность изучения феномена оптимизации самооценки именно на данном этапе возрастного развития. Как показывает ряд исследований, неблагоприятные биологические, психологические и социальные факторы влияют на процесс личностного становления подрастающего поколения, находящегося в переходном периоде от детства к взрослости, поскольку, в совокупности с внутренними противоречиями подросткового возраста, они способствуют возникновению существенных нарушений в формировании личности подростка. Таким образом, самооценка является одним из ведущих механизмов, способным провоцировать асоциальное и деструктивное поведение, десоциализацию подростков.
Изучение разработанности темы исследовательской работы показало, что проблема самооценки личности в отечественной и зарубежной педагогике и психологии отражена в работах У. Джеймса, А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, Л.С. Выготского, А.В. Гайфулина, В.А. Коваленко, И.С. Кона, Ю.В. Котенко, М.В. Пастуховой, А.А. Реана и др. Современные исследования по оптимизации самооценки подростков, представлены А.Г. Демидовой, Т.А. Поповой, Е.К. Суворовой, С.В. Чернобровкиной, В.К. Шаяхметовой и др., а также выявлены исследования по оптимизации самооценки детей младшего школьного и подросткового возраста средствами коррекционно-развивающей программы в трудах О.С. Горбуновой, Н.В. Ковалевой, З.С. Курбановой, А.В. Матниковой, Т.А. Орловой, А.М. Серковой и др.
Вместе с тем, несмотря на разработанность исследовательской темы, вопрос создания социально-психологического тренинга, направленный на оптимизацию самооценки подростков не получил необходимое отражение в научно-методической литературе. Выявленные противоречия, степень изученности исследовательской темы позволили сформировать проблему работы, сущность которой заключается в необходимости разработки социально-психологического тренинга оптимизации самооценки подростков.
Таким образом, анализ научной литературы по заявленной проблеме, состояние психолого-педагогической практики позволили сформулировать цель, предмет и объект исследования, сформулировать задачи исследовательской работы.
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация программы тренинга, направленной на оптимизацию самооценки подростков.
Объект исследования - самооценка подростков.
Предмет исследования - оптимизация самооценки подростков.
Исходя из вышеизложенного, перед нами были поставлены следующие задачи исследовательской деятельности:
1) изучение современных психолого-педагогических источников для определения феномена самооценки;
2) выявление возрастных особенностей самооценки у представителей подросткового возраста;
3) анализ эффективности социально-психологический тренинга как средства оптимизации самооценки подростков;
4) эмпирическое доказательство необходимости оптимизации самооценки у подростков средствами социально-психологического тренинга;
5) составление и апробация программы социально-психологического тренинга на базе МКОУ «Талицкая СОШ №55».
Гипотеза исследования - программа тренинга оптимизации самооценки подростков будет эффективной, если будет учитывать психолого-педагогические особенности подросткового возраста, основные принципы социально-психологического тренинга, будет носить системный и регулярный характер, включит в формирующий процесс субъектов педагогического взаимодействия (обучающихся, родителей (законных представителей), специалистов образовательного учреждения).
Методы исследования для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающих в себя:
1. Методы теоретического исследования - теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов. Теоретическую базу исследовательской работы составили федеральные государственные стандарты и федеральные законы, нормативно-правовые акты, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
2. Методы эмпирического исследования - тестирование, анкетирование (методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, изучение общей самооценки Г.Н. Казанцевой).
3. Методы математической обработки данных и статистические методы - для представления отсутствия различий между контрольной и экспериментальной группами был применен U-критерий Манна-Уитни, для выявления статистически достоверных различий был применен t-критерий Вилкоксона.
Эмпирическая база исследования - базой исследования послужило Муниципальное казенное образовательное учреждение «Талицкая СОШ №55». В исследовании приняли участие обучающиеся подросткового возраста в общем количестве 36 человек (экспериментальная и контрольная группа).
Теоретическая значимость заключается в систематизации и закреплении полученных теоретических знаний, а также их углубление в соответствии с заданной темой выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования - разработанный в ходе исследовательской деятельности, социально-психологический тренинг по оптимизации самооценки подростков, может широко использоваться в образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования.
Содержание исследовательской работы - выпускная квалификационная работа на тему «Оптимизация самооценки подростков средствами социально-психологического тренинга», имеет следующую структуру: оглавление, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение, список литературы и приложения. В целом работа, как результат проведенных теоретических обобщений и эмпирических исследований, имеет 78 страниц машинописного текста и приложения - 22 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый возраст является периодом бурного и во многом противоречивого развития, олицетворяющий собой значительные изменения в организме и в психике, усиливающий интерес к собственному внутреннему миру, постепенное усложнение и углубление самопознания. Именно в данный кризисный период жизни, когда происходит трансформация жизненно важных для индивида структур, осуществляется ломка привычной картины мира, перестройка стандартов и ценностей - отмечаются проблемы с самооценкой личности, выступающей достаточно неустойчивым личностным образованием, подверженным различным экзогенным и эндогенным воздействиям.
Целью выпускной квалификационной работы стало теоретическое обоснование и апробация программы тренинга, направленного на оптимизацию самооценки подростков, в связи с этим теоретическая часть исследования была выстроена на изучении современных психолого­педагогических источников для определения феномена самооценки, выявлении возрастных особенностей самооценки у представителей подросткового возраста и анализе эффективности социально­психологический тренинга как средства оптимизации самооценки подростков.
Осуществив теоретико-методологический анализ современной психолого-педагогической литературы было выявлено, что самооценка является сложным структурным элементом, выступающая как компонент самосознания и как важнейшее личностное образование. Самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности индивида, влияет на саморегулацию и формируется под влиянием социального окружения с раннего детства. Изучение ряда подходов (структурно-целостного, деятельностного, динамического, психопатологического, функционального), позволило сконструировать ведущее определение в рамках исследовательской работы, в котором под самооценкой понимают оценку человеком самого себя, своих способностей, личностных качеств, поступков и позиций с точки зрениях их достоинств и недостатков.
Изучение особенности самооценки в подростковом возрасте показало, что в данный период онтогенеза формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок - на внутренние. Центральное новообразование подросткового возраста приводит к формированию самооценки как основного регулятора поведения: углубляются аспекты самооценки, прослеживается выраженность моральных качеств, повышается влияние оценки социального окружения на самооценку подростка, сформированная самооценка оказывает влияние на социально-психологический статус в группе сверстников.
Анализируя социально-психологический тренинг как средство оптимизации самооценки через изучение и анализ основных классификаций данного понятия, было выявлено, что социально психологический тренинг является методом групповой работы, направленной на развитие всех сторон личности человека, качеств, умений и навыков общения, поведения, самосознания и саморазвития. На основании того, что социально­психологический тренинг способствует оказанию эмоциональной поддержки, обеспечивает возможности для эмоционального реагирования и анализа собственных мотивов поведения, осуществляет обучение навыкам рефлексирования, данное средство активно применяется для оптимизации самооценки при работе с подростками.
В соответствии с целью и задачами исследовательской деятельности, гипотезой, выдвинутой при написании выпускной квалификационной работы, а также на основании теоретико-методологического анализа было осуществлено экспериментальное изучение оптимизации самооценки подростков средствами социально-психологического тренинга. Исследование проводилось в 2019-2020 году на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Талицкая средняя общеобразовательная школа №55». В исследовании приняли участие обучающиеся параллели седьмых классов подросткового возраста от 13 до 14 лет в общем количестве 36 человек. Исследовательская деятельность включала в себя следующие этапы: подготовительный, организационный, диагностический, формирующий, аналитико-прогностический, заключительный. Методы экспериментального изучения были представлены методикой диагностики самооценки Дембо- Рубинштейн (модификации А.М. Прихожан), методикой изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой
Результаты первичного исследования подростков выявила деструктивные формы личностного восприятия - низкий уровень притязаний (42% сводной выборки), заниженную самооценку (56% сводной выборки), умеренное расхождение между уровнями самооценки и притязаний (78% сводной выборки) по методике Дембо-Рубинштейн и низкую самооценку (55% сводной выборки) по методике изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой. На основании полученных эмпирических данных, произведя статистическую обработку результатов контрольной и экспериментальной групп для выявления отсутствия значимых различий показателей (U-критерий Манна-Уитни), актуализировалась разработка и апробация социально­психологического тренинга оптимизации самооценки подростков.
Основной целью социально-психологического тренинга стало создание условий для оптимизации самооценки подростков и совершенствование технологий психолого-педагогического сопровождения подростков на базе общеобразовательного учреждения. На основании выявленной актуальности, целесообразности, сформированных задач тренинга, проведено 15 групповых тренинговых мероприятий для обучающихся подросткового возраста. Работа с субъектами педагогического взаимодействия осуществлялась в рамках просветительской деятельности: 3 мероприятия для родителей (законных представителей) и 2 мероприятия для специалистов ОУ. По завершению реализации формирующего этапа экспериментального изучения, был реализован аналитико-прогностический этап исследовательской деятельности и контрольная диагностика подростков контрольной и экспериментальной групп.
Статистическая обработка данных показала изменения в показателях экспериментальной группы, тогда как данные контрольной группы остались практически неизменными. Так, для представителей экспериментальной группы по завершению реализации социально-психологического тренинга оптимизации самооценки стал характерен высокий уровень привязанности (68%), высокий уровень самооценки (78%) и умеренная (62%) и низкая (38%) степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой по методике Дембо-Рубинштейн. Интерпретируя полученные данные, можно говорить о том, что вариант соотношения параметров стал продуктивным по завершению реализации социально-психологического тренинга оптимизации самооценки подростков. Ведущей самооценкой по методике изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой, стала адекватная самооценка (76%), тогда как для представителей контрольной группы - низкая. Произведя математико­статистический анализ с применением t-критерия Вилкоксона при p<0,05, были выявлен значимые различия по уровню притязаний, уровню самооценки, уровню расхождения по методике диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн, а также уровню самооценки по методике изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой.
На основании вышеизложенного мы можем говорить о том, что гипотеза, выдвинутая при написании выпускной квалификационной работы и заключающаяся в предположении, что программа тренинга оптимизации самооценки подростков будет эффективной, если будет учитывать психолого-педагогические особенности подросткового возраста, основные принципы социально-психологического тренинга, будет носить системный и регулярный характер, включит в формирующий процесс субъектов педагогического взаимодействия (обучающихся, родителей (законных представителей), специалистов образовательного учреждения) подтвердилась в полном объеме.


1. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов / отв. ред. Э.Г. Улумбеков, Ю.А. Александровский, Ю.Г. Аляев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012. - 2263 с. - Текст: непосредственный.
2. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с fl- концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - №1. - С. 54-65. - Текст: непосредственный.
3. Василенко, М. А. Основы социально-психологического тренинга / М. А. Василенко; отв. ред. Л. Ключко. - Екатеринбург: Феникс, 2014. - 125 с. - Текст: непосредственный.
4. Вепренцова, С. Ю., Социально-психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей / С. Ю. Вепренцова, Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Е. О. Пятаков // Вестник практической психологии образования. - 2013. - № 2. - С. 10-20. - Текст: непосредственный.
5. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №1. - С. 73-76. - Текст: непосредственный.
6. Горбунова, О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах / О. С. Горбунова // Концепт. - 2015. - №1. - С. 226-230. - Текст: непосредственный.
7. Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками: творчества, общение, самопознание / А. Г. Грецов; отв. ред. М. Трофимова. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с. - Текст: непосредственный.
8. Демидова, А. Г. Особенности самооценки интеллекта подростка /
А. Г. Демидова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011. - №2. - С. 361-371. - Текст: непосредственный.
9. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская.
• СПб.: Питер, 2008. - 283 с. - Текст: непосредственный.
10. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологической категории / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №3. - С. 168-172. - Текст: непосредственный.
11. Ковалева, Н. В. Формирование субъектной идентичности подростков в процессе тренинга «Компас внутри меня» / Н. В. Ковалева, И.
В. Деткова, А. В. Леонтьева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №2 (115). - С. 179-182. - Текст: непосредственный.
12. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Академия, 2004. - 336 с. - Текст: непосредственный.
13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2009. - 464 с. - Текст: непосредственный.
14. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006.
• №13. - С. 91-95. - Текст: непосредственный.
15. Макеева, Л. В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: дис. ...канд. псих. наук (19.00.07) / Л. В. Макеева. - СПб, 2002. - 187 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ