ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ 6
1.1. Предпроектный анализ ситуации 6
1.2. Анализ аналогов 8
1.3. Портрет потребителя 22
1.4. Проектные проблемы и задачи 24
1.5. Проектная концепция 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОГО РЕШЕНЯ 33
2.1. Цветографическое решение 33
2.2. Формальное решение 35
2.3. Обоснование проектного решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Организация горячего питания существует практически в каждом учебном заведении. В этой связи формирование пространства помещения, решающего данные задачи приобретает первостепенное значение и является неотъемлемой частью архитектуры учебного заведения.
Современные реалии в осуществлении питания во многих школах Российской федерации не соответствуют современным мировым стандартам проектирования подобных интерьеров. Такое положение вещей особенно негативно сказывается на обеспечении процесса питание школьников, и, как следствие, на образовательном процессе в целом.
При разработке данного проекта одной из наиболее актуальных задач стало проектирование пространства школьной столовой не только как точки комфортного приема пищи, но и места для общения и отдыха учащихся, способного удовлетворить весь спектр задач и потребностей, связанных с данной темой.
К особенностям интерьеров точек общепита относятся решения, связанные с декоративными элементами, принтами и иллюстрациями героев популярных мультфильмов, морскими пейзажами, а также картинами с достопримечательностями Москвы и других российских городов [18]. Кроме того, следует отметить выбор отделочных материалов и формообразование в соответствии с требованиями гигиеничности и уборки [22].
Процесс приема пищи в столовой, спроектированной в соответствии с современными требованиями функции и эстетики, обеспечит положительный психоэмоциональный настрой детей.
Актуальность данного проекта заключается в том, что одним из важнейших факторов формирования здорового образа жизни школьников является организация питания. Рационально оформленный интерьер столовой обеспечивает как сохранение здоровья детей, так и позитивное 3
восприятие жизнедеятельности школьниками, эстетическое наслаждение и комфорт детей в зоне отдыха. Все эти факторы способствуют эффективности учебно-воспитательного процесса.
Именно поэтому проект предусматривает модернизацию помещения столовой учреждения: ремонт и оптимизацию определенных зон столовой и компоновка современного оборудования, что позволит создать комфортные условия дня организации правильного и рационального питания школьников и работников учреждения.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать дизайн школьной столовой.
Объект исследования: помещение школьной столовой.
Предмет исследования: дизайн школьной столовой.
Гипотеза исследования: школьная столовая должна иметь вид молодежного школьного кафе с приятным дизайном, разнообразным (в рамках здорового питания) ассортиментом, безналичным расчетом, быстрым обслуживанием.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Провести описание объекта исследования;
2. Рассмотреть существующий дизайн школьной столовой;
3. Определить понятие интерьера;
4. Дать характеристику стилей в дизайне;
5. Рассмотреть влияние цвета на аппетит;
6. Охарактеризовать принципы выбора освещения;
7. Описать цветовое решение интерьера;
8. Осуществить подбор отделочных материалов;
9. Осуществить подбор мебели;
10. Осуществить подбор освещения.
Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ, НАСЫЩЕННОСТЬ, СВЕЖЕСТЬ, ОБЩЕПИТ, ТЕПЛО, УЮТ, КОМФОРТ, ОТДЫХ, МОЛОДЕЖЬ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ исторической информационной литературы по теме исследования, анализ учебно-воспитательного процесса.
• эмпирические: создание эскизов, разработка проектного решения, визуализация проекта, наблюдения, сравнительный анализ.
Практическая значимость проекта: В результате работы над проектом обычная школьная столовая преобразуется в школьное кафе - место, привлекательное для учеников. В ходе реализации проекта проведено изменение имиджа школьной столовой, создание зоны психологического комфорта и стрессоснижающего пространства, оформление эстетической визуальной среды. За счет этого у учеников будет сформирована культура здорового рационального питания, экологическая культура, культура поведения. Проект подойдет для реализации в любой школе, гимназии, лицее.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе проведен анализ проектной ситуации и проектная концепция. В третьей главе представлены результаты проектного решения дизайна школьной столовой.
В результате разработки проекта дизайна интерьера школьной столовой можно сделать следующие выводы.
Основная цель проекта - создание комфортных условий для организации правильного и рационального питания детей путем модернизации школьной столовой.
Проблема, на решение которой направлен проект, - приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными санитарно-гигиеническими требованиями организации питания учащихся.
Столовая занимает одно из важнейших мест среди помещений школы. Это и место для приема пищи, и территория отдыха, где должны царить комфорт, позитивная атмосфера и должны председательствовать санитарногигиенические нормы. Цветовая гамма помещения, качество мебели и их удобное расположение, общий дизайн помещения, современное техническое оборудование - все это является залогом создания настоящей зоны комфорта в школьной среде, гарантией сохранения здоровья детей.
Качественная еда, эстетика и рациональность дизайна школьной столовой положительно влияет как на повышение аппетита, улучшение настроения младших школьников, так и на восстановление эмоциональных и физических сил, что увеличит учащуюся работоспособность во время учебно-воспитательного процесса.
Интерьер школьной столовой будет выполнен с использованием следующих стилей: минимализм (отсутствие лишних деталей, строгая геометричность в планировке, использование светлых оттенков), хай-тек (четкость, строгость и простота форм, современные светильники), эко-стиль (использование натуральных материалов - дерева, минимум аксессуаров).
Бенефициарами проекта будут являться ученики (280 чел.), работники заведения (22 чел.), родители и другие представители семей учеников.
Для школьной столовой площадью 155 кв. предлагается комбинирование серого цвета и ярких желтых расцветок.
Мебель в школьной столовой подбрана простая, но прочная, выполненная из экологически чистых материалов. Количество столов и стульев рассчитаны на полный поток детей, обучающихся в школе.
Школьная столовая имеет вид молодежного школьного кафе: с приятным дизайном, качественным, разнообразным ассортиментом, безналичным расчетом, быстрым обслуживанием. Реконструкция позволит полноценно использовать возможности пищеблока и обеспечивать полноценным питанием на новом уровне не только учащихся новой школы, но и работников учреждения. Проект предлагает изменения в организации пищеблока, ремонт обеденного зала, оформление обеденного зала в стиле школьного кафе.
В результате работы над проектом обычная школьная столовая преобразуется в школьное кафе - место, привлекательное для учеников. В ходе реализации проекта проведено изменение имиджа школьной столовой, создание зоны психологического комфорта и стрессоснижающего пространства, оформление эстетической визуальной среды. За счет этого у учеников будет сформирована культура здорового рационального питания, экологическая культура, культура поведения. Проект подойдет для реализации в любой школе, гимназии, лицее. Школьное кафе можно использовать для проведения различных мероприятий (дней рождений, дней здоровья и т.д.)
В обеденном зале предлагается расположить 8-местные столы со стульями для питания обучающихся младшего, среднего и старшего звена.
1. СП 29.13330.2011 Полы. Актуализированная редакция СНиП [Текст] 2.03.13-88 (с Изменением № 1)
2. СНиП 31-06 - 2009. Общественные здания и сооружения [Текст] (утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 № 390)
3. Белоусова, М.Е. Сохранение и развитие современных традиций в дизайне школьной среды [Текст] //Ученые записки ИУО РАО. - 2018. - № 2 (66). - С. 75 - 79.
4. Брянский, И.Н., Дмуховский, В.В. Обзорная статья по реализации
нововведений в визуализатор [Текст].3//Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. - М.:
Издательство «Олимп», 2016. - С. 151 - 155.
5. Добрева, Д.Н., Тачев, М.Т. Современные тенденции в дизайне школьной мебели для подростков//В сборнике [Текст]: Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика Материалы I международной научной конференции. Под редакцией В.Б. Санжарова, Д.О. Антипиной. - 2016. - С. 245-249.
6. Иванова, Л.А., Дышкантюк, О.В., Полевая, С.Е. Дизайн интерьера отельно-ресторанных объектов. Дизайн интерьера отельноресторанных объектов [Текст]: учебное пособие/Иванова, Л.А., Дышкантюк, О.В., Полевая, С.Е. - Херсон: Олди-плюс, 2014. - 226с.
7. Исаева, М.В. Цветоведение. Вопросы теории и практики [Текст]:
учеб. пособие. Нижневартовск: Нижневартовский государственный
университет, 2002. 94 с.
8. Кобякова, М.А., Дроздова, А.А., Ельмендеева, М.А. Дизайн интерьера [Текст]: теория и методика профессионального обучения.- Ульяновск: Зебра, 2018. - 46 с. (С.5)
9. Матовников, С.А., Матовникова, Н.Г., Самойленко, П.В. Дизайн интерьера. Оборудование в интерьере. Волгоград [Текст]: Волгоградский государственный технический университет, 2018. - 119 с. (С.77)
10. Матовников, С. А. Дизайн интерьера. Стили в интерьере [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. А. Матовников, Н. Г. Матовникова ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. - Электронные текстовые и графические данные (243,0 Мбайт). - Волгоград: ВолгГТУ, 2018. - С.23.
11. Митина, Н. Дизайн интерьера [Текст] / Н. Митина. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 302 с. (С.56).
12. Музипова, Э.М. О понятии «дизайн интерьера»//В сборнике: XX
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
Нижневартовского государственного университета. Сборник статей. [Текст] Ответственный редактор А.В. Коричко. - 2018. - С. 86-89.
13. Музипова, Э.М. О понятии «дизайн интерьера»//В сборнике: XX
Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
Нижневартовского государственного университета [Текст]. Сборник статей. Ответственный редактор А.В. Коричко. - 2018. - С. 86-89.
14. Рябая, Л.Ю., Брянский И.Н. К вопросу о понятии «стиль интерьера»//В мире науки и искусства [Текст]: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2016.- № 10 (65). - С. 6 - 14.
15. 15 стилей дизайна в интерьере [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://remstroiblog.ru/natalia/2017/01/25/15-stiley-dizayna-interera-
otlichitelnyie-chertyi-i-osobennosti/ (дата обращения 25.02.2019)...