ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития силовых способностей мальчиков 12-14 лет 6
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков
12-14 лет 6
1.2. Определение понятий: «сила» и «силовые способности» 13
1.3. Средства и методы развития силовых способностей у мальчиков 12-14
лет 21
1.4. Методика развития силовых способностей у мальчиков 12-14 лет 27
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 33
Выводы по второй главе 40
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Существующая и признанная в настоящее время цель физического воспитания формирование физической культуры личности не отменяет необходимости предлагать каждому ученику необходимую теоретическую, техническую и физическую минимальную подготовку.
В теории и методике физической культуры выделяют ряд основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Не случайно в этом перечне силе отведено первое место. Силовые способности являются одними из самых востребованными для занятия многими видами спорта и развития других возможностей.
Силой называется одна из основных характеристик физических способностей человека - способность воздействовать на предмет, преодолевая определенное усилие.
Именно силовая подготовленность человека во множестве ее проявлений определяет главным образом его физическую подготовленность, а вместе с этим и его здоровье. Однако это не значит, что при развитии силы другие качества могут оставаться без внимания.
Возраст 12-14 лет является наиболее благоприятным и целесообразным для развития силовых способностей школьников.
Так, силовые тренировки являются важным этапом в развитии как обычного человека, так и спортсмена. Начало силовой подготовки должно строится на методике увеличения мышечной массы, поскольку это наиболее целесообразно в данном возрасте для формирования мышечного скелета и вегетативных функций. В младшем и большей части среднего школьного возраста к силовым упражнениям нужно относится строго дозировано, ни в коем случае не допускать предельных нагрузок, нагрузок на неокрепший опорно-двигательный аппарат.
Всемирно известные российские ученые: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Меликонов, П.Ф. Легафт, В.В. Гориневский отдавали дань уважения двигательной активности человека и придал большое значение физическим упражнениям как наилучшему средству повышения жизненного тонуса, улучшения работоспособности, оздоровления и активного отдыха. Физические упражнения наиболее тесно связаны с прикладной деятельностью человека. Правильная техника для выполнения двигательных действий, которые распространены в повседневной жизни и в физической культуре, позволяет избежать травм и чрезмерной нагрузки при выполнении повседневных задач и физической работы. Физические упражнения являются основой для занятий многими видами спорта, в которых силовые навыки более точны. Силовая тренировка с правильной техникой становится основой для правильного выполнения тренировки в свободное от учебы время.
Анализ научно-методической литературы показывает, что количество методик развития силовых способностей у мальчиков 12-14 лет крайне малое. В специальных методических программах, а также тематической литературе имеются данные в основном по развитию силовых способностей детей старшего школьного возраста.
Таким образом, актуальность темы исследования состоит в том, чтобы изучить методику развития силовых способностей на примере мальчиков 12¬14 лет.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс мальчиков 12¬14 лет.
Предмет исследования - методика развития силовых способностей мальчиков 12-14 лет.
Цель исследования - повышение уровня развития силовых способностей у мальчиков 12-14 лет.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
- разработать комплексы специальных упражнений, направленные на повышение уровня развития силовых способностей у мальчиков 12-14 лет.
- выявить динамику развития силы у мальчиков 12-14 лет за период
эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы: работа выполнена на 52 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подростковый возраст представляет собой важный этап развития личности, который характеризуется повышением физической активности на фоне быстрого физического роста, развитием самосознания и открытием своего Я. В этом возрасте активно развиваются волевые качества, повышается самостоятельность, рефлексия, развивается критическое мышление. Специфическими чертами подростка выступают: эмоциональная возбудимость, высокая чувствительность, колебания настроения, потребность в эмоционально-близком общении. Специфика подросткового возраста состоит в том, что в зависимости от условий социализации развитие личности подростка может проходить по гармоничному или дисгармоничному пути. У подростка может отмечаться выраженное стремление к самовоспитанию, овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения, развитию положительных личностных качеств. Негативные черты личности подростка находит свое проявление в агрессивности, враждебности и негативизма к окружающим. Возраст 12-14 лет является наиболее благоприятным и подходящим для развития силовых способностей у детей школьного возраста.
Силовые качества по-разному проявляется при занятиях различными видами спорта. В зависимости от характера работы мышц, сочетания проявления физических качеств можно выделить такие разновидности как статическая и динамическая сила, абсолютная и относительная сила, взрывная сила, силовая выносливость. Силовая подготовка относится к одной из ведущих во всех видах спорта, поскольку только сильные мышцы позволят выполнить двигательное действие максимально чисто технически. Согласно теории о переносе развития двигательных качеств можно говорить о развитии силы, как фундаменте для развития быстроты, ловкость, гибкости, координационных способностей.
Силовой компонент присутствует во всех видах двигательной деятельности, имеет большое прикладное значение, и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание. Рассмотрев даже незначительную часть литературных источников по развитию силовых способностей, мы можем утверждать, что в теории и практике спортивной тренировки накоплен определённый опыт использования средств и методов силовой подготовки.
Эффективность силовых тренировок во многом зависит от их содержания, и такой организации, которая обеспечивает существенную и долгосрочную адаптивную реакцию, достаточно для конкурентной деятельности. Во избежание нежелательных последствий при выполнении силовых упражнений должны соблюдаться определенные правила. При выполнении силовых упражнений очень важно дыхание, а для достижения высокого тренировочного эффекта важно выбрать оптимальный режим работы мышц.
С целью изучения особенностей развития силовых способностей у мальчиков 12-14 лет нами был проведен педагогический эксперимент.
Для оценки уровня развития силовых способностей у мальчиков 12-14 лет нами были использованы следующие наиболее распространенные тесты и методики: тест на «подтягивание на перекладине», тест на «сгибание и вытягивание рук в опоре на брусья», тест «подъем туловища лежа на спине».
Сравнивая результаты по всем тестам до эксперимента можно сделать вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группе результаты по всем тестам находятся примерно на одном уровне. В контрольной группе результаты немного ниже, чем результаты экспериментальной группы. Сравнивая результаты двух групп можно сделать вывод о том, что между группами нет как таковых различий.
Кроме того, для повышения уровня развития силовых способностей у мальчиков в возрасте 12-14 лет был предложен метод, направленный на развитие силового потенциала. Таким образом, в содержание тренировочных занятий экспериментальной группы было включено 3 комплекса упражнений для развития силовых и скоростно-силовых способностей. Во время тренировки комплексы применялись 2 раза в неделю. Эти комплексы для развития силы необходимо было выполнять на мышцах после разминки. Для повышения уровня развития основных групп мышц были отобраны и включены в программу упражнения, каждое из которых характеризовалось относительно селективным воздействием на определенную группу мышц, главным образом, направленным на определенное двигательное качество.
Повторная диагностика позволила сделать вывод о том, что в контрольной группе по всем тестам наблюдает незначительный прирост. В экспериментальной группе респонденты после эксперимента результаты значительно прибавили в развитии силы и скоростно-силовых способностей. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что экспериментальная методика с использование разнообразных упражнений, направленных на развитие силы и скоростно-силовых способностей, эффективно повлияла на развитие силовых способностей у мальчиков 12-14 лет.
1. Бальсевич В .К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания / В.кК. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 34-35.
2. Бальсевич В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. - Киев: Здоровье, 1987. - 324 с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие / И.С. Барчуков. - М.: Академия, 2016. - 526 с.
4. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма / В.П.Бисярина. - М.: Медицина, 2009. - 224 с.
5. Верхошанский, Ю. В. Компонентный состав и функциональная структура способности человека к взрывным усилиям / Ю. В. Верхошанский,
B. В. Татьян // Теория и практика физической культуры, 1973. - № 6.
6. Волкова, Н.Л. Применение тренажеров на занятиях по физической культуре старших школьников / Н.Л. Волкова, Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал. - 2015. - № 3 (54). -
C. 110-113.
7. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А. И. Воротынцев. - М.: Сов.спорт, 2002. - с. 270
8. Выдрин, В. М. Теория физической культуры / В. М. Выдрин. - учебное пособие. ГДОИДК, Л., 1988. - 119с.
9. Гилев, Г. А. Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. Образования / Г.А. Гилиев. - М.: МГИУ, 2007. - 375 с.
10. Гладенко, Б.А. Атлетами не рождаются: о развитии физических качеств: 8-11 классы / Б.А. Гладенко // Спорт в школе. Первое сентября. - 2013. - № 6. - С. 24-25.
11. Годик, М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик // Учебник для институтов физической культуры - М.: 1988. - с.192
12. Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: метод. пособие / Ю.И. Гришина. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 123 с.
13. Грощенков С.Е. Динамическое наблюдение за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом. В кн.: Начальная подготовка юного спортсмена / С.Е. Грощнков, С.В. Возняк. - М.: «ФиС», 2012г.
14. Губа В.П. Контроль за физическими качествами / В.П. Губа, Я.С. Татаринов. - Смоленск, 1989. - 24 с.
15. Гузь, С.М. Педагогическая оценка силовой подготовки школьников / С.М. Гузь // Физическая культура в школе. - 2012. - № 4. - С. 50-53.
16. Гуляева, С.С. Регулирование физических нагрузок на уроках физической культуры / С.С. Гуляева, П.Д. Гуляев // Физическая культура и спорт в современном обществе: труды Всерос. науч. конф. / ДВГАФК. - Хабаровск, 2011. - С.72-74.
17. Гурвич, С.С. Теория спорта: учебник для институтов физической культуры/С.С. Гурвич. - М. Просвещение, 2017. - 204 с.
...