ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность понятия «размещение населения» и показатели, его
характеризующие 6
1.2 Взаимосвязь размещения населения с динамикой численности,
природными условиями и условиями развития производства 12
1.3 Историко-географические факторы формирования и размещения
населения 18
ГЛАВА 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ СНГ 26
2.1 Территориальные сдвиги в размещении населения Западного региона 26
2.2 Территориальные сдвиги в размещении населения Восточного региона 45
2.3 Территориальные сдвиги в размещении населения Юго-Восточного
региона 48
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕРИАЛА В
ШКОЛЕ 61
3.1 Место темы в курсе «География России» 61
3.2 Применение материала во внеурочной деятельности в школе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность. Под расселением как научной категории понимают размещение населения по определенной территории, которая характеризуется различиями в плотности населения, и является следствием образования сети поселений. Расселение населения является результатом исторического процесса заселения территории, которое происходит под действием ряда факторов: природных, социальных, экономических,
политических, демографических и т.д., имеющих существенное влияние на особенности заселения и размещения поселений, их взаимосвязь и тому подобное. В то же время, имеющиеся системы расселения как форма территориальной организации населения обусловливают особенности жизнедеятельности населения, социально-географического процесса и т.д. [9]. Изучение пространственного распределения населения является актуальным направлением общественно-географических исследований, поскольку оно обусловливает особенности размещения учреждений социальной инфраструктуры (учреждений здравоохранения, детских садов, школ и других учреждений среднего образования, учреждений культурного, торгового, бытового обслуживания т.п.), выдвигает требования относительно транспортного обслуживания населения территории, влияет на развитие отраслей, обеспечивающих его потребности в продуктах питания и промышленных товарах, в конце концов, определяет условия внутреннего спроса и т.д. От населения в значительной степени зависит формирование межпоколенных связей, специализация производства, мощность и структура потока продукции, вывозимой за пределы определенной территории, развитие местного производства [7].
Анализ предыдущих исследований. На сегодняшний день исследованиями населения, в частности особенностями его размещения, занимаются специалисты Института демографии, миграции и регионального развития, а также целый ряд других ученых, в т.ч. общественных географов (Алексеев А.И., Николина В.В., Лавров С.Б. Каледин Н.В., Алисов Н.В., Барабанов В.В., Дюкова С.В., Чичерина О.В., Архипова Л.С., Хрущев А.Т., Шишов С.С., Степанова М.В. и др.).
В большинстве случаев объектами исследований выступают большие территории (вся страна, общественно-географические районы, административно-территориальные единицы и т.д.). Общественногеографические исследования размещения населения в отдельных населенных пунктах, в частности городах, встречаются не так часто, что делает исследование географических тенденций в размещении населения на постсоветском пространстве интересным и актуальным [3].
Объект исследования - размещение населения.
Предмет исследования - географические тенденции в размещении населения на постсоветском пространстве.
Цель исследования - выявить географические тенденции в размещении населения на постсоветском пространстве и разработать методические рекомендации к изучению данной темы в школьном курсе географии.
Задачи:
1. Уточнить сущность понятия «размещение населения»;
2. Проанализировать взаимосвязь размещения населения с динамикой численности, природными условиями и условиями развития производства.
3. Рассмотреть историко-географические факторы формирования и размещения населения.
4. Исследовать географические особенности размещения населения по территории СНГ.
5. Разработать методические рекомендации по изучению проблемы географических тенденций в размещении населения на постсоветском пространстве в школьном курсе географии .
Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили официальные программные разработки на Федеральном и региональном уровнях по проблеме географических тенденций в размещении населения, правовые акты, нормативнометодические документы, материалы научных конференций, а также материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых.
В процессе научного исследования автором применялись следующие методы: общенаучные (описание, сравнение, обобщение и систематизация, системный подход, исследования на основе анализа литературных источников) и конкретно-научные (математико-статистический,
картографический, историко-географический, социологический).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций и предложений содержания и методики преподавания географии курса «География России» в школе. Результаты могут быть использованы педагогами в практике преподавания географии в образовательном учреждении.
Структура работы - работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.
В рамках данной работы была поставлена цель исследования - выявить географические тенденции в размещении населения на постсоветском пространстве и разработать методические рекомендации к изучению данной темы в школьном курсе географии.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали все теоретические и практические задачи исследования: проанализировали сущность понятия «размещение населения», раскрыли взаимосвязь размещения населения с динамикой численности, природными условиями и условиями развития производства, рассмотрели историко-географические факторы формирования и размещения населения, исследовали географические особенности размещения населения по территории СНГ, разработали методические рекомендации по изучению проблемы географических тенденций в размещении населения на постсоветском пространстве в школьном курсе географии.
Постсоветское пространство представляет собой геополитический термин, значение которого охватывает группу стран, входивших в мировой лагерь социализма, где главную роль играл СССР.
Мы установили, что размещение населения представляет собой результат пространственного распределения населения на определенный период времени. Важнейшей характеристикой размещения населения является плотность населения. Развитие процесса размещения населения на территории той или иной страны определяется совокупностью различных факторов. Основными из которых являются социально-экономические, природные, демографические. Постсоветское пространство, также известное как страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье - все независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время и после его распада в 1991 году. Население постсоветского пространства составляет более 296,9 миллионов человек по данным на начало 2018 года (Приложение 2). Из них около половины составляют этнические русские, остальные в большинстве случаев сравнительно хорошо владеют русским языком, являясь билингвами. Во всех постсоветских государствах после распада СССР говорят преимущественно на национальных языках.
В методической главе работы нами были разработаны методические рекомендации, направленные на применение проанализированного материала по изучению проблемы географических тенденций в размещении населения на постсоветском пространстве в школьном курсе географии.
1. Андреенко В.М. Активные формы и методы в обучении
географии Методические рекомендации. — Ишим: ИГПИ, 1999. — 36 с.
2. Анохин А. А. и др. Современные тенденции динамики численности населения городов России //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География. - 2014. - №. 4.
3. Анохин Е. В. Региональный маркетинг: теория и практика //Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - №. 8 (311).
4. Аржакова С. К., Федорова Е. Н., Павлова В. В. Города Якутии. Якутск, Бичик, 2011г.
5. Бочко В. С. Ускоряющие и сдерживающие факторы скоординированного и сбалансированного развития регионов //Экономика региона. - 2015. - №. 1.
6. Буфетова А. Н. Межрегиональные различия в уровне жизни в России //Мир экономики и управления. - 2014. - Т. 14. - №. 3.
7. Важенина И. С.. Важенин С. Г. Типологизация и ранжирование территорий на основе характеристик имиджа и репутации //Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №. 31.
8. Васильева Е. В. Проблема управляемости социальнодемографическими процессами региона //Государственное управление. Электронный вестник. - 2013. - №. 38. - С. 5-21.
9. Васильева Е. В. Социально-психологический потенциал регионов России: состояние и тенденции //Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №. 27.
10. Вдовин С.М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона : монография / С.М. Вдовин. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 154 с.
11. Галай И.П. Методика обучения географии Учебное пособие для студентов педагогических специальностей и учителей географии. — Мн.: Аверсэв, 2006. — 157 с.
12. География (современный мир): Учебник / Н.Н. Петрова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
13. Глушкова В.. Винокуров А.. Макар С. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. Часть 1: учебное пособие. - Litres. 2017.
14. Иванов Ю.А. Методика преподавания географии Учебнометодическое пособие для студентов географического факультета педагогических специальностей. — Брест: БрГУ, 2012. — 420 с.
15. Ивашкова Т. К.. Морозова Н. В. Типология регионов Российской Федерации //Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - №. 6 (25)...