Введение 3
1. Теоретические основы развития системно-деятельностного подхода в обучении 7
1.1 Основные понятия исследования 7
1.2 Возрастные особенности обучающихся среднего подросткового возраста
1.3 Принципы организации системно-деятельностного подхода в учебном
процессе 20
2. Системно-деятельностный подход с использованием географической карты
при изучении курса «География России» 28
2.1. Методические особенности курса «География России» 28
2.2 Методические условия в школе для активизации системнодеятельностного подхода 37
2.3 Методические особенности использования географической карты в курсе
«География России» 51
3 Организация и результаты опытного обучения школьников 64
3.1 Цели, задачи и организация опытного обучения 64
3.2 Анализ эффективности опытного обучения 71
Заключение 78
Список литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Приложение 1 87
Приложение 2 94
Приложение 3 104
Приложение 4 118
Приложение 5 124
Приложение 6 125
В советское время учитель работал в системе образования, где обращал внимание на выработку знаний, умений и навыков любой ценой, исключая желание самих обучающихся к средствам и способам добычи знаний. Не допускались свои мысли, высказывания своей точки зрения на ту или иную ситуацию. В советское время растили личность, которая была послушным исполнителем с репродуктивным сознанием “всесторонне заданного человека”. Мыслить же детей не научили, хотя знания были неплохими, но забывались, так как не были добытыми самостоятельно, не были пережитыми на уроке, а давались готовыми, не оставляя следа в “душе”. Конечно же, были очень способные и одаренные дети, но постепенно интерес к знаниям терялся - не было развития, не было личностно-ориентированного подхода к детям, который даёт возможность развивать и совершенствовать способности детей, данные при рождении. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении - развитие думающей личности, умеющей анализировать события, действия, принимать решения. Ученик - главное действующее лицо на уроке, а учитель лишь направляет работу обучающихся. Обучающиеся же, уходя из школы, должны реально оценивать прошлое и настоящее в развитии нашей страны, стран мира. Это важная задача педагога - выработка правильной гражданской позиции, формирование определённого общественного сознания. Нужно научить анализировать наблюдаемые события, процессы, явления, нужно избежать проявления максимализма, критики при их оценке, упадочного настроения и определить выбор действий в общественной жизни страны. Отсюда дискуссии на уроках, свободное высказывание своей точки зрения на события, это главное условие развития мыслящей личности.
Изменения в сфере развития экономики, переход страны к новым рыночным отношениям, внедрение достижений НТР в жизнь каждого человека, чрезвычайное ускорение технологических процессов, потребовали от системы образования (в том числе и среднего) воспитания выпускника обладающего совершенно новым мышлением, что и является актуальностью изучения данной темы.
Выпускник школы должен обладать такими умениями, как самостоятельное планирование целей и путей их достижения; соотношение своих действий с планируемыми результатами, определять способы действий при определенных условиях и их корректировке в соответствии с изменяющейся ситуацией; обладать основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Воспитание нового человека требует внедрения новой парадигмы образования. В современном образовании в качестве такой парадигмы выступает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) второго поколения. Основой ФГОС является идея самореализации выпускника школы, как субъекта познавательной деятельности.
Г еография является межпредметной наукой расположенной на стыке всех учебных дисциплин транслируемых в школе, направленной на расширение кругозора обучающихся, формирование как целостной картины мира, так и отдельных этапов становления общества людей в контексте развития географических знаний людей, на развитие познавательной активности, логического мышления, систематизации знаний, освоение навыков анализа и синтеза, осуществление выбора оптимального решения задач. Применение географической карты является наглядным примером использования системнодеятельностного подхода.
Основные концепции обучения раскрыты такими педагогами, как: Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Г. Ананьевой, В.В. Давыдовой, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониной, Н. А. Менчинским, Д. Н. Богоявленским, и др. Вопросами системно-деятельностного подхода в обучении географии занимались: в дореволюционный период - К. Д. Ушинский, Л. В. Весин; в советский период географы-методисты - В. И. Буданова, А. А. Половинкина, В. Г. Эрдели, Н. Н. Баранский, В. А. Коринская, В. П. Максаковский и др. Ведущим аспектам познавательной активности обучающихся посвящены различные работы М.А. Ахметова, Е.В. Белоусова, Л.П. Мартиросян, Ю.Р. Мухина, Р.Г. Хазанкина.
Объект: характеристика системно-деятельностного подхода при
изучении курса «География России».
Предмет: использование географической карты в курсе «География России» при осуществлении системно-деятельностного подхода.
Цель: теоретическое обоснование и практическое применение системнодеятельностного подхода в обучении географии в школе с использованием географической карты.
Для достижения поставленной цели нами выдвинут ряд задач:
1. рассмотреть теоретические основы развития системно-деятельностного подхода в обучении;
2. выявить методические особенности курса «География России» и особенности использования географической карты;
3. изучить цели, задачи и организацию опытного обучения;
4. провести анализ эффективности опытного обучения.
Методы: теоретические - анализ научно-методической и психологопедагогической литературы, анализ нормативно - правовых документов в образовании (ФГОС ООО, Закон об образовании), программ по географии для основной общеобразовательной школы, учебников, сборников задач и учебных пособий по географии для 8-9 классов. Эмпирические - организация проектировочной работы по заявленной теме.
Структура выпускной квалификационной работы :
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, заключения и приложений.
Введение описывает проблему исследования и определяет его основные характеристики, такие как цель, предмет, объект и т.д.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития системно-деятельностного подхода в обучении, возрастные особенности обучающихся среднего подросткового возраста и принципы организации системно-деятельностного подхода в учебном процессе.
Во второй главе рассматриваются методические особенности курса география России, условия активизации системно-деятельностного подхода и особенности использования географических карт в курсе география России.
Содержание третьей главы - это организация опытного обучения школьников, цели и задачи, результаты и анализ эффективности опытного обучения.
В заключении делаются выводы по теме.
В выпускной квалификационной работе использовано 68 литературных источника.
В процессе работы поставленные задачи решены и получены следующие результаты.
1. Рассмотрены теоретические основы развития системно-деятельностного подхода с применением географических карт в обучении, это показало что внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс является весьма актуальным. Так как основная цель ФГОС второго поколения предполагает самостоятельное развитие думающей личности, умеющей анализировать события, действия, принимать решения.
2. Выявила методические особенности курса «География России» и особенности использования географической карты в школьном курсе «География России». Среди ведущих средств обучения являются географические карты, выполняющие функции в процессе обучения:
• повышение степени наглядности;
• удовлетворение и развитие познавательной деятельности обучающихся;
• источник информации;
• средство управления познавательной деятельности у обучающихся.
Использование географических карт на уроке позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, как средство обучения и источник географических знаний. Географические карты являются основным показателем результативности обучения, которое выражается в умении работы обучающихся с географическими картами.
3. Изучила цели, задачи и организацию опытного обучения в курсе «География России» с внедрением системно-деятельностного подхода с использованием географических карт.
4. Провела анализ эффективности опытного обучения.
По ходу данного исследования были сделаны следующие выводы:
Вопросы внедрения положений системно-деятельностного подхода в образование являются достаточно актуальными, но не до конца проработанными, требующими конкретизации, разработки более четкой 78
методики внедрения с учетом специфики предметов транслируемых в школе, в частности - географии. Организована и проведена опытная работа в рамках внедрения положений системно-деятельностного подхода в обучении школьников курсу «География России».
В ходе проведения работы мною выявлено, что применение в обучении технологий, содержащих в своей основе положения системно-деятельностного подхода, способствуют повышению познавательного уровня обучающихся, повышению обученности и качеству обучения школьников с использованием географической карты. Высокое усвоение обучающимися знаний по предмету география в контексте системно-деятельностного подхода будет обеспечено, если на уроках географии будут созданы условия для систематического включения детей в учебно-познавательную деятельность, формирование и развитие самостоятельности учебных действий.
В результате проведенной работы, я пришла к следующим выводам, применение положений системно-деятельностного подхода в обучении географии в школе с использованием географической карты школьников имеет важное общеобразовательное значение.
Во-первых, у обучающихся формируется стремление к более глубокому и прочному усвоению знаний по курсу.
Во-вторых, активизируются аналитические, мыслительные процессы обучающихся, возникает желание к поиску, к ответу, к исследованию.
В-третьих, повышается уровень мыслительных операций, повышается уровень аналитического мышления, обучающиеся стремятся не только самостоятельно решить поставленную проблему, но в применении к данной задачи найти наиболее эффективный и экономичный способ решения.
В-четвертых, являясь средством обучения в географии, практические работы, технологии проблемного, проектного обучения обладают возможностями актуализации наиболее важных блоков знаний, умению применять их в повседневной жизни.
Из выше изложенного, можно сформулировать вывод, что рассмотренные мною элементы системно-деятельностного подхода с использованием географической карты являются основой для организации деятельности, приводящей в процессе обучения к развитию творческого мышления.
Регулярное использование на уроках географии карт расширяет географический кругозор школьников, способствует развитию
пространственного, логического мышления, позволяет обучающимся уверенно ориентироваться в географических процессах, происходящих на территории своего родного края и активно применять географические знания в повседневной жизни. Чтобы реализовать все скрытые у обучающегося возможности, необходимо его заинтересовать, создать условия для проявления желания к обучению, помочь поверить в себя, в свои силы и способности. Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании является ведущим фактором, оказывающим влияние на повышение уровня качества и эффективности образования. На мой взгляд наиболее эффективными формами и методами обучения школьников на уроках географии являются задания, содержащие проблемные вопросы, требующие творческого подхода, практико-ориентированные. Из этого следует, что содержание и полученные в ходе работы выводы позволяют говорить о том, что цель работы достигнута.
1. А.С. Базанов // География в школе. - 2014. - № 2. - С. 51-55.
2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб. Реноме, 2012. — С. 140-142.
3. Алексашина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2011.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник-М.:Издательство МГУ, 1990367с.
5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика. 2009. № 4. с. 18 - 22.
6. Асмолов А.Г., Бурменская И.А и др. /Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова - М.: Просвещение, 2008-151 с.
7. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание географии в школе. - 2003, № 9.
8. Берлянт, A.M. Геоиконика [Текст] / A.M. Берлянт. - М. : Астрея, 2016. - 208 с.
9. Блинова, М.В. Использование информационных технологий и мультимедиа
на уроках географии и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / М.В. Блинова. - (http://nsportal.- ru/shkola/geografiya/library/ispolzovanie-
informatsionnykh-tekhnologii-i-multimedia-na-urokakh-geografi).
10. Буданов В. Г., Суханов А. Д. Естественнонаучное образование гуманитариев: на пути к единой культуре [Текст] // Общественные науки и современность, № 5, 1994. С. 113—118.
11. Буланов, С.В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии [Текст] / С.В. Буланов. - М.: Астрель, 2014. - 190 с.
12. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 1972.
13. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе -М.: Педагогика 1998.
14. Волкова И.С. Использование ИКТ при формировании картографической грамотности школьников [Текст] / И.С. Волкова, М.Л. Дмитриева // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы. - Воронеж ВГПУ, 2013. - С. 33-36.
15. Волкова И.С. Картографическая подготовка учителей географии в логике компетентностного подхода [Текст] / И.С. Волкова // Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования : матер. Всерос. конф. - Воронеж: ВГПУ, 2016. - С. 225-226...