Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией

Работа №94526

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Формирование фонематических процессов в онтогенезе……………... 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией……... 13
1.3. Особенности формирования фонематических процессов у детей с
дизартрией
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ…. 24
2.1. Организация, принципы и методики констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов исследования моторной сферы у старших
дошкольников
2.3. Анализ результатов исследования звукопроизношения и
фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ…… 44
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
развитию фонематических процессов у детей с дизартрией
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематических процессов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

В современном мире наблюдается значительный рост детей дошкольного возраста, которые страдают разными видами речевых нарушений. Внушительную группу составляют дети, у которых наблюдается нарушения с фонематической стороной речи, вызванные псевдобульбарной дизартрией.
Елена Николаевна Винарская считала, что псевдобульбарная дизартрия характеризуется полиморфным нарушением звукопроизношения, то есть наблюдаются ошибки в воспроизведении более четырех звуковых единиц, относящихся к разным группам. Также дизартрия характеризуется недостаточностью фонематического восприятия, которые оказывают негативное влияние на звукобуквенный анализ и синтез [5].
Роза Евгеньевна Левина подчеркивала, что отклонения со стороны слухового восприятия, могут лежать в основе некоторых нарушений звукопроизношения [22]. Вследствие отсутствия полноценного функционирования фонематической системы, значительно страдает правильное произношение звуков.
Дети с нарушением фонематических процессов не могут в полном объеме овладеть словарным запасом и грамматическими средствами языка, вследствие этого, наблюдается отставание в развитие связной монологической и диалогической речи [5].
Фонематическая система речи представляет собой сложный психический процесс, обеспечивающий синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его фонем [29]. Фонематическая сторона речи включают в себя: фонематическое восприятие и фонематический слух. Нарушения фонетической стороны речи порождают расстройства других речевых систем, а именно фонематической, лексической и грамматической, и влияют на становление языковой личности ребенка [17]. Даже маловыраженные отклонения в лексико-грамматическом и фонематическом развитии у старших дошкольников, вызывают большие трудности в освоении программы общеобразовательной школы.
Наиболее часто встречающиеся нарушение среди детей дошкольного возраста является дизартрия. Нарушение фонетической стороны речи принято считать ведущим симптомом, которое чаще всего идёт в комплексе с недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Возникшие нарушения оказывают негативное влияние на формирование и развитие всех компонентов речи, тем самым вызывают вторичные отклонения. Однако, уже в дошкольном возрасте возможно предотвращение возникновения фонетико-фонематического недоразвития речи. Грамотно спланированная, целенаправленная логопедическая работа, которая будет направленна на коррекцию всех компонентов речи, поможет преодолеть развитие ФФНР.
Благодаря раннему выявлению нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, возможно предотвращение всевозможных затруднений при обучении грамоте и правописанию, данное выражение объясняет актуальность темы исследования.
Объект исследования: состояние фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по развитию фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования: разработать план логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы, связанные с фонематическими
нарушениями речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
2. Подобрать методики обследования неречевых и речевых функций у детей с дизартрией, путём анализа специальной литературы.
3. Провести обследование детей старшего дошкольного возраста с дизартрией5
и проанализировать его результаты.
4. Определить направления и содержание логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей с дизартрией.
5. Составить перспективный план коррекционной логопедической работы на
каждого обследуемого ребёнка старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
теоретические методы: анализ научной, специальной, методической литературы и обобщение информации;
эмпирические методы: наблюдение, беседа, эксперимент;
статистические методы: количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 15» города Краснотурьинска.
В исследовании приняло участие пятеро детей старшего дошкольного возраста в возрасте от шести до семи лет, которые посещали подготовительные курсы для будущих первоклассников. На 2020 год дети имели следующие логопедические заключения: двое детей – фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, трое детей – общее недоразвитие речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Рау Е. В., Эльконин Д. Б. и др. занимались проблемами изучения фонематических процессов у детей. От своевременного становления фонематических процессов в речи ребёнка зависит дальнейшее обучение грамоте, письма и чтения.
Таким образом, изучив теоретические аспекты фонематических нарушений речи, мы пришли к выводу, что органическое поражение центральной нервной системы, приводит к нарушению иннервации речевого аппарата, это в свою очередь вызывает нарушение произносительной стороны речи – дизартрию. Органическое поражение головного мозга происходит вследствие патологии, которая может быть вызвана в пренатальном, перинатальном и постнатальном периоде. Нарушенное звукопроизношение у детей приводит к формированию неправильных кинестетических ощущений, вследствие этого нарушается акустический образ звука, в конечном итоге страдают операции звукового анализа. В результате взаимосвязанной работы всех отделов речедвигательного аппарата происходит произнесение звуков – данное высказывание характеризует термин «фонетическая сторона речи». В свою очередь, способность распознавать речевые звуки, представленные фонемами языка, называется «фонематическим слухом». Расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое может возникнуть как у детей, так и у взрослых, вызванное недоразвитием слухового восприятия при нормальном развитии физиологического слуха носит название «фонетико-фонематическое недоразвитие речи».
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей появляется вследствие нарушения процессов формирования правильного звукопроизношения, которые возникают из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Недоразвитие фонематических процессов влекут за собой нарушения в звуко-слоговом анализе слова, грамматике и лексике.59
По итогам проведённого исследования мы пришли к выводу, что своевременное и правильное формирование фонематических процессов предшествует появлению и развитию других форм речевой деятельности.
Фонематические процессы создают фундамент, благодаря которому формируются процессы понимания и произношения речи, вследствие этого происходит освоение фонематических процессов, которые оказывают огромное значение для речевого развития ребенка. Дети, у которых были выявлены нарушения со стороны восприятия фонем и звукопроизношения, отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков. Если ребёнок не смог овладеть данными навыками своевременно, это приведёт к нарушению среди всех компонентов речи.
Констатирующий эксперимент проводился с помощью методических рекомендаций Н. М. Трубниковой и альбома для логопеда О. Б. Иншаковой.
Нами были исследованы моторная сфера, звукопроизношение, фонематические процессы, просодическая сторона, лексика, грамматика, связная речь. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить нарушения со стороны всех компонентов речи у детей. Результаты каждого исследования были представлены в качественных или количественных сводных таблицах, а также в графических рисунках в виде – диаграммы. По итогам обследования у детей были выявлены нарушения со стороны групп шипящих и сонорных звуков. Отсутствие четких артикуляционных различий, недостатки звуковой стороны речи, негативно сказываются на развитии фонематических процессов у детей.
Коррекционная работа по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией строится на основании полученных результатов в ходе констатирующего эксперимента. Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией должно происходить комплексно вместе с развитием моторной сферы, фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и коррекцией звукопроизношения. Необходимо использовать речевой материал, наглядные пособия, а также создавать речевые ситуаций, которые помогут заинтересовать детей на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией, включает в себя следующие направления: развитие моторной сферы, правильного речевого дыхания, коррекция неправильного звукопроизношения, развитие фонематических процессов, просодической стороны речи, и коррекция проявлений общего недоразвития речи.
Работа по развитию фонематических процессов начинается с узнавания неречевых звуков, через специальные упражнения и игры, которые научат детей способности узнавать и различать неречевые звуки. Далее работа проводится по развитию просодической стороны речи – усовершенствование навыка различения высоты, силы и тембра голоса. Затем дошкольников учат различать слова, близкие по звуковому составу слова. После отработки этих навыков переходят к дифференциации слогов, затем фонем. И завершается работа по развитию фонематических процессов – развитием навыка элементарного звукового анализа. На данном этапе необходимо развивать навык умения определять количество звуков, слогов в слове;
последовательность звуков; определять место звука в слове; умение выделять
гласный и согласный звук; придумывать слова, состоящие из определённого количества звуков и слогов. Для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста был разработан специальный комплекс дидактических игр и упражнений.
Самостоятельно, без специального логопедического воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, в дальнейшем это приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной и устной речью. Таким образом, логопедическая работа должна проводиться поэтапно, носить системный характер, быть организованной и продолжительной. В ходе проведенной работы поставленная цель и задачи исследования были достигнуты


1. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова, – 2-е изд., испр. и доп. – М.,
2008. 279 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед.
учеб. заведений 3-е изд., стереотип. М., 2000. 400 с.
3. Боровцова Л. А., Люлина О. В. Говори красиво. Логопедическое
пособие по формированию просодической стороны речи для детей старшего
дошкольного возраста. Тамбов, 2011. 21 с.
4. Васильева Н. С., Гончарова Г. В. Основные положения и содержание
логопедической работы по коррекции нарушений фонематических функций у
дошкольников со стертой дизартрией // Психология и педагогика: методика и
проблемы практического применения. 2013. № 31. С. 118-121. URL : https://
elibrary.ru/item.asp?id=20801908 (дата обращения: 01.09.2021).
5. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005. 220 с.
6. Возрастная психолингвистика : хрестоматия / Н. Х. Швачкин, К. Ф.
Седов. М., 2004. 330 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007. 472 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы фонетики : Что дают три типа транскрипций
// Вопросы языкознания. 1958. № 6. 86 с. URL : https://bookskeeper.ru/
jurnaly/nauchnye-jurnaly/66237-voprosy-yazykoznaniya-1-6-1958.html (дата
обращения: 14.03.2021).
10. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для
студентов педвузов. М., 2005. 351 с.
11. Горбенко Е. Л. Формирование фонематического слуха у
дошкольников, имеющих речевые нарушения // Теория и практика
образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г.
Санкт-Петербург, 20-23 февраля 2012 г.). Т. 2. СПб, 2012. С. 262-264. URL :62
https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1552/ (дата обращения: 11.05.2021).
12. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой
патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 12-19. URL : https://www.elibrary.ru
/item.asp?id=36906051 (дата обращения: 05.06.2021).
13. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие
дошкольников : учебное пособие. М., 1984. 104 с.
14. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.
96с.
15. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного
возраста : Развитие познавательных процессов. М., 1964. 352 с.
16. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология : учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006. 320 с.
17. Китаева Н. Н. Состояние фонематического анализа у старших
дошкольников с задержкой психического развития // Вестник ЛГУ им. А. С.
Пушкина. 2011. № 4. С. 27-35. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=
18936506 (дата обращения: 15.08.2021).
18. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб.
пособие для студ. дошк. отд. и фак. сред. пед. учеб. заведений / 2. изд.,
перераб. и доп. М., 2000. 414 с.
19. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой
дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. М., 2008. 254 с.
20. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная
гимнастика. СПб, 2004. 80 с.
21. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития
речи у дошкольников. Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. 160 с.
22. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958. 31 с.
23. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста : учебное пособие. М., 1995. 144 с.
24. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Волкова Л. С. [и др]. М., 1998. 680 с.63
25. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых
нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное
пособие. СПб, 2000. 192 с.
26. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с
нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. М.,
2005. 55 с.
27. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей : пособие
для занятий с детьми 6-8 лет. СПб, 2005. 64 с.
28. Орфинская В. К. Расстройства речи, связанные с избирательным
недоразвитием фонематической системы : учеб. пособие. М., 2007. 112 с.
29. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / под ред. Р.
Е. Левиной. М., 2013. 367 с.
30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева [и др]. М.,
2002. 200 с.
31. Правдина О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов
дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1973. 272 с.
32. Поваляева М. А. Справочник логопеда : учебное пособие. Ростов
н/Д, 2006. 445 с.
33. Понятийно-терминологический словарь логопеда : учебное пособие
/ под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997. 400 с.
34. Развитие речи детей 5-7 лет : программа развития речи
дошкольников / О. С. Ушакова. – Российская академия образования,
Институт психолого-педагогических проблем детства. - 3-е изд., доп. М.,
2014. 187 с.
35. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих : учебное пособие. М., 1973. 304 с.
36. Социальная сеть работников образования / Статья по логопедии по
теме: Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи, Е. М.
Целуйко. URL : https://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2016/12/07/razvitiefonematicheskih-protsessov-u-detey-s-narusheniem-rechi (дата обращения: 28.08.64
2021).
37. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебное
пособие. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 51 с.
37. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк.
образоват. учреждений. М., 2004. 288 с.
38. Федосова О. Ю. Принципы логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у детей // Самарский научный вестник. 2014. №1. С. 1-4.
URL : https://www.elib-rary.ru/item.asp?id=21709020 (дата обращения: 19.07.
2021).
39. Филатова И. А. Теоретические аспекты формирования языковой
личности дошкольников с дизартрией // Образование и наука. Известия УРО
РАО. 2007. № 4. С. 40-45. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=10427331 (дата
обращения: 01.03.2021).
40. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 2000. 80 с.
41. Филичева Т. Б., Чевелева Г. В., Чиркина Г. В. Нарушения речи у
детей : Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., 1993. 232 с.
42. Филичева Т. Б., Чевелева Г. В., Чиркина Г. В. Основы логопедии :
учеб. пособие для студентов пед. инс. по спец. «Педагогика и психология
(дошк.)». М., 1989. 224 с.
43. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения:
Практикум по логопедии. М., 1989. 239 с.
44. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.,
2009. 187с.
45. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в
раннем возрасте. М. ; Ленинград, 1948. 204 с.
46. Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха,
зрения и речи : учебное пособие. В. Новгород, 2006. 68 с.65
47. Шелгунова Н. Б. Особенности проявления дизартрии при
различных поражениях зон головного мозга // Молодой ученый. 2017. № 20.
С. 209-211. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29207997 (дата
обращения : 14.02.2021).
48. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей : учебное пособие. М., 2007. 316 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ