Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией

Работа №94507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 12
1.3. Готовность к обучению грамоте старших дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Принципы, организация и методика констатирующего
эксперимента 21
2.2. Анализ результатов обследования моторики и фонетико-фонематической системы речи у старших дошкольников 24
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 36
3.1. Принципы, основные направления и методики логопедической
работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 36
3.2. Содержание логопедической работы по подготовке к обучению
грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55


Актуальность исследования в дошкольных образовательных учреждениях сложилась тенденция, что у большинства детей отмечаются трудности в обучении. Чаще всего данные трудности вызваны наличием у ребенка речевых нарушений. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и дизартрия относятся к категории речевых нарушений, возникающих чаще всего. Как правило, данные нарушения вызывают наибольшие проблемы на этапе подготовки к обучению грамоте. В период обучения дошкольников чтению и письму значительную роль играет уровень звукопроизношения и развития фонематических процессов. Недоразвитие данных компонентов приводит к низкой успеваемости в школе.
Хочется отметить, что данные дефекты не подлежат самокоррекции именно поэтому необходимо как можно раньше выявлять данные нарушения и выстраивать грамотную коррекционную работу с детьми.
В период подготовки к обучению грамоте, у детей появляются новые виды деятельности, такие как чтение и письмо. По мнению Б. Г. Ананьева они принадлежат к видам деятельности, основанным на устной речи. Опираясь на данный факт, коррекционную работу необходимо основывать на общеречевом развитии детей [2].
Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и пути коррекции данного нарушения освещены в трудах различных авторов. Р. Е. Левина считает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Это относится к детям с нормальным слухом и интеллектом [17].
В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Р. И. Лалаева, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконин посвятили свою работу раскрытию данной темы. Данные ученые выпустили немало книг, статей, методических пособий, где подробно описали причины возникновения, способы работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, последствия и особенности подготовки детей к обучению в школе.
В настоящее время, дети подготовлены к обучению в общеобразовательной школе совершенно на разных уровнях. Многие имеют недостаточный уровень школьной зрелости и большой процент таких детей именно с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Изучением дизартрии занимались такие авторы, как: Е. Н. Винарская, Л. А. Данилова, О. В. Правдина, К. А. Семенова, Н. М. Трубникова, И. А. Филатова.
Дизартрией называют нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [18].
О. В. Правдина в своих трудах дает более лаконичное определение. По ее мнению, дизартрия - это расстройство членораздельной речи- произношения [26].
Во время коррекции данного нарушения, в логопедической работе, следует учитывать тот факт, что существует несколько видов дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, корковая [26].
О. В. Правдина выделила общие особенности, характерные для всех видов дизартрии, а именно: смазанная, невнятная артикуляция звуков, сопровождающаяся полными и частичными заменами, а также нарушение плавности, темпа, громкости речи [26].
Зачастую родители дошкольников не придают особого значения качеству речи детей, пока они не достигают старшего дошкольного возраста. Отмечается, что обучение грамоте следует начинать с ребенком в возрасте 5 лет, так как именно в этом возрасте дошкольники являются наиболее восприимчивыми к звуковой стороне родной речи. Данные сроки установили в своих исследованиях Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова и Л. Н. Невская.
Данную теорию поддержал и А. И. Максаков. Он писал, что в этот период развития ребенка звуковая форма языка, звуковые игры и словотворчество вызывает у ребенка наибольший интерес. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и могут успешно им овладеть [ 20].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с хорошо развитой речью являются более успешными в школе.
Цель исследования: определить содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Проблема исследования: подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Объект исследования: моторика, фонетическая система речи и фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: определение направлений и содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией .
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести логопедическую диагностику детей и проанализировать ее результаты.
3. Подобрать содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией .
Методы исследования:
- анализ педагогической и научно-методической литературы;
- проведение педагогического констатирующего эксперимента;
- анализ данных, полученных в ходе педагогического констатирующего эксперимента.
База исследования: МДОУ "Детский сад "Ладушки", г. Качканар.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обучение грамоте затруднительно для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией. У детей возникают сложности сразу на нескольких этапах, именно поэтому необходима своевременная коррекционная работа логопеда с детьми данной категории.
Чтобы овладеть грамотой, дети должны достичь определенного уровня общей языковой готовности, а также своего собственного звукового произношения, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией характерны такие особенности, как: неправильное звукопроизношение, недоразвитие фонематических процессов, проявляется в неумении услышать и определить искаженные звуки, соответственно и невозможности контролировать правильное произношение нарушенных звуков в собственной речи, дети данной категории не могут самостоятельно исправить искаженные звуки, у детей нарушены представления о правильном звуковом составе слова, что сказывается не только на устной, но и на письменной речи, им тяжело анализировать.
Наличие данных нарушений влияет на успеваемость будущих первоклассников, страдает усвоение материала, скорость выполнения предложенных заданий, затрудняется работа в группах, общение со сверстниками и взрослыми, в результате чего появляется замкнутость, негативизм, агрессия. Детям тяжело коммуницировать, заводить новые знакомства, реализовывать себя, как личность.
Дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией не получающие коррекционную работу логопеда и других специалистов, менее успешны и развиты по сравнению с детьми, имеющими схожий диагноз, но получающими систематическую логопедическую коррекцию.
Для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого был изучен уровень развития моторики и речи. Данные эксперимента показали наличие нарушений общей, мелкой и артикуляционной моторики, недостатки звукопроизношения, обусловленные пропусками, заменами, искажениями звуков. Отмечалось недоразвитие фонематических процессов.
На основании результатов констатирующего эксперимента был разработан план и содержание коррекционно-логопедической работы, направленной на подготовку к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией.
Коррекционная работа состояла из нескольких этапов. Подготовительный этап был направлен на развитие общей, мелкой моторики, дыхания, мышц мимической мускулатуры, просодики и артикуляционного аппарата.
Основной этап заключался в коррекционной работе по совершенствованию фонетико-фонематической системы речи и подготовку к обучению грамоте.
Цель исследования была достигнута, на основании изученной литературы подобрана методика и проведено логопедическое обследование детей, по данным обследования подобрано содержание логопедической работы для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрией по подготовке к обучению грамоте.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б. Г. Ананьев. - Москва : Просвещение, 1950. - 148 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 165 с.
5. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева. - Москва : Педагогика, 1997. - 98 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : АПН РСФСР, 1964. - 168 с.
7. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии / Н. А. Бернштейн - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 896 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 141 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 362 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
12. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. - 279 с.
13. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Изд-во Просвещение, 1985. - 27 с.
14. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Изд-во Просвещение, 1972. - 192 с.
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений., перераб. и доп. / С. А. Козлова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно - методическое / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 364 с.
18. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
19. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка /
А. А. Люблинская. - Москва : Просвещение, 1972. - 156 с.
20. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогических дошкольных учреждений. / А. И. Максаков. - Москва : Мозаика Синтез, 2005.- 64 с.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2000. - 199 с.
22. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
23. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
24. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов : Изд-во Феникс, 2002. - 448 с.
25. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
26. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
27. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. - Санкт-Петербург : Акцидент, 1998. - 112 с.
28. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 50 с.
29. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
30. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хватцев. - Москва : Учпедгиз, 1961. - 106 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ