ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 8
1.1 Роль местных бюджетов в финансовом обеспечении местного самоуправления 8
1.2 Порядок формирования доходов бюджетов городских округов 11
1.3 Порядок исполнения доходов бюджетов городских округов 22
2 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД АЛЕЙСК 27
2.1 Социально-экономическая характеристика городского округа город Алейск .. 27
2.2 Проблемы формирования доходов бюджета городского округа город Алейск 32
2. 3 Основные направления по совершенствованию формирования и исполнения
доходов бюджета городского округа город Алейск 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Местный (муниципальный) бюджет представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного муниципального денежного фонда, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач местного значения, а также государственных делегированных полномочий и являющегося основным финансовым планом муниципального образования, утверждаемым представительным органом.
Вместе с тем, местный бюджет определяется, как форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Кроме того, наличие у каждого из них бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать общественную инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности органов местного самоуправления в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время становится наиболее актуальным вопрос о недостаточном обеспечении финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований и
несбалансированности местных бюджетов.
Уровень социальной защиты населения и инвестиционный потенциал муниципалитета напрямую зависят от качества местного бюджета, а также включенных в него параметров.
Проблематика формирования доходов и расходов местного бюджета и рационального их использования носит многозначительный и актуальный характер, так как от этого зависит жизнеобеспечение населения. Данная тема определяется как систематизация, закрепление и наращивание теоретических знаний, практических навыков по экономике, основательное изучение вопроса, который касается формирования и путей целесообразного использования местного бюджета.
В российской экономической литературе проблемами формировании и исполнения доходов местных бюджетов уделяют внимание такие авторы, как И. В. Балынин, М.В. Васильева, А.З. Дадашев, А. И. Золотько. и др. Тем не менее, данные исследования не снижают актуальность темы.
Цель работы - выявить проблемы формирования доходной части бюджета городского округа и разработать пути решения выявленных проблем.
Цель работы определила задачи:
- охарактеризовать роль местных бюджетов в финансовом обеспечении местного самоуправления;
- изучить порядок формирования и исполнения бюджетов городских округов;
- выявить проблемы формирования и исполнения доходов бюджета городского округа;
- наметить основные направления по совершенствованию формирования и исполнения доходов бюджета городского округа.
Объектом исследования является бюджет городского округа город Алейск.
Предметом исследования - проблемы формирования и исполнения доходов бюджета городского округа город Алейск.
Методологической базой написания работы послужили нормативные акты, труды отечественных ученых по данной тематике, статистические данные Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике городского округа город Алейск.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, сравнение, описание.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.
Во введении обосновывается значение и актуальность заявленной темы, формулируются цель работы и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и организационно-правовые основы формирования и исполнения доходов местных бюджетов Российской Федерации.
Во второй главе выявлены основные проблемы и сформулированы рекомендации по формированию и исполнению доходной части бюджета городского округа город Алейск. В заключении представлены выводы по результатам исследования.
В бюджетной системе страны, местные бюджеты - самые многочисленные.
Экономическая самостоятельность местного самоуправления, невозможна без формирования собственных доходных источников местных бюджетов, формирующих их финансовую базу, необходимую для эффективного выполнения функций, возложенных на местное самоуправление.
На сегодняшний день вопросам формирования и исполнения доходов районного бюджета уделяется недостаточно должное внимание, что негативно сказывается на результатах деятельности местных органов власти.
Особенностью местных бюджетов является их относительно полная самостоятельность в поиске источников формирования и исполнения доходов. С другой стороны присутствует контроль со стороны государства за выделенными средствами (а зачастую в структуре доходов они занимаю около половины), что ограничивает их сферу применения.
Следует отметить, что существующие недостатки в части формирования доходов местных бюджетов Российской Федерации зависят от действующего федерального законодательства.
Во-первых, несовершенство отечественного налогового и бюджетного законодательства в части формирования доходов местных бюджетов приводит к незначительной финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Во-вторых, существенное нарушение принципа гласности в части финансового контроля за своевременностью и полнотой формирования местных бюджетов не позволяет объективно оценить муниципальный бюджетный процесс;
Анализ доходов бюджета городского округа город Алейск за 2016-2018 гг. показал, что наибольший удельный вес в структуре доходов занимают безвозмездные поступления. Рост данного показателя составил 238 203,8 тыс. руб. (или 234,0 %).
Отмечается сокращение удельного веса налоговых доходов в общем объеме доходной части на 16,5%. В основном это связано с самым значимым налогом - НДФЛ. Категория самозанятых физических лиц нигде не отражает свои доходы, а также налоговые агенты (организации и ИП), выплачивающие заработную плату «в конвертах». Так же проблемой поступления НДФЛ в бюджет городского округа город Алейск является неравномерность в поступлениях.
Градообразующая организация ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова имеет агропромышленное направление, 90% зарегистрированных в городском округе город Алейск коммерческих организаций, занимаются растениеводством. Сезонный характер работ обусловливает неравномерное поступление НДФЛ.
Основной проблемой задолженности по земельному налогу является в основном задолженность по налогоплательщикам - физическим лицам. По состоянию на 01.01.2019 года долг составляет 203, 06 тыс. руб. К плательщикам, допустившим прирост задолженности, применены все меры по принудительному взысканию, предусмотренные законодательством. Кроме того, в городском округе город Алейск расположена Воинская часть 41659, 41-й общевойсковой армии Центрального военного округа, которая освобождена от уплаты земельного налога.
Неналоговые доходы снижаются на протяжении всего анализируемого периода на 602,0 тыс. руб. (на 2,1 %). В структуре неналоговых доходов снизились доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности на 2 780,7 тыс. руб., плата за негативное воздействие на
окружающую среду на 71,0 тыс. руб.
Среднедушевые налоговые и неналоговые доходы городского округа город Алейск уменьшились всего на 0,04 тыс. руб.
Удельный вес собственных доходов в общем объеме доходов бюджета городского округа город Алейск за 2016-2017 гг. увеличился на 12,5%. При этом за 2017-2018 гг. сокращение составило 3,4%
Бюджетный процесс городского округа город Алейск характерен стабильным неисполнением доходной части: в 2016 г. - на 1,5%, в 2017 г. на 1.4%, в 2018 г. - на 2,7%.
В структуре безвозмездных поступлений в 2018 г. не исполнены субсидии на благоустройство кладбищ на 76,2 тыс. руб. (или 21%), на обустройство биотермических ям на 53,6тыс. руб. (или 19%)., на капитальный ремонт автомобильных дорог на 564,1 тыс. руб. (или 46%).
В структуре субвенций не на обеспечение жильем отдельных категорий граждан на 516,3 тыс. руб. (или 65%)., на организацию дошкольного образования на 384,1 тыс. руб. (или 59%)., на общее образование на 463,5 тыс. руб. (или 63%)., на обеспечение образовательного процесса 859,3 (или 76%)
Неналоговые доходы в 2018 году были не исполнены на 1 807, 7 тыс. руб. (или 4%).
Несмотря на то, что налоговые доходы за 2016-2018 гг. исполнены в целом на 102,1% в структуре имеет место неисполнение, так НДФЛ в 2018 г. не исполнен на 3,0%, земельный налог на - 2,0%.
Задолженность по местным налогам и сборам в бюджет городского округа город Алейск увеличилась на 2 505 тыс. руб., что говорит о недостатках в области налогового контроля.
Финансовый потенциал городского округа город Алейск будет расти как результат оптимизации управления муниципальными финансами:
- максимального использования налогового потенциала городского округа город Алейск;
- перераспределения бюджетных ресурсов в пользу наиболее эффективных направлений;
- сокращения малоэффективных, необоснованных бюджетных расходов;
- увеличение производственных мощностей коммерческих организаций по переработке зерновых и мясных продуктов путем повышения качества выпускаемой продукции;
- развитие малого предпринимательства;
- ликвидация недоимок в бюджет при помощи мероприятий, разработанных Комиссией по ликвидации задолженности по налогам и сборам Администрации городского округа город Алейск;
- проведение дальнейшей работы по совершенствованию бюджетной инфраструктуры;
- усиление бюджетного контроля.
1. Конституция Российской Федерации: Основной закон от 12.12.1993 (с
изменениями от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система
«Консультант плюс» [Электронный ресурс] / Режим доступа - http: //www.consultant.ru/, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 17.12.2019.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 №
145- ФЗ (с изменениями от 15.04.2019). // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс] / Режим доступа - http: // www.consultant.ru/, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 18.12.2019.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.06.1998 №
146- ФЗ (с изменениями от 08.05.2019). // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс] / Режим доступа - http: // www.consultant.ru/, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 10.12.2019.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изменениями от 01.05.2019). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Режим доступа - // www.consultant.ru/, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 15.12.2019.
5. О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н (ред. от 25.11.2019). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Режим доступа - // www.consultant.ru/, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 28.12.2019.
6. О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Закон Алтайского края от 05.12.2018 № 93-ЗС (с изменениями на 05.11.2019). //
Справочно-правовая система «Консорциум кодекс» [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://docs.cntd.ru/document/550264265, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 26.12.2019.
7. О бюджете города Алейска Алтайского края на 2016 год: Решение Алейского
городского Собрания депутатов Алтайского края от 23.12.2015 № 55 //
Официальный сайт администрации городского округа город Алейск [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://aleysk22.ru //, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 23.12.2019.
8. О бюджете города Алейска Алтайского края на 2017 год: Решение Алейского
городского Собрания депутатов Алтайского края от 21.12.2017 № 72. //
Официальный сайт администрации городского округа город Алейск [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://aleysk22.ru //, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 23.12.2019.
9. О бюджете города Алейска Алтайского края на 2018 год: Решение Алейского
городского Собрания депутатов Алтайского края от 20.12.2017 № 71 //
Официальный сайт администрации городского округа город Алейск [Электронный ресурс] / Режим доступа - http: //aleysk22.ru//, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 23.12.2019.
10.Об исполнении бюджета города Алейска Алтайского края за 2016 год: Решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 31.05.2017 № 25 // Официальный сайт администрации городского округа город Алейск [Электронный ресурс] / Режим доступа - http: //aleysk22.ru//, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 23.12.2019.
11.Об исполнении бюджета города Алейска Алтайского края за 2017 год: Решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 30.05.2018 № 35 // Официальный сайт администрации городского округа город Алейск
[Электронный ресурс] / Режим доступа - http: //aleysk22.ru//, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 23.12.2019.
12. Об исполнении бюджета города Алейска Алтайского края за 2018 год: Решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 29.05.2019 № 21 // Официальный сайт администрации городского округа город Алейск [Электронный ресурс] / Режим доступа - http: //aleysk22.ru//, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 23.12.2019.
13. Агаян, Ш.А. Актуальные проблемы формирования доходной части муниципальных бюджетов / Ш. А. Агаян, С. Г. Мурадова, Е. В. Пирская. // Управление экономическими системами. - 2018. - № 3. - С. 63-75.
14. Афенкина, Е.М. Доходы местных бюджетов, пути их роста / Е. М. Афенкина. // Вопросы экономики и управления. - 2018. - № 1. - С. 12-14.
15. Балынин, И.В. Финансовое обеспечение муниципальных образований в
Российской Федерации: ключевые проблемы и пути их решения / И. В. Балынин. // Финансы и кредит [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - Режим доступа: https: //fin-izdat.ru/journal/fc/detail.php?ID=73364.
16. Бобылева, А.З. К разработке концепции перехода государственных организаций
на «Управление по результатам» / А.З. Бобылева. // Электронный вестник [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - Режим
доступа: https: //mysocrat.com/book-card/11711 -k-razrabotke-koncepcii-pervoda- gosudarstvennyh-organizacij-na-upravlenie-po-rezultatam/.
17. Бочкарева, Е.А. Управление бюджетными ресурсами региона: финансово-правовое исследование. / Е. А. Бочкарева. - М. : Инфра-М, 2017. - 360 с.
18. Васильева, Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой
самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект / Н. В. Васильева. // Право и законодательство. - 2018. - С. 117-125.
19. Дадашев, А. З. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований и методах оценки ее уровня / А.З. Дадашев, А.И. Золотько. // Финансы и кредит. - 2018. - № 5. - С. 2017-2032.
20. Дементьев, Д. В. Бюджетные полномочия и возможности муниципальных образований / Д. В. Дементьев. // Финансы и кредит [Электронный ресурс]. - Электрон. журнал. - Режим доступа: https://doi.org/10.24891/fc.23.17.974.
21. Дворядкина, Е.Б. Эволюция понятия «местный бюджет» как компонента экономической основы местного самоуправления / Е. Б. Дворядкина. // Вектор экономики. - 2019. - №3. - С. 27-33.
22.Золотова, С. В. Особенности анализа доходов и расходов муниципального образования / С. В. Золотова. // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - №3. -С. 514-537.
23. Игонина, Л.Л. Формирование финансовых ресурсов местного самоуправления / Л.Л. Игонина. // Фундаментальные исследования. - 2018. - №2. - С. 100-105.
24. Лобанова, М.А. Подходы к определению экономической эффективности расходов муниципального бюджета / М. А. Лобанова. // Вектор экономики [Электронный ресурс]. - Электрон. журнал. - Режим доступа:
http://elibrarv.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/5425/vkr.pdf?sequence=1&isAllo wed=y.
25. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https: //www.minfin.ru/ru/, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 28.12.2019.
26.Официальный сайт Администрации городского округа город Алейск - [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://aleysk22.ru//, свободный - Загл. с экрана. - Дата обращения: 23.12.2019.
27. Паршина, И. В. Бюджетная классификация доходов: прошлое, настоящее и будущее бюджета / И. В. Паршина. // Финансы и кредит. - 2018. - Т.24. - С. 845¬859.
28. Пинчукова, О.Н. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации / О.Н. Пинчукова, Т. А. Шенаева. // Инновационная наука. - 2018. - №3. - С. 40-42.
29. Понкратов, В. В. Повышение качества бюджетного планирования России / В. В. Понкратов. // Финансы. - 2018. - №8. - С. 6-12.
30. Рябова, Т. М. Оценка эффективности деятельности органов местного
самоуправления / Т.М. Рябова, М.В. Свиридова. // Материалы Ивановских чтений. - 2018. - № 1-1 (18). - С. 113-117.