Логопедическая работа на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 10
1.1. Закономерности развития звукопроизношения ребенка в процессе
онтогенеза 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3. Особенности звукопроизношения младших школьников с
псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ, ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 23
2.1. Организация и методология исследования устной речи, письма и
чтения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 23
2.2. Анализ результатов исследования устной речи, письма и чтения у
младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 29
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 41
3.1. Цель, задачи, принципы и основные направления логопедической
работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 41
3.2. Содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Речь одна из самых важных психических функций человека. Речевое общение является одним из способов социализации человечества, благодаря чему развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда.
Какого-либо рода отклонения в развитии речи сказываются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими людьми и мешают правильному формированию познавательных процессов, а также затрудняют усвоение чтения, письма и впоследствии других школьных навыков и знаний.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто не обладают большим потенциалом и умением правильно и красиво говорить. Проблема состоит в снижении навыков развития высших психических функций, которые определяют уровень развития интеллекта.
Государство реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [58], Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [41]. В указанных документах подчёркивается важность задачи социализации лиц данной категории. В Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья обозначено, что язык и речевая практика, овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, развитие устной и письменной коммуникации составляют одну из основных образовательных областей и содержательных линий обучения на каждой ступени образования [23].
В современном обществе появляется всё больше детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, которые в свою очередь усложняются по своей структуре. Проблема исследования между необходимостью формирования самоконтроля для успешной автоматизации правильно звучащих звуков в речи и возможностями детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Решение этой проблемы требует не только выявления и познания общих закономерностей возможностей школьников, но и разработки новых технологий целенаправленной и эффективной работы над формированием звукопроизношения.
«Дизартрия» - это расстройство речи, которое обусловлено в затрудненном произношении отдельных слов, отдельных звуков, слогов, а также в их искаженном произношении. Нарушения произношения звуков при дизартрии проявляется в разной степени, и зависят от характера и тяжести поражения центральной нервной системы.
Актуальность заключается в том, что от сформированности устной речи, письма и чтения зависит успешность освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Методологической базой и теоретической основой исследования явились: концепция Л. С. Выготского [14] о зоне ближайшего развития, концепции П. А. Гальперина о поэтапном планировании действий. Положение о закономерностях развития детей с отклонениями в развитии, выявленные Т. А. Власовой, А. Н. Гвоздевым, В. И. Лубовским, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, и другими. Создание специальных условий в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Н. Н. Малофеев рассматривают как важнейший фактор речевого развития.
Над проблемой формирования звуков у детей работали многие известные ученые, психологи, методисты. Такие как Л. И. Белякова [5], Л. В. Лопатина [37], Е. М. Мастюкова [38], О. В. Правдина [48], К. А. Семенова [54] и другие. Они изучали вопросы этиологии и симптоматики речевых и неречевых нарушений при дизартрических расстройствах, а также вопросы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии, методы дифференциации обучения школьников с данным речевым расстройством. Однако недостаточно изученной остается проблема формирования звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Исследованием проблемы расстройств устной и письменной речи у умственно отсталых младших школьников занимались А. К. Аксенова [1], В. В. Воронкова [13], Р. И. Лалаева [28], В. Г. Петрова [46], Е. Ф. Соботович [56], С. Я. Рубинштейн [53]. Все же малоисследованной стала проблема нарушения фонетической стороны речи у детей с умственной отсталостью.
Р. И. Лалаева отмечает, что возможность своевременно и целенаправленно предотвратить нарушения речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительных операций, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся коррекционной школы [28].
Самыми распространенными речевыми расстройствами у учащихся младших классов с умственной отсталостью являются нарушения звукопроизношения и письменной речи. Вследствие этого коррекции данных дефектов нужно уделить особое внимание, но на сегодняшний день лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, которая отражает современные представления о характере нарушений речи и особенностях их коррекции у таких детей [19].
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в речевом и интеллектуальном развитии. Актуальность проблемы звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определило выбор темы исследования.
Объект исследования - автоматизация звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - содержание логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель - изучить особенности логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Логопедическая работа с детьми данной категории осуществляется в процессе коррекционной работы, задачами которой являются:
1. Теоретически изучить методическую литературу онтогенеза звукопроизношения у детей в норме.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Изучить особенности звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
4. На основе изученных теоретических источников подобрать методику констатирующего эксперимента.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать
полученные результаты обследования звукопроизношения детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
6. По данным констатирующего эксперимента определить цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Определить содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации поставленных задач в квалификационной работе используются следующие методы исследования: теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирический (проведение констатирующего педагогического эксперимента, наблюдение); биографический (сбор и анализ анамнестических данных); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»; город Сысерть, улица Коммуны, 1.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы и проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, база исследования и структура работы.
В первой главе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в современной науке и практике, проанализированы проблемы формирования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во второй главе описан констатирующий эксперимент логопедического обследования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В третьей главе описаны цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также определены содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей данной категории.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложениях представлена речевая карта обучающегося, сводные таблицы неречевых и речевых нарушений, перспективные планы логопедической работы, дифференцированный массаж, игры и упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания, функций фонематического слуха и навыков звукового анализа, дидактический материал для автоматизации звуков в устной и письменной речи, конспекты логопедических занятий.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 67 страницами печатного текста.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме. Изучению специфики логопедической работы на этапе автоматизации звуков детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время действительно отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей младшего школьного возраста с данной проблемой.
В рамках теоретического исследования проблемы было проанализировано более 60 источников, литературы и научных изданий. Проанализировав научную и методическую литературу по вопросу коррекции нарушения произношения звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), автором была изучена методика обследования детей данной категории. Опираясь на изученный материал, проведена диагностика учеников начальной школы с помощью методики Н. М. Трубниковой. В логопедическом обследовании принимали участие 5 учащихся младшего школьного возраста. При обследовании особое внимание уделено подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношению, а именно этапу автоматизации и фонематическим процессам.
Анализ результатов показал, что у исследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией полиморфное нарушение звуков, требующее автоматизации, нарушена моторика и динамика артикуляционного аппарата, а также недоразвитие фонематических процессов. Невозможность воспроизведения четких артикуляционных поз, незакрепленных артикуляционных укладов звуков у детей влекут нарушения правильного произношения звуков в собственной речи. Данная подгруппа детей нуждаются в коррекционной помощи.
Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей: раннее диагностирование нарушений и своевременная помощь, коррекция, а также работа по предотвращению возможных нарушений.
С учетом диагностики были подобраны методы и способы коррекции выявленных нарушений, специальные упражнения, направленные на стимулирование подвижности органов артикуляционного аппарата, продолжительности дыхания, развитие функций фонематического слуха, игры и приемы для автоматизации звуков.
Таким образом, учитывая структуру речевого дефекта и особенности каждого ребенка, содержание коррекционно-педагогической работы включает в себя:
1) Развитие моторики и динамики артикуляционного аппарата.
2) Развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений.
3) Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.
4) Развитие фонетической стороны речи (автоматизация звуков в устной речи с использованием письменных приемов).
Поэтому можно сказать о том, что стойкому устранению звукопроизносительных нарушений у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет способствовать активное включение в коррекционный процесс дифференцированно подобранных методов и приемов автоматизации звуков в речи.
СПИСОК
1. Аксенова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учеб. для студентов пед. вузов /
А. К. Аксенова. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 123 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бабина, Е. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия» : учеб.-метод. пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес ; отв. ред. Г. В. Бабина. - Москва : Прометей, 2012. - 104 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
6. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Сев.-Кавказ. федер. ун-т. - Ставрополь : [б. и.], 2014. - 224 с.
7. Брюховских, Л. А. Дизартрия : учеб.-метод. пособие / Л. А. Брюховских, ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск : [б. и.], 2015. - 216 с.
8. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у
детей : справ. начинающего логопеда : учеб.-метод. пособие /
Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 128 с.
9. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: теоретические
положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи : методы диагностики и коррекции : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : В. Секачев, 2013. - 262 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка : кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 159 с. - URL: http://pedlib.rU/Books/5/0096/5-0096-l.shtmll(дата
обращения: 20.04.2021).
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
12. Волкова, Л. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи : вопр. дифференциал.
диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 133 с.
13. Воронкова, В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка : монография / В. В. Воронкова ; Акад. социал. упр. - Москва : АСОУ, 2016. - 197 с.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л. С. Выготский - Москва : АПН РСФСР, 1956. - 591 с.
15. Галкина, В. А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью / В. А. Галкина // Образование и наука. - 2015. - № 2 (121). - С. 104-116.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
17. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-пед. комиссии / С. Д. Забрамная. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 32 с.
18. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка /
Н. В. Занков. - Москва : Учпедгиз, 1973. - 64 с.
19. Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
20. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
21. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. Б. Карелина ; Ин-т коррекцион. педагогики РАО. - Москва, 2000. - 275 с.
22. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов / В. А. Киселёва. - Москва : Школа- Пресса, 2007. - 173 с.
23. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина [и др.]. - Москва : Просвещение, 2013. - 41 с.
24. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - Москва : Педагогика, 1991. - 156 с.
25. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение : комплекс. методика коррекции артикуляцион. расстройств / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. - Санкт-Петербург : Литера, 2007. - 93 с.
26. Кыласова, Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей : дидакт материалы / Л. Е. Кыласова. - Волгоград : Учитель, 2009 - 404 с.
27. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 223 с.
28. Лалаева, Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 29-34.
29. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте : учеб. пособие для вузов / В. В. Лебединский, К. С. Лебединская. - Москва : Акад. Проект, 2019. - 303 с.
30. Лежнина, Н. П. Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством активизации трех видов анализаторов в сочетании с приемом отвлечения внимания / Н. П. Лежнина // Педагогические науки. - 2015. - № 2 (17). - С. 45-48.
31. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность /
А. А. Леонтьев. - Москва : Ленанд, 2014. - 214 с.
32. Лизунова, Л. Р. Дизартрия у детей : электрон. учеб.-метод. пособие / Л. Р. Лизунова ; Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-т. - Пермь : ПГГПУ, 2011. - 189 с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/32035.html(дата обращения: 18.02.2021).
33. Логопедическое обследование младших школьников,
страдающих олигофренией и детским церебральным параличом : метод. рекомендации / Урал. гос. пед. ин-т ; сост. Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : [б. и.], 1992. - 58 с.
34. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
35. Логопедия: теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. - Москва : Эксмо, 2018 - 608 с.
36. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 285 с.
37. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: коррекция стертой дизартрии : учеб. пособие для вузов / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2000. - 124 с.
38. Мастюкова, Е М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом : кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - Москва : Просвещение, 1985. - 170 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/5/0465/5(дата обращения: 05.11.2020).
39. О введении ФГОС ОВЗ (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» : письмо М-ва образования и науки Рос. Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256468/(дата обращения:
25.12.2020) .
40. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон
№ 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 06.07.2020).
41. Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19 дек. 2014 г. № 1599. - URL: https://www.garant.ru/(дата обращения: 25.12.2020).
42. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горский [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Академия, 2000. - 272 с.
43. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2002. - 240 с.
44. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 408 с.
45. Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 272 с.
46. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы /
В. Г. Петрова. - Москва : Педагогика, 1977. - 200 с.
47. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. -
Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 445 с. - URL:
http:ZZpedlib.ru/Books/3Z0061/3_0061-1.shtml (дата обращения: 24.10.2020).
48. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 302 с.
49. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4-е классы / под. ред. В. В. Воронковой. - Москва : Просвещение, 2013. - 176 с.
50. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская [и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - Москва : Академия, 2007. - 320 с.
51. Психолого-педагогическая практика в системе образования : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, А. Е. Захарова, Л. И. Калинина,
С. И. Наумова ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 288 с.
52. Репина, З. А. Подготовительный этап логопедической работы по формированию фонетической системы языка у школьников с дизартрией / З. А. Репина, И. А. Филатова // Специальное образование. - 2012. - № 3 - С. 142-147.
53. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. - Москва : Просвещение, 1986. - 192 с.
54. Семенова, К. А. Клинические симптомы дизартрий и общие
принципы речевой терапии / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - Москва :
ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1, ч. 2. - С. 103-118.
55. Соботович, Е. Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы
их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. -
1974. - № 4. - С. 20-26.
56. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) : учеб. пособие / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классикс Стиль, 2003. - 158 с.
57. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1998. - 51 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - URL: https://base.garant.ru/(дата обращения:
25.12.2020) .
59. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
60. Цвентарный, В. В. Радость правильно говорить /
B. В. Цвентарный. - Москва : Центрполиграф, 2004. - 111 с.
61. Шкатова, Н. Ю. Системно-деятельностный подход в практике работы специалистов с обучающимися с ОВЗ / Н. Ю. Шкатова, И. Д. Челпанова, Ю. В. Пятак // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (249). -
C. 260-265. - URL: https://moluch.ru/archive/249/57272/(дата обращения:
17.11.2020) .
62. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин - Москва : Академия. - 2007. - 384 с.
63. Юрова, Р. А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития / Р. А. Юрова. - Москва : В. Секачев, 2005. - 64 с.
64. Ястребова, А. В. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - Москва : АРКТИ, 2001 - 144 с.
65. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учеб. для учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. - Москва : Академия, 2013. - 448 с.
66. Clarke, A. M. Mental Deficiency the changing outlook / A. M. Clarke,
A. D. Clarke. - London : Methuen, 1974. - 886 p. - URL: https://archive.org/details/mentaldeficiency0000clar_o6f0 (дата обращения:
26.10.2020) .
67. Jordan, T. E. The Mentally Retarded / T. E. Jordan. - Columbus :
Merrill, 1972. - 734 p - URL:
https://archive.org/details/mentallyretarded04edjord (дата обращения:
26.10.2020) .