Логопедическая работа на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 10
1.1. Закономерности развития звукопроизношения ребенка в процессе
онтогенеза 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3. Особенности звукопроизношения младших школьников с
псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ, ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 23
2.1. Организация и методология исследования устной речи, письма и
чтения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 23
2.2. Анализ результатов исследования устной речи, письма и чтения у
младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 29
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 41
3.1. Цель, задачи, принципы и основные направления логопедической
работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 41
3.2. Содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 10
1.1. Закономерности развития звукопроизношения ребенка в процессе
онтогенеза 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3. Особенности звукопроизношения младших школьников с
псевдобульбарной дизартрией 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ, ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 23
2.1. Организация и методология исследования устной речи, письма и
чтения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 23
2.2. Анализ результатов исследования устной речи, письма и чтения у
младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 29
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 41
3.1. Цель, задачи, принципы и основные направления логопедической
работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 41
3.2. Содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Речь одна из самых важных психических функций человека. Речевое общение является одним из способов социализации человечества, благодаря чему развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда.
Какого-либо рода отклонения в развитии речи сказываются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими людьми и мешают правильному формированию познавательных процессов, а также затрудняют усвоение чтения, письма и впоследствии других школьных навыков и знаний.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто не обладают большим потенциалом и умением правильно и красиво говорить. Проблема состоит в снижении навыков развития высших психических функций, которые определяют уровень развития интеллекта.
Государство реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [58], Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [41]. В указанных документах подчёркивается важность задачи социализации лиц данной категории. В Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья обозначено, что язык и речевая практика, овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, развитие устной и письменной коммуникации составляют одну из основных образовательных областей и содержательных линий обучения на каждой ступени образования [23].
В современном обществе появляется всё больше детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, которые в свою очередь усложняются по своей структуре. Проблема исследования между необходимостью формирования самоконтроля для успешной автоматизации правильно звучащих звуков в речи и возможностями детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Решение этой проблемы требует не только выявления и познания общих закономерностей возможностей школьников, но и разработки новых технологий целенаправленной и эффективной работы над формированием звукопроизношения.
«Дизартрия» - это расстройство речи, которое обусловлено в затрудненном произношении отдельных слов, отдельных звуков, слогов, а также в их искаженном произношении. Нарушения произношения звуков при дизартрии проявляется в разной степени, и зависят от характера и тяжести поражения центральной нервной системы.
Актуальность заключается в том, что от сформированности устной речи, письма и чтения зависит успешность освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Методологической базой и теоретической основой исследования явились: концепция Л. С. Выготского [14] о зоне ближайшего развития, концепции П. А. Гальперина о поэтапном планировании действий. Положение о закономерностях развития детей с отклонениями в развитии, выявленные Т. А. Власовой, А. Н. Гвоздевым, В. И. Лубовским, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, и другими. Создание специальных условий в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Н. Н. Малофеев рассматривают как важнейший фактор речевого развития.
Над проблемой формирования звуков у детей работали многие известные ученые, психологи, методисты. Такие как Л. И. Белякова [5], Л. В. Лопатина [37], Е. М. Мастюкова [38], О. В. Правдина [48], К. А. Семенова [54] и другие. Они изучали вопросы этиологии и симптоматики речевых и неречевых нарушений при дизартрических расстройствах, а также вопросы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии, методы дифференциации обучения школьников с данным речевым расстройством. Однако недостаточно изученной остается проблема формирования звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Исследованием проблемы расстройств устной и письменной речи у умственно отсталых младших школьников занимались А. К. Аксенова [1], В. В. Воронкова [13], Р. И. Лалаева [28], В. Г. Петрова [46], Е. Ф. Соботович [56], С. Я. Рубинштейн [53]. Все же малоисследованной стала проблема нарушения фонетической стороны речи у детей с умственной отсталостью.
Р. И. Лалаева отмечает, что возможность своевременно и целенаправленно предотвратить нарушения речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительных операций, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся коррекционной школы [28].
Самыми распространенными речевыми расстройствами у учащихся младших классов с умственной отсталостью являются нарушения звукопроизношения и письменной речи. Вследствие этого коррекции данных дефектов нужно уделить особое внимание, но на сегодняшний день лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, которая отражает современные представления о характере нарушений речи и особенностях их коррекции у таких детей [19].
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в речевом и интеллектуальном развитии. Актуальность проблемы звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определило выбор темы исследования.
Объект исследования - автоматизация звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - содержание логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель - изучить особенности логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Логопедическая работа с детьми данной категории осуществляется в процессе коррекционной работы, задачами которой являются:
1. Теоретически изучить методическую литературу онтогенеза звукопроизношения у детей в норме.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Изучить особенности звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
4. На основе изученных теоретических источников подобрать методику констатирующего эксперимента.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать
полученные результаты обследования звукопроизношения детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
6. По данным констатирующего эксперимента определить цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Определить содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации поставленных задач в квалификационной работе используются следующие методы исследования: теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирический (проведение констатирующего педагогического эксперимента, наблюдение); биографический (сбор и анализ анамнестических данных); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»; город Сысерть, улица Коммуны, 1.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы и проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, база исследования и структура работы.
В первой главе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в современной науке и практике, проанализированы проблемы формирования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во второй главе описан констатирующий эксперимент логопедического обследования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В третьей главе описаны цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также определены содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей данной категории.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложениях представлена речевая карта обучающегося, сводные таблицы неречевых и речевых нарушений, перспективные планы логопедической работы, дифференцированный массаж, игры и упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания, функций фонематического слуха и навыков звукового анализа, дидактический материал для автоматизации звуков в устной и письменной речи, конспекты логопедических занятий.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 67 страницами печатного текста.
Какого-либо рода отклонения в развитии речи сказываются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими людьми и мешают правильному формированию познавательных процессов, а также затрудняют усвоение чтения, письма и впоследствии других школьных навыков и знаний.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) часто не обладают большим потенциалом и умением правильно и красиво говорить. Проблема состоит в снижении навыков развития высших психических функций, которые определяют уровень развития интеллекта.
Государство реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [58], Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [41]. В указанных документах подчёркивается важность задачи социализации лиц данной категории. В Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья обозначено, что язык и речевая практика, овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, развитие устной и письменной коммуникации составляют одну из основных образовательных областей и содержательных линий обучения на каждой ступени образования [23].
В современном обществе появляется всё больше детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, которые в свою очередь усложняются по своей структуре. Проблема исследования между необходимостью формирования самоконтроля для успешной автоматизации правильно звучащих звуков в речи и возможностями детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Решение этой проблемы требует не только выявления и познания общих закономерностей возможностей школьников, но и разработки новых технологий целенаправленной и эффективной работы над формированием звукопроизношения.
«Дизартрия» - это расстройство речи, которое обусловлено в затрудненном произношении отдельных слов, отдельных звуков, слогов, а также в их искаженном произношении. Нарушения произношения звуков при дизартрии проявляется в разной степени, и зависят от характера и тяжести поражения центральной нервной системы.
Актуальность заключается в том, что от сформированности устной речи, письма и чтения зависит успешность освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Методологической базой и теоретической основой исследования явились: концепция Л. С. Выготского [14] о зоне ближайшего развития, концепции П. А. Гальперина о поэтапном планировании действий. Положение о закономерностях развития детей с отклонениями в развитии, выявленные Т. А. Власовой, А. Н. Гвоздевым, В. И. Лубовским, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, и другими. Создание специальных условий в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Н. Н. Малофеев рассматривают как важнейший фактор речевого развития.
Над проблемой формирования звуков у детей работали многие известные ученые, психологи, методисты. Такие как Л. И. Белякова [5], Л. В. Лопатина [37], Е. М. Мастюкова [38], О. В. Правдина [48], К. А. Семенова [54] и другие. Они изучали вопросы этиологии и симптоматики речевых и неречевых нарушений при дизартрических расстройствах, а также вопросы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии, методы дифференциации обучения школьников с данным речевым расстройством. Однако недостаточно изученной остается проблема формирования звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Исследованием проблемы расстройств устной и письменной речи у умственно отсталых младших школьников занимались А. К. Аксенова [1], В. В. Воронкова [13], Р. И. Лалаева [28], В. Г. Петрова [46], Е. Ф. Соботович [56], С. Я. Рубинштейн [53]. Все же малоисследованной стала проблема нарушения фонетической стороны речи у детей с умственной отсталостью.
Р. И. Лалаева отмечает, что возможность своевременно и целенаправленно предотвратить нарушения речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительных операций, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся коррекционной школы [28].
Самыми распространенными речевыми расстройствами у учащихся младших классов с умственной отсталостью являются нарушения звукопроизношения и письменной речи. Вследствие этого коррекции данных дефектов нужно уделить особое внимание, но на сегодняшний день лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, которая отражает современные представления о характере нарушений речи и особенностях их коррекции у таких детей [19].
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в речевом и интеллектуальном развитии. Актуальность проблемы звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определило выбор темы исследования.
Объект исследования - автоматизация звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предмет исследования - содержание логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель - изучить особенности логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Логопедическая работа с детьми данной категории осуществляется в процессе коррекционной работы, задачами которой являются:
1. Теоретически изучить методическую литературу онтогенеза звукопроизношения у детей в норме.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Изучить особенности звукопроизношения младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
4. На основе изученных теоретических источников подобрать методику констатирующего эксперимента.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать
полученные результаты обследования звукопроизношения детей с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
6. По данным констатирующего эксперимента определить цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Определить содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для реализации поставленных задач в квалификационной работе используются следующие методы исследования: теоретический (анализ логопедической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирический (проведение констатирующего педагогического эксперимента, наблюдение); биографический (сбор и анализ анамнестических данных); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 14»; город Сысерть, улица Коммуны, 1.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы и проблемы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, база исследования и структура работы.
В первой главе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в современной науке и практике, проанализированы проблемы формирования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Во второй главе описан констатирующий эксперимент логопедического обследования звукопроизношения у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В третьей главе описаны цель, задачи, принципы и основные направления логопедической работы по формированию звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также определены содержание, приемы и дидактические пособия логопедической работы на этапе автоматизации звуков у детей данной категории.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложениях представлена речевая карта обучающегося, сводные таблицы неречевых и речевых нарушений, перспективные планы логопедической работы, дифференцированный массаж, игры и упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания, функций фонематического слуха и навыков звукового анализа, дидактический материал для автоматизации звуков в устной и письменной речи, конспекты логопедических занятий.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 67 страницами печатного текста.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме. Изучению специфики логопедической работы на этапе автоматизации звуков детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время действительно отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей младшего школьного возраста с данной проблемой.
В рамках теоретического исследования проблемы было проанализировано более 60 источников, литературы и научных изданий. Проанализировав научную и методическую литературу по вопросу коррекции нарушения произношения звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), автором была изучена методика обследования детей данной категории. Опираясь на изученный материал, проведена диагностика учеников начальной школы с помощью методики Н. М. Трубниковой. В логопедическом обследовании принимали участие 5 учащихся младшего школьного возраста. При обследовании особое внимание уделено подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношению, а именно этапу автоматизации и фонематическим процессам.
Анализ результатов показал, что у исследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией полиморфное нарушение звуков, требующее автоматизации, нарушена моторика и динамика артикуляционного аппарата, а также недоразвитие фонематических процессов. Невозможность воспроизведения четких артикуляционных поз, незакрепленных артикуляционных укладов звуков у детей влекут нарушения правильного произношения звуков в собственной речи. Данная подгруппа детей нуждаются в коррекционной помощи.
Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей: раннее диагностирование нарушений и своевременная помощь, коррекция, а также работа по предотвращению возможных нарушений.
С учетом диагностики были подобраны методы и способы коррекции выявленных нарушений, специальные упражнения, направленные на стимулирование подвижности органов артикуляционного аппарата, продолжительности дыхания, развитие функций фонематического слуха, игры и приемы для автоматизации звуков.
Таким образом, учитывая структуру речевого дефекта и особенности каждого ребенка, содержание коррекционно-педагогической работы включает в себя:
1) Развитие моторики и динамики артикуляционного аппарата.
2) Развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений.
3) Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.
4) Развитие фонетической стороны речи (автоматизация звуков в устной речи с использованием письменных приемов).
Поэтому можно сказать о том, что стойкому устранению звукопроизносительных нарушений у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет способствовать активное включение в коррекционный процесс дифференцированно подобранных методов и приемов автоматизации звуков в речи.
СПИСОК
В рамках теоретического исследования проблемы было проанализировано более 60 источников, литературы и научных изданий. Проанализировав научную и методическую литературу по вопросу коррекции нарушения произношения звуков у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), автором была изучена методика обследования детей данной категории. Опираясь на изученный материал, проведена диагностика учеников начальной школы с помощью методики Н. М. Трубниковой. В логопедическом обследовании принимали участие 5 учащихся младшего школьного возраста. При обследовании особое внимание уделено подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношению, а именно этапу автоматизации и фонематическим процессам.
Анализ результатов показал, что у исследуемых детей с псевдобульбарной дизартрией полиморфное нарушение звуков, требующее автоматизации, нарушена моторика и динамика артикуляционного аппарата, а также недоразвитие фонематических процессов. Невозможность воспроизведения четких артикуляционных поз, незакрепленных артикуляционных укладов звуков у детей влекут нарушения правильного произношения звуков в собственной речи. Данная подгруппа детей нуждаются в коррекционной помощи.
Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей: раннее диагностирование нарушений и своевременная помощь, коррекция, а также работа по предотвращению возможных нарушений.
С учетом диагностики были подобраны методы и способы коррекции выявленных нарушений, специальные упражнения, направленные на стимулирование подвижности органов артикуляционного аппарата, продолжительности дыхания, развитие функций фонематического слуха, игры и приемы для автоматизации звуков.
Таким образом, учитывая структуру речевого дефекта и особенности каждого ребенка, содержание коррекционно-педагогической работы включает в себя:
1) Развитие моторики и динамики артикуляционного аппарата.
2) Развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений.
3) Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.
4) Развитие фонетической стороны речи (автоматизация звуков в устной речи с использованием письменных приемов).
Поэтому можно сказать о том, что стойкому устранению звукопроизносительных нарушений у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет способствовать активное включение в коррекционный процесс дифференцированно подобранных методов и приемов автоматизации звуков в речи.
СПИСОК
Подобные работы
- Логопедическая работа на этапе автоматизации звуков младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



