Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №94478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Теоретические подходы к развитию коммуникативной
деятельности 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьника 13
1.3. Методы и приемы развития коммуникативных умений
обучающихся в начальной школе 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Анализ уровня развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста. Констатирующий этап 36
2.2. Рекомендации по развитию коммуникативных умений,
обучающихся в начальной школе. Формирующий этап 45
2.3. Выявление уровня развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста. Контрольный этап 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Проблема развития у младших школьников коммуникативных умений очень актуальна и требует постоянного изучения и развития. Степень сформированное™ коммуникативных умений оказывает существенную роль, для итогов обучения детей, на уровень их социализации и на общее формирование личности. Коммуникативные умения улучшаются в процессе общения детей на уроках и во внеурочной деятельности.
В учебном заведении создается система интегрированных универсальных знаний, развиваются умения и необходимые навыки. Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности у детей формируется в системе, то есть соответствует требованиям и определяет качество образования. Этому отводится очень важная роль в начальной школе.
Социальная компетентность определяется коммуникативными умениями. Коммуникативные умения помогают учитывать мнения всех людей, друзей в общении и деятельности. Коммуникативные умения помогают в разговоре и формируют способность слушать. Они развивают способность правильно и четко выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, осуществлять продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развивать и тренировать коммуникативную учебную деятельность можно во время внеклассных занятий с помощью различных упражнений и игр.
Нынешний этап формирования нашего сообщества характеризуется абсолютными экономическими и социальными преобразованиями. Соответственно, возникла необходимость ориентировать курс обучения на развитие готовности личности к постоянно меняющимся требованиям общества. Требовалась готовность в общении с разными людьми. Основные навыки современной личности представлены коммуникативными умениями.
Заниматься различными видами деятельности, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, красиво и правильно говорить, овладевать этими навыками на высоком уровне - вот современные базовые навыки коммуникативной личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования РФ включают в себя не только требования к результатам освоения программы и структуры целостного педагогического процесса, но и ориентированы на становление личностных качеств младшего школьника, включающие следующие характеристики: умение прислушиваться и чувствовать собеседника, аргументировать свою позицию, говорить свое мнение и ориентированы на формирование всесторонне развитой личности, способной к коммуникативной, когнитивной, эмоциональной и психологически ориентированной деятельности.
В рамках данного образовательного стандарта особое внимание уделяется проблеме жизнедеятельности младшего школьника, который в силу определенных условий ежедневно вступает во взаимоотношения с другими школьниками и взрослыми с целью удовлетворения познавательных, эмоциональных, коммуникативных и потребностей в деятельности. Процесс жизнедеятельности, таким образом, является двусторонним: с одной стороны, уже на ранних этапах младший школьник является показателем качественного функционирования и развития общества, в котором он живет, с другой стороны, само общество в процессе социализации формирует социокультурную составляющую компонентов личности в процессе его всестороннего формирования и развития, что характеризует его мыслительную, речевую и творческую деятельность, другими словами формирует личность младшего школьника, как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.
Ученые последних десятилетий занимались развитием коммуникативных умений у младших школьников, среди них можно отметить А.Г. Антонову, Е. А. Архипову О.А. Веселкова, Ю. В. Касаткина, Р.В. Овчарова и др.
Выделена проблема квалификационной работы, которая заключается в изучении возможностей в развитии коммуникативных умений у учащихся в начальной школе.
Объект - этап развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования -приемы и методы, способствующие развитию коммуникативных умений у обучающихся в начальной школе.
Целью исследования является изучение теоретических основ по проблеме развития коммуникативных умений и применение возможностей развитие этих умений в практике.
Гипотеза исследования: мы считаем, что формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если:
- использовать рекомендации и употреблять в работе методы и приемы для формирования коммуникативных умений у младших школьников;
- организовать положительный психологический климат.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проверить абстрактные подходы к развитию коммуникативной деятельности;
2) проанализировать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
3) изучить понятие и выявить методы и приемы формирования коммуникативных умений;
4) проверить методы изучения коммуникативных умений в процессе обучения;
5) дать общую характеристику уровней сформированности коммуникативных умений у младших школьников.
6) сформулировать рекомендации по развитию коммуникативных умений, обучающихся в начальной школе
Методы исследований:
- теоретические: анализ, систематизация, обобщение, синтез;
- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.
База исследования: МАОУ «СШ №2» г. Красноуфимск Свердловская область.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что, будучи хорошо изученной, данная проблема развития коммуникативных навыков, тем не менее касается не только самих детей, но и педагогов, родителей и психологов. Общение и взаимоотношение детей между собой требуют постоянного присмотра и направления со стороны взрослых.
Родителям необходимо знать возрастные особенности личности ребенка, это им необходимо для обучения ребенка общению. Им нужно хорошо знать своеобразие индивидуальных характеристик (психологию мальчиков и девочек), а еще дать возможность самому пытаться выходить из конфликтных трудных ситуаций. Нужно давать ребенку самостоятельно решать свои проблемы.
Преподавателю следует быть всегда на связи с родителями детей, изучить социальную значимость ребенка в семье, для того, чтобы вносить поправки в его общение со сверстниками. Если будет нужна помощь педагога-психолога, то и его подключать к работе, с целью раскрытия психологических отличительных черт ребенка с помощью диагностики и коррекции межличностных отношений. Делая вывод из всего выше сказанного, главная задача взрослых помочь каждому реализовать свои возможности. Для этого нужно раскрыть ценность умений каждого школьника. Раскрыв ценность каждого ребенка, это позволит им стать более компетентным во взаимоотношении со сверстниками.
Проблемы в общении и взаимоотношениях в этом возрасте неизбежны. Они нуждаются в дальнейшем рассмотрении и решении.
Для младшего школьного возраста характерны следующие критерии развития коммуникативных навыков: уровень владения коммуникативными средствами во время общения, способность оценивать самостоятельно свою коммуникативную деятельность, способность изучать новые формы мотивированность общения, способность развития коммуникативных знаний и навыков, способность осознания прав и обязанностей человека как участника общения, способность понимания процесса двухканальной коммуникации, способность умения четко выражать мысли и чувства, способность размышлять и сопереживать.
Все эти критерии недостаточно выявляют уровень развития коммуникативных умений, они не в полной мере показывают особенности детей данного возраста.
Коммуникативные умения - это проявление гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Основными приемами коммуникативных явлений являются умение обдуманно действовать, адекватно реагировать на слова собеседника и одноклассников. К основным приемам также относят умение поддерживать разговор на любую тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в учебно-педагогической среде напрямую зависит от глубокого знания и эффективного использования законов. Знания механизмов развития психики и личности ребенка на каждом возрастном этапе и от специфики и направлений современного образования.
Из всего выше перечисленного следует, что успешно реализовать свои возможности в младшем школьном возрасте детям позволит освоение элементов коммуникативной культуры.
Исследование коммуникативных умений включило в себя три этапа: констатирующий, диагностический и контрольный этап.
Констатирующий этап позволил нам определить исходное состояние сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Формирующий этап позволил разработать комплекс упражнений и игр. Рекомендованные упражнения и игры, помогут в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
На контрольном этапе мы обобщили результаты работы и сделали соответствующие выводы. Каждый этап исследования имел цель, определенную логику построения.
На основании полученных итогов констатирующего этапа было осуществлено проектирование и апробирование комплекса упражнений и игр. В результате анализа на контрольном этапе было выявлено, что разработанный комплекс упражнений и игр способствует положительной динамике формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель исследования была доказана. Также делая выводы, мы потвердели гипотезу.
Проблема данной работы на современной стадии создании считается важной и требует дальнейшего исследования.



1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника/М. К. Апетян.- М. :Просвещение, 2014. -243 с.
2. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа + до и после. - 2013. - № 3. - 75-79 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. -3 -е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 153 с.
4. Балакин, Н. А. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе / Н. А. Балакина. Журнал вестник науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 65-70.
5. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: учебное пособие / Б.М. Бим-Бад. - М. : Флинта, 2014. -158 с.
6. Богдан, О. В. Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / О. В. Богдан // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа : Лето, 2015. - 161-165 с.
7. Бориснев, С. В. Социология коммуникации: Учеб.пособие для вузов / С. В Бориснев. - М. : Просвещение, 2011. - 250 с.
8. Вацлавик, П.Программа человеческих коммуникаций: пер. с англ.
А. Суворовой. / П. Вацлавик; Д.Бивин ; Д. Джексон. - М.: Апрель-Пресс,
2000.- 320 с.
9. Вершинина, Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. - 2015. - №20.1. - С. 10-12.
10. Ветрова, В. В. Ребенок и его психологическое здоровье / В. В. Ветрова. - М. :Пед. об-во России, 2016. - 192 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2016. - 640с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982 - 1984. Т.3. «Проблемы развития психики» //под ред. Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М. : Педагогика, 1982 - 1984. Т. 4. «Детская психология» // Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.- 432 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.-М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
15. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе?:Книга тестов /С.Е.Гаврина ; Н.Л. Кутявина ; И.Г. Топоркова ; С.В. Щербинина. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.-137 с.
16. Гулевич, О. А. Психология коммуникации: учебное пособие / О.А. Гулевич. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 384 с.
17. Гайзулина, К. А. Формирование коммуникативных УУД
посредством использования дидактических игр на уроках математики / К. А. Г айзулина // Наука XXI века: опыт прошлого -взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская
государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). - 2015. - С. 400-402.
18. Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2014. - № 11. - 36 с.
19. Длимбетова, Г. К. Развитие личностных качеств у школьников / Г. К. Длимбетова. -М. :-2016. - 790 с.
20. Доровских, И. С. как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений / И. С. Доровских // Начальная школа. - 2016. - № 3. - С. 29-32.
21. Едалина, Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения / Т. А. Едалина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 4 (5). - С. 276-278.
22. Жуковина, Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю. В. Жуковина // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 78-80.
23. Запятая, О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников / О. В. Запятая. - Волгоград : Учитель, 2013. - 49 с.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2018. - 384с.
25. Зотеева, В.В. Речивое развитие дошкольников / В.В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 2. - С. 60-62.
26. Исаев, Д. Н. Отстающий в развитии ребенок: Как узнать, что ребенок отстает в развитии? / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2012. - 187 с.
27. Кравченко, В.М. Психология и педагогика : учебное пособие / В.М. Кравченко. - М. :Риор, 2014. - 128 с.
28. Крысько, В.Г. Педагогика и психология: учебник /В.Г. Крысько.
- М.:Юрайт,-2014. - 471 с.
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина ; В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
30. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005.- 234 с.
31. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. 3 - е издание / А.А. Леонтьев.
- М.:ЕдиториалУРСС, 2006. - 286 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4 -е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
33. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина.- 3 -е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
34. Назарчук, А.В. Теория коммуникации в современной философии / А.В. Назарчук. - М. : Прогресс-Традиция, 2009. - 320 с.
35. Немов, Р. С. Психология : учеб.для студ. высш. пед.учеб. заведений : В 3 кн. 4-е изд. : 1 кн. / Р.С. Немов. - М. :Владос, 2003. - 688 с.
36. Немов, Р. С. Психология : Психология образования : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. 4-е изд. : 2 кн. / Р. С. Немов. М. :Владос, 2003.- 608 с.
37. Немов, Р. С. Психология : учеб.для студ. высш. пед.учеб. заведений : В 3 кн. 4-е изд. :3 кн. / Р.С. Немов. - М. :Владос, 2003. - 304 с.
38. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: пособие для педагогов и психологов / В.Б Никишина. М.:Гуманит ; ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
39. Пастюк, О.В. Психология и педагогика: учебное пособие / О. В. Пастюк. - М. : НИЦ ИНФРА-М., 2013. -160 с.
40. Пидкасистый, П. И. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. - М.:Юрайт-Издат, 2013. - 724 с.
41. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения : учебное пособие / Ю.П. Платонов. - Спб.: Питер, 2006. - 464с.
42. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 125 с.
43. Самыгин, С.И. Психология и педагогика: учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.:КноРус, 2012. - 480 с.
44. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Просвещение, 2014. - 253 с.
45. Симонов, В.П. Педагогика и психология высшей школы: Инновационный курс для подготовки магистров : учебное пособие / В.П. Симонов. - М.: Инфра-М, 2015. - 320 с.
46. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: учебный курс / В.А. Сластёнин. - М. :Юрайт, 2013. - 543 с.
47. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. -543 с.
48. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика : краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.:Юрайт, 2013. 134 c
49. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 636 с.
50. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика : учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.:Юрайт, 2012. - 671 с.
51. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика :учебное пособие / Л.И. Чернышова; Э.В. Островский ; под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра- М, -2015. - 381 с.
52. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.Эльконин. - М. :-2000. - 241 с.
53. Яковлев, И.П. Ключи к общению: Основы теории
коммуникаций / И.П. Яковлев. - СПб.: «Авалон» ; «Азбука-классика», 2006. - 240 с.
54. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательский центр «Академия», 2013 - 448 с. - (Сер. Бакалавриат).
55. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция : Л. Ф. Ильичёв ; П. Н. Федосеев ; С. М. Ковалёв ; В. Г. Панов. - М. : Советская энциклопедия, 1983.- 840 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ