РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Теоретические подходы к развитию коммуникативной
деятельности 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьника 13
1.3. Методы и приемы развития коммуникативных умений
обучающихся в начальной школе 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Анализ уровня развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста. Констатирующий этап 36
2.2. Рекомендации по развитию коммуникативных умений,
обучающихся в начальной школе. Формирующий этап 45
2.3. Выявление уровня развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста. Контрольный этап 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Теоретические подходы к развитию коммуникативной
деятельности 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьника 13
1.3. Методы и приемы развития коммуникативных умений
обучающихся в начальной школе 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Анализ уровня развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста. Констатирующий этап 36
2.2. Рекомендации по развитию коммуникативных умений,
обучающихся в начальной школе. Формирующий этап 45
2.3. Выявление уровня развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста. Контрольный этап 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Проблема развития у младших школьников коммуникативных умений очень актуальна и требует постоянного изучения и развития. Степень сформированное™ коммуникативных умений оказывает существенную роль, для итогов обучения детей, на уровень их социализации и на общее формирование личности. Коммуникативные умения улучшаются в процессе общения детей на уроках и во внеурочной деятельности.
В учебном заведении создается система интегрированных универсальных знаний, развиваются умения и необходимые навыки. Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности у детей формируется в системе, то есть соответствует требованиям и определяет качество образования. Этому отводится очень важная роль в начальной школе.
Социальная компетентность определяется коммуникативными умениями. Коммуникативные умения помогают учитывать мнения всех людей, друзей в общении и деятельности. Коммуникативные умения помогают в разговоре и формируют способность слушать. Они развивают способность правильно и четко выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, осуществлять продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развивать и тренировать коммуникативную учебную деятельность можно во время внеклассных занятий с помощью различных упражнений и игр.
Нынешний этап формирования нашего сообщества характеризуется абсолютными экономическими и социальными преобразованиями. Соответственно, возникла необходимость ориентировать курс обучения на развитие готовности личности к постоянно меняющимся требованиям общества. Требовалась готовность в общении с разными людьми. Основные навыки современной личности представлены коммуникативными умениями.
Заниматься различными видами деятельности, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, красиво и правильно говорить, овладевать этими навыками на высоком уровне - вот современные базовые навыки коммуникативной личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования РФ включают в себя не только требования к результатам освоения программы и структуры целостного педагогического процесса, но и ориентированы на становление личностных качеств младшего школьника, включающие следующие характеристики: умение прислушиваться и чувствовать собеседника, аргументировать свою позицию, говорить свое мнение и ориентированы на формирование всесторонне развитой личности, способной к коммуникативной, когнитивной, эмоциональной и психологически ориентированной деятельности.
В рамках данного образовательного стандарта особое внимание уделяется проблеме жизнедеятельности младшего школьника, который в силу определенных условий ежедневно вступает во взаимоотношения с другими школьниками и взрослыми с целью удовлетворения познавательных, эмоциональных, коммуникативных и потребностей в деятельности. Процесс жизнедеятельности, таким образом, является двусторонним: с одной стороны, уже на ранних этапах младший школьник является показателем качественного функционирования и развития общества, в котором он живет, с другой стороны, само общество в процессе социализации формирует социокультурную составляющую компонентов личности в процессе его всестороннего формирования и развития, что характеризует его мыслительную, речевую и творческую деятельность, другими словами формирует личность младшего школьника, как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.
Ученые последних десятилетий занимались развитием коммуникативных умений у младших школьников, среди них можно отметить А.Г. Антонову, Е. А. Архипову О.А. Веселкова, Ю. В. Касаткина, Р.В. Овчарова и др.
Выделена проблема квалификационной работы, которая заключается в изучении возможностей в развитии коммуникативных умений у учащихся в начальной школе.
Объект - этап развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования -приемы и методы, способствующие развитию коммуникативных умений у обучающихся в начальной школе.
Целью исследования является изучение теоретических основ по проблеме развития коммуникативных умений и применение возможностей развитие этих умений в практике.
Гипотеза исследования: мы считаем, что формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если:
- использовать рекомендации и употреблять в работе методы и приемы для формирования коммуникативных умений у младших школьников;
- организовать положительный психологический климат.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проверить абстрактные подходы к развитию коммуникативной деятельности;
2) проанализировать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
3) изучить понятие и выявить методы и приемы формирования коммуникативных умений;
4) проверить методы изучения коммуникативных умений в процессе обучения;
5) дать общую характеристику уровней сформированности коммуникативных умений у младших школьников.
6) сформулировать рекомендации по развитию коммуникативных умений, обучающихся в начальной школе
Методы исследований:
- теоретические: анализ, систематизация, обобщение, синтез;
- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.
База исследования: МАОУ «СШ №2» г. Красноуфимск Свердловская область.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В учебном заведении создается система интегрированных универсальных знаний, развиваются умения и необходимые навыки. Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности у детей формируется в системе, то есть соответствует требованиям и определяет качество образования. Этому отводится очень важная роль в начальной школе.
Социальная компетентность определяется коммуникативными умениями. Коммуникативные умения помогают учитывать мнения всех людей, друзей в общении и деятельности. Коммуникативные умения помогают в разговоре и формируют способность слушать. Они развивают способность правильно и четко выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, осуществлять продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Развивать и тренировать коммуникативную учебную деятельность можно во время внеклассных занятий с помощью различных упражнений и игр.
Нынешний этап формирования нашего сообщества характеризуется абсолютными экономическими и социальными преобразованиями. Соответственно, возникла необходимость ориентировать курс обучения на развитие готовности личности к постоянно меняющимся требованиям общества. Требовалась готовность в общении с разными людьми. Основные навыки современной личности представлены коммуникативными умениями.
Заниматься различными видами деятельности, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, красиво и правильно говорить, овладевать этими навыками на высоком уровне - вот современные базовые навыки коммуникативной личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования РФ включают в себя не только требования к результатам освоения программы и структуры целостного педагогического процесса, но и ориентированы на становление личностных качеств младшего школьника, включающие следующие характеристики: умение прислушиваться и чувствовать собеседника, аргументировать свою позицию, говорить свое мнение и ориентированы на формирование всесторонне развитой личности, способной к коммуникативной, когнитивной, эмоциональной и психологически ориентированной деятельности.
В рамках данного образовательного стандарта особое внимание уделяется проблеме жизнедеятельности младшего школьника, который в силу определенных условий ежедневно вступает во взаимоотношения с другими школьниками и взрослыми с целью удовлетворения познавательных, эмоциональных, коммуникативных и потребностей в деятельности. Процесс жизнедеятельности, таким образом, является двусторонним: с одной стороны, уже на ранних этапах младший школьник является показателем качественного функционирования и развития общества, в котором он живет, с другой стороны, само общество в процессе социализации формирует социокультурную составляющую компонентов личности в процессе его всестороннего формирования и развития, что характеризует его мыслительную, речевую и творческую деятельность, другими словами формирует личность младшего школьника, как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.
Ученые последних десятилетий занимались развитием коммуникативных умений у младших школьников, среди них можно отметить А.Г. Антонову, Е. А. Архипову О.А. Веселкова, Ю. В. Касаткина, Р.В. Овчарова и др.
Выделена проблема квалификационной работы, которая заключается в изучении возможностей в развитии коммуникативных умений у учащихся в начальной школе.
Объект - этап развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования -приемы и методы, способствующие развитию коммуникативных умений у обучающихся в начальной школе.
Целью исследования является изучение теоретических основ по проблеме развития коммуникативных умений и применение возможностей развитие этих умений в практике.
Гипотеза исследования: мы считаем, что формирование коммуникативных умений у младших школьников будет эффективным, если:
- использовать рекомендации и употреблять в работе методы и приемы для формирования коммуникативных умений у младших школьников;
- организовать положительный психологический климат.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проверить абстрактные подходы к развитию коммуникативной деятельности;
2) проанализировать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
3) изучить понятие и выявить методы и приемы формирования коммуникативных умений;
4) проверить методы изучения коммуникативных умений в процессе обучения;
5) дать общую характеристику уровней сформированности коммуникативных умений у младших школьников.
6) сформулировать рекомендации по развитию коммуникативных умений, обучающихся в начальной школе
Методы исследований:
- теоретические: анализ, систематизация, обобщение, синтез;
- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.
База исследования: МАОУ «СШ №2» г. Красноуфимск Свердловская область.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что, будучи хорошо изученной, данная проблема развития коммуникативных навыков, тем не менее касается не только самих детей, но и педагогов, родителей и психологов. Общение и взаимоотношение детей между собой требуют постоянного присмотра и направления со стороны взрослых.
Родителям необходимо знать возрастные особенности личности ребенка, это им необходимо для обучения ребенка общению. Им нужно хорошо знать своеобразие индивидуальных характеристик (психологию мальчиков и девочек), а еще дать возможность самому пытаться выходить из конфликтных трудных ситуаций. Нужно давать ребенку самостоятельно решать свои проблемы.
Преподавателю следует быть всегда на связи с родителями детей, изучить социальную значимость ребенка в семье, для того, чтобы вносить поправки в его общение со сверстниками. Если будет нужна помощь педагога-психолога, то и его подключать к работе, с целью раскрытия психологических отличительных черт ребенка с помощью диагностики и коррекции межличностных отношений. Делая вывод из всего выше сказанного, главная задача взрослых помочь каждому реализовать свои возможности. Для этого нужно раскрыть ценность умений каждого школьника. Раскрыв ценность каждого ребенка, это позволит им стать более компетентным во взаимоотношении со сверстниками.
Проблемы в общении и взаимоотношениях в этом возрасте неизбежны. Они нуждаются в дальнейшем рассмотрении и решении.
Для младшего школьного возраста характерны следующие критерии развития коммуникативных навыков: уровень владения коммуникативными средствами во время общения, способность оценивать самостоятельно свою коммуникативную деятельность, способность изучать новые формы мотивированность общения, способность развития коммуникативных знаний и навыков, способность осознания прав и обязанностей человека как участника общения, способность понимания процесса двухканальной коммуникации, способность умения четко выражать мысли и чувства, способность размышлять и сопереживать.
Все эти критерии недостаточно выявляют уровень развития коммуникативных умений, они не в полной мере показывают особенности детей данного возраста.
Коммуникативные умения - это проявление гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Основными приемами коммуникативных явлений являются умение обдуманно действовать, адекватно реагировать на слова собеседника и одноклассников. К основным приемам также относят умение поддерживать разговор на любую тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в учебно-педагогической среде напрямую зависит от глубокого знания и эффективного использования законов. Знания механизмов развития психики и личности ребенка на каждом возрастном этапе и от специфики и направлений современного образования.
Из всего выше перечисленного следует, что успешно реализовать свои возможности в младшем школьном возрасте детям позволит освоение элементов коммуникативной культуры.
Исследование коммуникативных умений включило в себя три этапа: констатирующий, диагностический и контрольный этап.
Констатирующий этап позволил нам определить исходное состояние сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Формирующий этап позволил разработать комплекс упражнений и игр. Рекомендованные упражнения и игры, помогут в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
На контрольном этапе мы обобщили результаты работы и сделали соответствующие выводы. Каждый этап исследования имел цель, определенную логику построения.
На основании полученных итогов констатирующего этапа было осуществлено проектирование и апробирование комплекса упражнений и игр. В результате анализа на контрольном этапе было выявлено, что разработанный комплекс упражнений и игр способствует положительной динамике формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель исследования была доказана. Также делая выводы, мы потвердели гипотезу.
Проблема данной работы на современной стадии создании считается важной и требует дальнейшего исследования.
Родителям необходимо знать возрастные особенности личности ребенка, это им необходимо для обучения ребенка общению. Им нужно хорошо знать своеобразие индивидуальных характеристик (психологию мальчиков и девочек), а еще дать возможность самому пытаться выходить из конфликтных трудных ситуаций. Нужно давать ребенку самостоятельно решать свои проблемы.
Преподавателю следует быть всегда на связи с родителями детей, изучить социальную значимость ребенка в семье, для того, чтобы вносить поправки в его общение со сверстниками. Если будет нужна помощь педагога-психолога, то и его подключать к работе, с целью раскрытия психологических отличительных черт ребенка с помощью диагностики и коррекции межличностных отношений. Делая вывод из всего выше сказанного, главная задача взрослых помочь каждому реализовать свои возможности. Для этого нужно раскрыть ценность умений каждого школьника. Раскрыв ценность каждого ребенка, это позволит им стать более компетентным во взаимоотношении со сверстниками.
Проблемы в общении и взаимоотношениях в этом возрасте неизбежны. Они нуждаются в дальнейшем рассмотрении и решении.
Для младшего школьного возраста характерны следующие критерии развития коммуникативных навыков: уровень владения коммуникативными средствами во время общения, способность оценивать самостоятельно свою коммуникативную деятельность, способность изучать новые формы мотивированность общения, способность развития коммуникативных знаний и навыков, способность осознания прав и обязанностей человека как участника общения, способность понимания процесса двухканальной коммуникации, способность умения четко выражать мысли и чувства, способность размышлять и сопереживать.
Все эти критерии недостаточно выявляют уровень развития коммуникативных умений, они не в полной мере показывают особенности детей данного возраста.
Коммуникативные умения - это проявление гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Основными приемами коммуникативных явлений являются умение обдуманно действовать, адекватно реагировать на слова собеседника и одноклассников. К основным приемам также относят умение поддерживать разговор на любую тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в учебно-педагогической среде напрямую зависит от глубокого знания и эффективного использования законов. Знания механизмов развития психики и личности ребенка на каждом возрастном этапе и от специфики и направлений современного образования.
Из всего выше перечисленного следует, что успешно реализовать свои возможности в младшем школьном возрасте детям позволит освоение элементов коммуникативной культуры.
Исследование коммуникативных умений включило в себя три этапа: констатирующий, диагностический и контрольный этап.
Констатирующий этап позволил нам определить исходное состояние сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Формирующий этап позволил разработать комплекс упражнений и игр. Рекомендованные упражнения и игры, помогут в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
На контрольном этапе мы обобщили результаты работы и сделали соответствующие выводы. Каждый этап исследования имел цель, определенную логику построения.
На основании полученных итогов констатирующего этапа было осуществлено проектирование и апробирование комплекса упражнений и игр. В результате анализа на контрольном этапе было выявлено, что разработанный комплекс упражнений и игр способствует положительной динамике формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель исследования была доказана. Также делая выводы, мы потвердели гипотезу.
Проблема данной работы на современной стадии создании считается важной и требует дальнейшего исследования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Проект школьных СМИ «Говорим и показываем» для развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - Создание условий развития коммуникативных умений у обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе
педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Развитие коммуникативных умений младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



