Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №94471

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие нравственного воспитания в теории педагогики 6
1.2 Современные подходы к исследованию нравственного воспитания детей
дошкольного возраста 17
1.3 Возможности беседы как метода формирования нравственных
представлений у детей дошкольного возраста 26
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1 Методологический инструментарий диагностики нравственных
представлений у старших дошкольников (описание методик и программы исследования) 35
2.2 Результаты диагностики нравственных представлений детей старшего
дошкольного возраста в МК ДОУ детский сад № 11 г. Тавда Свердловской области 41
2.3. Использование метода этической беседы в методической работе воспитателя 50
2.4 Сравнительная характеристика результатов проведенного исследования 75
Заключение 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83


Актуальность исследования. В современном дошкольном образовании существует множество разнообразных программ развития дошкольников, и нравственное воспитание, практически в каждой из них, является одной из важнейших задач. В последние годы практикующими педагогами и психологами (Богданова О.С, Катаева Л.И) [7, 31] отмечено изменение детской агрессивности и жестокости в сторону её нарастания. Они считают, что современные старшие дошкольники зачастую проявляют эмоциональное равнодушие и невнимание, замкнутость на собственных интересах и себе. Поэтому сейчас вопрос отбора и разумного применения разнообразных методов формирования и воспитания нравственных представлений дошкольников стоит особенно остро.
Старший дошкольный возраст - это время формирования чувств, отношений и нравственных привычек, период энергичного и деятельного освоения норм нравственности и морали. Данный возраст отвечает за развитие механизмов поведения и деятельности, в связи с этим его необходимо рассматривать как возраст становления личности дошкольника в целом. Это объясняется серьёзными изменениями, происходящими в эмоционально-волевом и интеллектуальном развитии ребёнка.
По мнению Е.С. Ежковой, проведение в ДОУ работы по развитию нравственных представлений у дошкольников позволяет «обогащать детей яркими незабываемыми образами и, в тоже время, совершенствовать их духовное и нравственное развитие, даёт возможности самостоятельной творческой самореализации в разных видах деятельности и привнести в жизнь ребенка свое видение окружающего мира и отношение к нему» [26, с. 21].
Вышесказанное определяет актуальность проблемы изучения нравственных представлений у старших дошкольников.
Степень изученности проблемы. Неоценимая помощь развитию нравственных представлений детей дошкольного возраста была оказана учеными нашей страны. Исследованием вопросов формирования нравственности в контексте общего развития и формирования личности ребенка занимались Л.И. Божович [8], Е.О. Смирнова [45], А.З. Рахимов [44].
Труды Ш.Г. Алиевой [4], Л.Р. Болотиной [9], З.М. Борзиевой [10], С.В. Конкевич [33], М.Д. Маханевой [38], Н.В. Микляевой [40], анализируют разнообразные психологические тонкости нравственного развития личности ребенка, особое внимание уделяется нравственным представлениям и ориентациям детей.
Ведущие педагоги-теоретики на протяжении последних лет ищут действенные методики изучения нравственных представлений и ориентации дошкольников. Особым вниманием отмечаем сборник «Диагностика эмоционально-нравственного развития» [11] редактированный И.Б. Дермановой, серию картинок альбома Н.В. Нищевой [43], диагностические методики Г.А. Урунтаевой [46].
Методические аспекты формирования нравственных представлений в практике ДОУ рассмотрены в исследованиях Е.А. Алябьевой [5], Р.С. Буре [11], А.А. Лопатиной [36], Т.А. Шорыгиной [48].
Проблема исследования. Однако, несмотря на то, что на сегодняшний день проблема нравственности дошкольников исследуется учеными весьма активно, до сих пор не выработан единый комплекс валидных методик, позволяющих эффективно оценивать нравственные представления старших дошкольников.
Вследствие этого в педагогической науке и практике существует противоречие между осознанием важности ведения образовательной работы по формированию и развитию нравственных представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью исследовательского и методического инструментария в данной сфере.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации воспитателям по использованию метода беседы в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать особенность нравственного воспитания дошкольников как процесса формирования нравственных представлений;
2) выявить критерии определения уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3) провести исследование уровня сформированности нравственных представлений у детей 5-6 лет в МК ДОУ детский сад № 11;
4) сформулировать методические рекомендации по использованию этической беседы как метода работы воспитателя по формированию нравственных представлений у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение; эмпирические: беседа, опрос, педагогическое наблюдение, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МК ДОУ детский сад № 11 г. Тавда Свердловской области. В исследовании приняли участие дети 5-6 лет (20 воспитанников), из них 11 мальчиков и 9 девочек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования сделаны следующие выводы.
Нравственное воспитание - это процесс формирования нравственного сознания, которое характеризуется знанием человеком моральных норм, проявлениями нравственных чувств и переживаний, формированием привычек нравственного поведения. В процессе нравственного воспитания у детей дошкольного возраста формируются нравственные представления, то есть обобщенные образы добродетелей, основанные на осмыслении и выражении собственного отношения к социальным ценностям и нормам. Эффективным метод формирования нравственных представлений является метод беседы. Данный метод способствует пониманию общественной значимости человеческой добродетели, необходимости следования социальным нормам. В процессе этической беседы воспроизводятся ситуации, активизирующие процессы сопереживания, сочувствия. Таким образом, дети приходят к пониманию и осмыслению данного опыта самостоятельно, а не догматическим путем.
В ходе исследования мы определили критерии уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень сформированности нравственных представлений характеризуется тем, что воспитанники дают нравственную оценку социального поведения, понимают смысл нравственной нормы. Дети имеют адекватные, четко выраженные эмоциональные реакции на социальные поступки. Могут осуществлять моральный выбор самостоятельно, аргументировать его. Средний уровень сформированности нравственных представлений сопряжен с тем, что воспитанники дают нравственную оценку социальным поступкам, но затрудняются пояснить смысл социальной нормы, делают это с помощью вопросов воспитателя.
Проявляют эмоциональные реакции на социальные поступки, но данные реакции нечетко выражены. Дети могут осуществить моральный выбор, но склонны к компромиссным решениям. Низкий уровень сформированности нравственных представлений проявляется в том, что воспитанник не дает нравственной оценки социальным поступкам, демонстрирует неадекватные реакции на нравственные нормы, не может осуществить моральный выбор, что в свою очередь, требует отдельного внимания к данному ребенку со стороны воспитателя, дальнейшей диагностики и выявления причин данного поведения.
В исследовании участвовало 20 детей МК ДОУ детский сад №11 г. Тавда Свердловской области. Высокий уровень сформированности нравственных представлений был обнаружен у 11 (65%) детей. Средний уровень сформированности нравственных представлений выявлен у 8 (30%) детей. Низкий уровень сформированности нравственных представлений выявлен у 1 (5%) ребенка.
Успех нравственной беседы во многом зависит от грамотно подобранных вопросов к предмету беседы и ориентированности педагога на багаж нравственных знаний и представлений дошкольников. Поэтому рекомендации воспитателям мы решили посвятить правильному составлению вопросов для этической беседы.
Необходимо умело задавать дошкольникам вопросы, которые помогут ребенку самостоятельно воспроизвести событие, которому нужно дать нравственную оценку. Правильно подобранные вопросы помогут ребенку самостоятельно определить и озвучить нравственное правило, являющееся итогом этической беседы.
Вопросы к предмету этической беседы могут соответствовать следующим критериям:
У Вопрос должен помочь ребенку за предметным действием человека выявить нравственный аспект человеческих отношений.
У Вопрос должен дать возможность дошкольнику понять связь мыслей, чувств, слов и поступков человека.
У Вопрос побуждает ребенка ставить себя на место другого человека.
JВопрос обращает внимание детей на умение понимать состояние человека и сопереживать ему.
JВыводы по этической беседе должны быть сделаны в процессе обретения дошкольниками опыта переживания.
Наше исследование позволяет утверждать, что похожие по содержанию вопросы можно повторять на протяжении нескольких этических бесед, обсуждая типичные ситуации. Это помогает дошкольникам более четко формировать нравственные представления о поступках человека, о нравственных аспектах в его чувствах и высказываниях.
Этические беседы, которые были проведены в рамках нашего исследования «Добро не умрет, а зло пропадет», «Разговор о добре и зле» формируют нравственные представления о добре и зле как ключевых нравственных критериев для человека; этическая беседа о щедрости и жадности «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен» необходимы для формирования нравственных представлений о влиянии щедрости или жадности на отношения между людьми; беседа о правдивости и лживости «Ложь человека не красит» служит для формирования нравственного представления о лжи , как самого опасного и вредного качества для человека; беседы («Без сострадания жить невозможно в мире», «Согреем бабушке ладони, разгладим дедушке морщины») формируют у дошкольников нравственные представления о милосердии сострадании и уважении; беседы («Чародейка учит вежливости» «Чего не знали воробьи?») сформируют нравственные представления о значимости вежливости в отношениях между людьми.
Таким образом, цель нашего исследования выполнена и задачи решены.



1. Александрова Н. С., Хмелькова Е. В. Формирование представлений о
нравственных ценностях у детей 6-7 лет в процессе исследовательский деятельности // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 2. С. 27-31. URL: https: //elibrary.ru/ download/elibrary_29922499_40107705.pdf (дата
обращения: 30.11.2021).
2. Алиева, Ш. Г. Морально-нравственное воспитание дошкольников //
Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralno-nravstvennoe-vospitanie-
doshkolnikov (дата обращения: 04.12.2021).
3. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. - М. [Текст]: Сфера, 2004. - 128 с.
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание /Н.В. Архангельский.
- М. [Текст]: Просвещение, 2011. - 534 с.
5. Богданова, О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. — М. [Текст]: Просвещение, 2013. — 213 с.
6. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // [Текст] Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 15-18.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М. [Текст]: Издательство Юрайт, 2019. - 218 с.
8. Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой
ученый. 2018. № 50 (236). С. 312-314. URL:
https://moluch.ru/archive/236/54861/(дата обращения: 04.12.2021).
9. Буре Р.С. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников /Р.С. Буре. - М. [Текст]: Просвещение, 2006. - 141 с.
10. Вавилова И. Н. Когнитивно-нравственное развитие дошкольника //
Вестник социально-педагогического института. 2013. № 1(6). С. 10-12. URL: https: //elibrary.ru/download/ elibrary_20156951_25924355.pdf (дата
обращения: 24.10.2021).
11. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей /Н.Ф. Виноградова //Журнал Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 25-27.
12. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова // Журнал Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 33-35.
13. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы
нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А.Сикорского и В.М.Бехтерева / Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. - 2007.
- №3. - С.34.
14. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Учим общаться детей 3-7 лет. Мет. пос., М.; ТЦ Сфера, 2014, 128 с.
15. Гармаева Т.В. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы /Гармаева Т.В., Пестерева О.А. //Вестник Бурятского государственного университета. 2017, вып.7, С 16-22.
16. Горбатова Е. А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы
реализации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1(21). С. 23-29.
URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_23503258_50399148.pdf (дата
обращения: 30.11.2021).
17. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001
18. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М. [Текст]: Гардарики, 2000. — 472 с.
19. Дерманова И.Б. Методика «Сюжетные картинки» / И.Б. Дерманова //Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. - 35 с.
20. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12.
- 56 с.
21. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М. [Текст]: Просвещение, 1977.
22. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.
23. Ежкова, Н. С. Развитие ценностных представлений у старших дошкольников: теоретический аспект / Н. С. Ежкова, Е. С. Агеева // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 мая 2017 г. Казань[Текст]: Научно¬издательский центр «Открытое знание», 2017. - С. 21-26.
24. Иванова, Г.В. Семиотический подход к проблеме воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста//Вестник Московского государственного областного университета, Серия [Текст]: Педагогика, 2009, №2, С.28-33.
25. Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М. [Текст]: Просвещение, 1979.
26. Каркошкина, Т.Н Нравственное воспитание в начальной школе: Праздники, игры, викторины - Волгоград [Текст]: Учитель, 2007. - 105 с.
27. Карпова, С.Н., Петрушина Л.Г. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного поведения // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1981. - № 2. - С.22-30.
28. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. Национальный книжный центр. 2016 - 450 с.
29. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. -http://www.
maystro. ru/dmdocuments/1976_kontseptsiya_duhovno_nravstvennogo_razvitiya_i _vospitaniya_lichnosti_gragdanina_rossii.pdf (дата обращения: 22.12.2021).
30. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников /С. А. Козлова, Н. К. Ледовских. - М. [Текст]: Академия, 2012. - 192 с.
31. Конкевич, С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете/ С. В. Конкевич. - СПб. [Текст]: Детство-Пресс, 2013. - 80 с.
32. Кулькова, В. К вопросу о формировании нравственных ценностных представлений / В. Кулькова // Журнал Дошкольное воспитание. - 2008.- №4- С. 42-46.
33. Ледовских, Н. К. Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника / Н. К. Ледовских // Детский сад [Текст]: теория и практика. 2017. № 2(74). С. 36-43.
34. Лопатина, А. А. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.[Текст]: Книголюб, 2008. - 112 с.
35. Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Детство в современном мире - 2020» Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Факультет педагогики и психологии детства. Выпуск № 8, С. 60-67.
36. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М. Д. Маханева. - М. [Текст]: Сфера, 2010. - 90 с.
37. Методика «Как поступать» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С.114-116.
38. Микляева, Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников: учебное пособие / Н. В. Микляева. - М.[Текст]: Сфера, 2013. - 176 с.
39. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. - М. [Текст]: Просвещение, 2014. - 96 с.
40. Нищева, Н. В. А как поступишь ты? Нравственно-этическое воспитание старших дошкольников. 5 - 7 лет / Н. В. Нищева. - СПб.[Текст]: Детство-Пресс, 2020. - 18 с.
41. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. [Текст] : Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
42. Рахимов, А. З. Нравология: учебное пособие / А. З. Рахимов; Министерство образования и науки Республики Татарстан, науч.-исслед. лаб. «Качества обучения и воспитания». - Казань [Текст]: Творчество, 2006. - 596 с.
43. Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. - 2006. - № 24. - С. 24-29.
44. Статья 64 «О Дошкольном образовании» закона «Об образовании в
Российской федерации» - http://www.consultant.ru
/document/cons_doc_LAW_140174/f9d3e8f84b9df44048ffe94083eebf76a34bf6a3 (дата обращения: 19.12.2021).
45. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. [Текст]: ВЛАДОС, 1995 - 291 с.
46. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. в 8 томах. М., 1973. Т. 5 (1). 356с.
47. Шорыгина, Т. А. Общительные сказки: социально-нравственное воспитание / Т. А. Шорыгина. - М. [Текст] : Книголюб, 2006. - 79 с.
48. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников : учеб.-метод. пособие. Гродно, 2006. 189 с.
49. Этические беседы с детьми 4-7 лет. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - 2-е изд., испр. и доп. - М. [Текст] : Мозаика-Синтез, 2008. - 73 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ