ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2. Развитие эмоций в деятельности детей дошкольного
возраста 11
1.3. Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста 14
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ ДОО 20
2.1. Методики диагностики эмоционального развития детей
старшего дошкольного возраста: общая характеристика 20
2.2. Диагностика эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 25
2.3. Рекомендации по оптимизации эмоционального развития
детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Актуальность исследования. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Приказ Минобразования и науки РФ за № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обращает внимание на обязательные требования к дошкольному образованию. Весь образовательный процесс в детском саду направлен не на обучение (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание.
Говоря о развитии ребенка, чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие. Между тем, каждый год в детский сад приходят дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Малыши меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны.
Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л. С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта» [8, с. 54]. Известно, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием происходит формирование у ребёнка высших психических функций, поведения, личности в целом. Вместе с тем, из всех психических процессов эмоциональная сфера наименее изучена.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики, В. В. Давыдов, Н. С. Ежкова, А. В. Запорожец, К. Изард, И. О. Карелина, О. Л. Князева, А. Д. Кошелева, Н. С. Лейтес, Я. З. Неверович, В. Г. Ражников, Л. П. Стрелкова, а также иностранные ученые Г. М. Бреслав, Х. Джайнотт и др.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: приёмы и методы, способствующие эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования: обоснование в теории и определение в практике образовательного приёмов и методов, способствующих эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
- определить общую характеристику детей дошкольного возраста;
- обосновать значимость эмоционального развития детей дошкольного возраста;
- изучить методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
- обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность применения рекомендаций по оптимизации эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: комплекс методов, включающий теоретические и эмпирические наблюдение, диагностические методики и задания и задания, анкетирование, беседы, методы математической статистики и графической обработки результатов.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 города Верхняя Пышма.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретическое изучение психологической и педагогической литературы показало, что поставленные нами отдельные направления проблемы нашли отражение в психолого-педагогической литературе. В то же время стало ясно, что эмоциональное развитие личности проявляется в росте способности к самоконтролю эмоциональных состояний, накопления вербальных и невербальных средств выражения эмоций
В результате проведенного исследования дана характеристика детей дошкольного возраста и проанализированы возможности развития эмоциональности детей дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Модель, которая становится основным источником информации о различных эмоциях человека, важна для эмоционального развития ребенка. Возможность реализации (практики) увиденных моделей в ситуации реального общения не менее важна или во время игры. Важную роль играет и его окружение, которое становится инициатором ситуаций, ведущих к возникновению различных эмоций.
Исследование проводилось в МБДОО - детском саду №6, в котором приняли участие 12 детей старшей группы № 3. Обобщены результаты методики и показан уровень каждого ребенка.
Проведенное исследование показало, что далеко не у всех детей наблюдается высокий уровень эмоционального состояния, который развивается, в нашем случае, по возрасту, из трех параметров: умение определять особенности выражения эмоциональных состояний; дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; умение распознавать простые и сложные эмоции.
Были подобраны специальные игры, направленные на оптимизацию и улучшение эмоциональных состояний и проявлений детей дошкольного возраста. Используется методика игровых упражнений В. М. Минаевой.
Разработаны рекомендации по оптимизации эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ полученных результатов показал, что цель и задачи достигнуты. В то же время проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : Воронеж, 2000. - 256 с.
2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. - М.: Высшая школа, 1997. - 268 с.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? [Текст] / Е. Е. Алексеева. - М. : Сфера, 2008. - 198 с.
4. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 13-17.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2000. - 218 с.
6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М. : Академия, 2007. - 238 с.
7. Бреслав, Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех [Текст] / Г. Э. Бреслав. - СПб.: 2000. - 212 с.
8. Валеев, А. Б. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания [Текст] / А. Б. Валеев // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 17-20.
9. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Вилюнас. - М. : Издательство МГУ, 1976. - 144 с.
10. Востриков, А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия [Текст] / А. А. Востриков. - М. : МЕЗАППИ, 1998. - 28 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
13. Выготский, Л. С. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Издательство Московского университета, 1992. - 272 с.
14. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : КДУ, 2015. - 400 с.
15. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 650 с.
16. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. - М. : Речь, 2010. - 560 с.
17. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Интер, 1996. - 544 с.
18. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 310 с.
19. Довгая, Н. А. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в связи с особенностями семейной ситуации [Текст] /: Автореф. дисс. канд. псих. наук :19.00.13 / Н. А. Довгая. - СПб. : С.-Петербургский гос. ун-т, 2012. - 44 с.
20. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли [Текст] / В. Е. Дружинин. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
21. Ежкова, Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография [Текст] / Н. С. Ежкова. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 159 с.
Т1. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : 1985.- 198 с.
23. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 320 с.
24. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1995. - 218 с.
25. Изард, К. Э. Психология эмоции [Текст] / К Э. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 280 с.
26. Изард, К. Э. Эмоции человека [Текст] / К. Э. Изард. - М. : Речь, 1999. - 440 с.
27. Изотова, Е. К. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е. К. Изотова. - М. : Академия, 2004. - 235 с.
28. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 164 с.
29. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками [Текст] / С. В. Ильина. - Курск : Курск. госуд. ун-т, 2009. - 40 с.
30. Кадобнова, И. В. Искусство слышать: программа [Текст] / И. В. Кадобнова. - М. : Радуница, 2004. - 180 с.
31. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Кошелева. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
32. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. - М. : «Генезис», 2007. - 282 с.
33. Кэмпбелл, Р. Как справиться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл. - М. : Детство-Пресс, 2008. - 190 с.
34. Леви В. Детская агрессия: как вникать и что делать [Текст] / В. Леви // Семья и школа. - 2010. - № 3. - С. 16-18
35. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 320 с.
36. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб : Речь, 2009. - 336 с.
37. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М. : Генезис, 2010. - 192 с.
38. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2000. - 255с.
39. Минаева, В. М. Развитие эмоций у детей [Электронный ресурс] http://prepod.nspu.rU/file.php/28/Minaeva_V.M.Razvitie_ehmocii_doshkolnikov.p df (дата обращения: 20.11.2021).
40. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. / В. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
41. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 350 с.
42. Нгуен, М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника [Текст] / М. А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 83-85.
43. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] / А. А. Осипова. - М. : Сфера, 2012. - 510 с.
44. Поддъяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М. : Образовательные проекты, 2021. - 224 с.
45. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / О. П. Радынова. - М. : Просвещение, 2004. - 223 с.
46. Ражников, В. Г. Практика эстетической антропологии. Новая профессия: детский арт-психолог [Текст] / В. Г. Ражников. - М. : Просвещение, 2006. - 185 с.
47. Рубенштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. - М. : Педагогика, 1990. - 720 с.
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.
49. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : «Академия», 2000. - 160 с.
50. Стрелкова, Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-Яй-Яй
[Текст] / Л. П. Стрелкова. - М. : Интерпракс, 2005. - 205 с.
51. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] /
Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М. : Академия, 1995. - 291 с.
52. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном
образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 200 с.
53. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105
психологических тестов [Текст] / Т. В. Чередникова. - СПб. : Речь, 2004. - 304 с.
54. Шванцара, И. Диагностика психического развития [Текст] / И. Шванцара. - М. : Прага, 1978. - 388 с.
55. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М. : 2001. - 98 с.
56. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 2004. - 265 с.
57. Юсов, Б. П. Три уровня художественного воображения: три типа художественного творчества [Текст] / Б. П. Юсов // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития: в 2 ч.: мат. междунар. науч. конф. - Смоленск, 2009. - Ч. 2. - 115 с.