Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №94433

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие учебный контроль в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности учебного контроля у младших школьников
1.3. Педагогические приемы учебного контроля обучающихся
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогическая диагностика учебного контроля у младших
школьников 26
2.2. Развитие учебного контроля у обучающихся на уроках 34
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 57


Актуальность исследования. Стремительно меняющееся общество, его большая информативность требует от современного человека умений четко определить свой выбор, свои ценности и жизненные приоритеты, быстро принимать решения в соответствии с актуальными и перспективными задачами личностного развития. Это требует формирование личности способной к саморазвитию и самообразованию, обладающей критичностью мышления, рефлексией, способностью к творческому решению жизненных ситуаций и преодолению трудностей, умений оптимизировать свои цели и определять программу их достижения.
Готовность субъекта к самообразованию и самовоспитанию зависит от уровня владения им системой умений, обеспечивающих осознанное и активное присвоения новых знаний и опыта, их применений в процессе обучения. Такие умения определяются как учебные универсальные действия. Формирование таких действий ФГОС НОО определяет и в качестве цели и в качестве главного необходимого результат образования в целом. Контроль и оценка входят в группу регулятивных действий, как необходимых и универсальных в учебной деятельности. Их значимость заключается в том, что все учебные действия обретают произвольность только при наличии контроля деятельности учения.
Владение навыками, способность регулировать и совершенствовать действия контроля и оценки позволяет достичь метапредметных результатов в освоении основного обязательного начального общего образования: умений планировать свои учебные действия, координировать их с учебной задачей, вносить при необходимости коррективы и определять оптимальные и эффективные приемы, способы и условия достижения необходимых результатов.
Анализ литературы свидетельствует, что проблеме контроля посвящено значительное количество работ. Работы П.К. Анохина [1], Н.А. Бернштейна [6] и др. по исследованию нейрофизиологических процессов саморегуляции, позволили установить, что контроль, входящий в него как основной компонент, осуществляется на уровне условных рефлексов и производится с помощью механизма обратной связи.
Психологические аспекты контроля раскрываются в трудах С.Л. Рубинштейна [28], А.Н. Леонтьева [20], В.В. Давыдова [12], П.Я. Гальперина [8], М.В. Гамезо [9], В.В. Чебышевой [35] и др. Педагогические вопросы, связанные с контролем, как определенным звеном учебного процесса, рассматриваются в работах Ю.К. Бабанского [5], И.Я. Лернера [19], М.Н. Скаткина [9], Н.В. Ануфриевой [2] и других авторов.
Особенности формирования контроля у школьников в учебной деятельности, раскрываются в работах В.В.Давыдова [12], Д.Б.Эльконина [36], Н.Ф. Талызиной [30], Зимней [15], Регуш [27]. Проблемой диагностики контроля школьников занимались К.П. Мальцев [23], Эльконин [36], Т.Н. Князева [18], Н.В.Ануфриева [2], Л.В. Ижойкина [16] и другие авторы.
Обобщая сказанное, можно констатировать - актуальной является проблема относительно младших школьников в формировании у них навыков контроля в учебной деятельности. Проблемой исследования является определение эффективных условий, созданных педагогами, которые будут способствовать развитию контроля младших школьников в их учебной деятельности.
Объект исследования: формирование контроля у младших школьников
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на развитие учебного контроля у учащихся младших классов.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике педагогических приемов формирования учебного контроля у младших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие учебный контроль, исходя из данных психологической и педагогической литературы;
- выявить особенности учебного контроля младших школьников;
- описать педагогические приемы контроля обучающихся на разных этапах урока;
- осуществить педагогическую диагностику учебного контроля у младших школьников;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» поселка Арамиль, Сысерсткого района, Свердловской области. В исследовании приняли участие 28 обучающихся 1 «В» класса.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, педагогическое наблюдение).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Способности контролировать собственную учебную деятельность у младших школьников является актуальной проблемой педагогики, она же характеризуется и развитием школьника, его способностью к контролю, коррекции и регуляции, именно этому и посвящена данная работа.
В ходе проведения исследования получены определенные результаты.
1. Анализ теоретической и методической литературы раскрыл состояние проблемы изучения и формирования навыков контроля у детей младшего школьного возраста. В русле деятельностного подхода контроль понимается, как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой.
В работе был выделен процесс перехода от внешнего контроля во внутренний, и определена роль педагога в этом процессе. Рассмотрены структурные компоненты (звенья) контроля (по И.А. Зимней) и этапы его становления (по А.Г. Пачиной). Определены уровни сформированности навыков контроля у учащихся (по А.Г. Асмолову), рассмотрены возможности их проявления на примере учебных заданий по школьным дисциплинам (русский язык, литературное чтение, математика, технология, ИЗО).
2. Выявили, что контроль у младших школьников является одним из важнейших факторов, так как:
- учебная и познавательная деятельность формируется благодаря развитию контроля и осознания процесса обучения и его содержание
- способствует развитию навыков планирования и коррекции;
3. В процессе анализа содержания учебников по программе «Начальная школа XXI века», были выделены наиболее часто встречающиеся приемы самоконтроля, позволяющие школьникам проверить результаты своей деятельности.
Они систематизируют приемы контроля по видам учебных заданий, по степени активности детей, возможностей проведения взаимоконтроля.
Создают педагогические условия, которые стимулируют школьников к использованию приемов самоконтроля на разных этапах урока. Для обеспечения интереса детей к действиям самоконтроля и контроля используют дидактические игры и занимательные формы работы (загадки, кроссворды, оригинальные способы классификации и т.п.).
4. Анализ диагностики контроля (исследования Репкиной Г. В.,
Заики Е. В) позволил определить критерии его развития у младших школьников. По мнению авторов, ими являются: мотивационная готовность, оперативность, процессуальность, осознанность и эффективность, произвольность.
Подобраны диагностические задания Репкиной Г. В., и Заики Е.В, а именно тест «Характеристика действий контроля у обучающихся».
5. Подобрали и реализовали приёмы контроля на школьных дисциплинах (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство), которые были направлены на развитие учебного самоконтроля младших школьников.
6. Провели сравнительный анализ результатов и установили, что в результате активного использования приёмов для развития учебного контроля и самоконтроля у учащихся на уроках, контроль учащихся 1 «В» класса существенно возрос.
Цель и задачи исследования реализованы.



1. Анохин, П. К. Избранные труды / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
2. Ануфриева, Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Ануфриева; Санкт- Петербург, гос. ун-т. - Санкт- Петербург, 2000.- 184 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под. ред. А. Г. Асмолова.
- М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология / Б. П. Бархаев. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
5. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова - Ростов н/Д. : "Феникс", 1999. - 416 с.
6. Бабанский, Н. А. Оптимизация процесса обучения (Обще дидактический аспект) / Н. А. Бабанский. - М. : «Педагогика», 1977. - 256 с.
7. Батий, Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий / Ю. Ю. Батий // Журнал начальная школа. - 1979. - №4. - С. 21-22.
8. Бернштейн, Н. А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов / Н. А. Бенрштейн //Вопросы психологии. - 1957. - № 6.
- С. 70-90.
9. Богоявлинский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявлинский, Н.А. Менчинская. - М. : Просвещение, 1959. - 345 с.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
11. Виноградова, Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе / Н. Ф. Виноградова // Журнал начальная школа. - 2006. - №15.
12. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай - М.: Издательство Московского университета, 2001. - 284 с.
13. Габеева, Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Н Габеева ; Бурятский гос. ун-т. - Улан-Уде, 2007. - 171 с.
14. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. - М. : МГУ, 1985. - 45 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
16. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная - СПб., Питер, 2006. - 384 с.
17. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность/ А. А. Гин. - М. : Вита-Пресс, 2002. - 88 с.
18. Громова, А. А. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. А. Громова. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
19. Давыдов, В. В. Формирование учебной деятельности школьника / В. В. Давыдов. - М., 2002;- 215 с.
20. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 2001; - 233 с.
21. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М. : Пед., 1986. - 240 с.
22. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. - М. : Уч.пед.гиз, 1961. - 239 с.
23. Жарова, JI. B. Учить самостоятельности. Книга для учителей / Л. В. Жарова. - М. : Просвещение, 1993. - 205 с.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов.
Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И. А. Зимняя - М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
25. Ижойкина, Л. В. Формирование у младших школьников учебных действий самоконтроля и самооценки при обучении естествознанию: афтореф. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. В. Ижойкина ; Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2015. - 212 с.
26. Ительсон, Л. Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении/ Л. Б. Ительсон // Журнал вопросы психологии. - 1961. - №2. - С. 7-9.
27. Князева, Т Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование/ Т. Н. Князева. - СПб. : Речь, 2007. - 119 с.
28. Кувшинов, Н. И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения / Н. И.Кувшинов. - М.: АПН РСФСР, 1958. - вып. 91. - 95 с.
29. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека/ Н. Д. Левитов. - М. : «Просвещение», 1964. - 344 с.
30. Лернер, И. Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках /
Проблемы школьного учебника. Выпуск 12 / И. Я. Лернер. - М. :
Просвещение, 1983. - 256 с.
31. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
32. Локалова, Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младший школьников русскому языку, чтению и математике / Изд. 3-е, перераб. и доп. / Н.П. Локалова. - М. : "Ось-98", 2003. - 96 с.
33. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся / А. С. Лында. - М. : «Просвещение», 2005, - 159 с.
34. Мальцев, К. П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М. : 1962, - 211с.
35. Николаев, Л. Л. Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики / Л. Л. Николаев // Журнал начальная школа. Плюс до и после. - 2004. - №9. - С. 7-8.
36. Пачина, А. Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А. Г. Пачина // Журнал начальная школа. - 2004. - № 11. - С.31-37.
37. Педагогический энциклопедический словарь./ Под ред. М. М. Безруких. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 754 с.
38. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкосистый. - М. : Педагогика, 1972. - 184 с.
39. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики : Дидактика / учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - М. : ТетраСистемс, 2002. - 544 с.
40. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Заикина Е. В. - Томск: Пеленг, 2002. - 256 с.
41. Регуш, Л. А. Педагогическая психология/ Л. А. Регуш. - М. : Питер, 2011. - 414 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии/ С. Л.
Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 423 с.
43. Рувинский, Л. И. Самоконтроль как средство самовоспитания: Психологические исследования / Л. И. Рувинский. - М. : 1970. - 262 с.
44. Рыжик, В. И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике / В.И. Рыжик. - М. : 2007, 162 с.
45. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики/ М. Н. Скаткина. - М. : Педагогика, 1984. - 95 с.
46. Страхов, Н. В. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся / Н. В. Страхов // Журнал советская педагогика. - 1962. - №2. - С. 45.
47. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. / Н.Ф. Талызина. - М. : Издат. центр «Академия», 1998. - 288 с.
48. Тулькибаева, Н. Н. Оценочная деятельность учащихся/ Н. Н. Тулькибаева // Теория и практика развивающего обучения. Челябинск: Изд- во ЧГПУ, 2000. - 123 с.
49. Тухман, И. В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников/ И. В. Тухман // Журнал начальная школа. - 2004. - №2. - С. 15.
50. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
51. Царева, С. Е. Проверка решения задачи и формирование самоконтроля/ С.Е. Царева // Журнал начальная школа. - 1984. - № 2. С.43 - 47.
52. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю / Г. А. Цукерман // Журнал вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С. 19.
53. Чебышева, В. В. Самоконтроль в процессе труда и обучения// Вопросы психологии обучения труду / В. В. Чебышева. - М. : Изд-во Акад. пед. Наук. - РСФСР, 1962. - 259 с.
54. Эльконин, Д. Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии// Педагогическая психология: Хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев. - СПб. : Питер, 2006. - 412 с.
55. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды/ Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 2006. - 206 с.
56. Эрдниев, П. М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике / М. П. Эрдниев. - М. : 2000. - 243 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ