Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №93673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.... 7
1.1. Понятие познавательной активности в психологии 7
1.2. Психологические особенности познавательной активности у
13 младших школьников
1.3. Педагогические условия формирования познавательной
19 активности младших школьник
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.1. Психолого-педагогическая диагностика познавательной активности младших школьников
2.2. Педагогические приёмы по развитию познавательной
35 активности младших школьников на уроках и во внеурочное время...
2.3. Рекомендации по развитию познавательной активности
46 младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66

Отечественная система образования, переживающая период активных реформ и обновлений, предъявляет остаточно высокие требования к уровню и качеству образования современных школьников. ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» говорит о том, что современному обществу необходим человек, который умеет не просто думать, но и самостоятельно добывать знания, размышлять, принимать грамотные решения; нестандартные ситуации реальной действительности требуют от человека глубины знаний и широты интереса и направленной активности.
Введение новых образовательных стандартов в начальную школу (ФГОС НОО) ставит перед системой школьного образования и, в частности, перед ее базовым уровнем - уровнем начального образования, проблему повышения качества знаний обучающихся, что невозможно без активизации их познавательного интереса, развития познавательной активности.
Проблема познавательной активности в психолого-педагогической науке традиционно очень актуальна. Познавательная активность - важный фактор процесса обучения, она оказывает существенное влияние не только на все познавательные процессы ребенка: мышление, память, внимание, воображение, но и на становление его личности в целом: направленности и целостности.
Значительный вклад в разработку проблемы познавательной активности внесли Л.И. Божович, B.C. Ильин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др. Непосредственно вопросу познавательной активности посвящены работы следующих классиков отечественной дидактики - К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.И. Загвязинского и др.
Современные теоретики вопроса отмечают, что введение ФГОС НОО неизбежно повышает социальную значимость процесса формирования познавательной активности, поскольку новые требования образования с необходимостью предполагают разработку моделей обучения, гарантирующих их достижения. Однако, практикуемое до сих пор поэлементное формирование познавательного интереса и познавательной активности, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательной активности обучающихся как личностного интегрального образования.
Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что при формировании у детей активности в познании образовательной действительности, при развитии творческих способностей младших школьников, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию
Познавательной активности у обучающихся зачастую неактивно используются в современной практике работы учителей или их применение носит ситуативный, одноразовый характер.
Таким образом, актуальность выбранного направления исследования определяется рядом противоречий:
- между достаточной разработанностью теории вопроса в классической отечественной психолого-педагогической науке и необходимостью ее пересмотра в условиях активного внедрения ФГОС НОО;
- между недостаточной сформированностью познавательной активности у младших школьников и ее значимостью в процессе обучения;
- между потребностью образовательного процесса в создании личностно ориентированного урока и стремлением учителей сохранить традиционный подход в обучении при формировании познавательной активности у младших школьников.
Необходимость устранения этих противоречий активизирует педагогов-практиков на поиски разработку эффективных педагогических приемов развития познавательной активности у младших школьников. Следовательно, проблема, обозначенная в теме данного исследования: «Педагогические приемы развития познавательной активности у младших школьников» - особенно актуальна.
Цель исследования: теоретически изучить и проверить на практике педагогические приемы развития познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: развитие познавательной активности у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические приемы развития
познавательной активности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные подходы к понятию познавательной активности в современной психолого-педагогической науке.
2. Охарактеризовать основные особенности познавательной активности у младших школьников.
3. Проанализировать основные педагогические условия
формирования познавательной активности младших школьников.
4. Осуществить педагогическую диагностику познавательной активности младших школьников, проанализировать полученные результаты
5. Раскрыть педагогические приёмы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках и во внеурочное время.
6. Сформулировать рекомендации по развитию познавательной активности младших школьников.
Методы исследования: Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, тестирование); статистические (диаграммы, таблицы).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10», г. Нижний Тагил Свердловской области. В исследовании приняли участие 25 учеников третьего класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реализация основных положений образовательного стандарта в начальной школе (ФГОС НОО) ставит проблему повышения качества знаний обучающихся, что невозможно без активизации их познавательного интереса, развития познавательной активности.
Проблема развития познавательной активности младших школьников в психолого-педагогической науке традиционно очень актуальна. Познавательная активность - важный фактор процесса обучения, она оказывает существенное влияние не только на все познавательные процессы ребенка: мышление, память, внимание, воображение, но и на становление его личности в целом: направленности и целостности.
С целью изучения особенностей подбора приемов развития познавательной активности младших школьников было организовано собственное теоретическое и практическое исследование. В ходе теоретической части исследования было аналитически охарактеризовано понятие познавательной активности, описаны особенности познавательной активности у современных младших школьников, а также дано описание основных приемов, наиболее часто используемых педагогами-практиками для развития практической части исследования.
Практическая часть исследования была организована на базе МБОУ СОШ №10 г. Нижнего Тагила. В исследовании приняли участие ученики 3Б класса в количестве 25 человек. С помощью совокупности информативных и валидных диагностических методов и методик был выявлен уровень познавательной активности младших школьников.
Результаты исследования свидетельствуют об очень разном уровне развития познавательной активности; у большей части обучающихся это средний уровень. Следовательно, педагогу необходимо организовать работу, направленную на развитие познавательной активности участников эксперимента; работа эта должна быть организована дифференцированно, с учетом индивидуальных показателей результатов диагностики.
Для этого необходимо использовать специальные приемы, направленные на развитие познавательной активности, в частности: создание на уроках атмосферы, способствующей формированию у учащиеся чувства необходимости новых учебных занятий; использование творческих заданий и применение дидактических игр; регулярное использование метода проекта, обладающего значительным потенциалом в развитии познавательной активности младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.


1. Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии / Ш. А. Амонашвили. - 1984. - 172 с.
2. Балин, А. В. Использование инновационных методов в
образовании / А.В. Балин // Молодой ученый, 2014. - №2. - URL:
https://moluch.ru/archive/61/9007 (дата обращения: 12.09.2021).
3. Баранова, Э. А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте / Э. А. Баранова. - Н. Новгород, 2006. - 53 с.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1972. - 25-30 с.
5. Брежнева Е.Т. Измерение познавательных процессов учащихся начальных классов / Е.Т. Брежнева. - М. : Просвещение, 1999. - 156с.
6. Булатова, О.В. Условия формирования познавательного интереса младших школьников / О. В. Булатова. - URL:http://www.eduneed.ru/ededs- 441-1.html (дата обращения: 12.04.2021).
7. Вальвакова, Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т.В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. СПб. : СатисЪ, 2014. - С. 122-124.
8. Воровщиков, С. Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой. - 2012. - № 5. - 170 с.
9. Воронцов, А. Б. Урок в системе развивающего обучения / А. Б. воронцов, Е. В. Чудинова // Начальная школа. - 2005, - № 23. - С. 53-58.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
11. Гин, А. А. Мир загадок: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / А. А. Гин. - М. : Вита-Пресс, 2008. - 112 с.
12. Головастикова, Т. М. Как сделать учение увлекательным? / Т. М. Головастиков // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 30-34.
13. Горенков, Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова / Е. М. Горенков // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 44-58.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2011. - 457 с.
15. Дмитриева, И. М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: автореф. дис. ...канд. психол. наук :19.00.07 / И.М. Дмитриева. - Н. Новгород, 2003. - 19 с.
16. Доронина, Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н. Н. Доронина, О. А. Чернова // Молодой ученый. - 2018. - №4. - С. 176-178.
17. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. - М.- Воронеж : МОДЕК, 2003. - 376 с.
18. Жернакова, Н. И. Диагностические методики для определения уровня развития у детей познавательной активности / Н. И. Жернакова / 02.2015. - URL: https://nsportal.ru/user/700945/page/ diagnosticheskiemetodiki- dlya-opredeleniya-urovnya-razvitiya-u-detey-poznavatelnoy (дата обращения 25.11.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ