Глава 1. Аналитический обзор литературы 6
1.1 .Классификация избыточной массы тела у детей 6
1.2. Причины, диагностика и профилактика избыточной массы тела...15
1.3. Основные виды оздоровительной физической культуры при
коррекции массы тела 22
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1. Организация исследования 34
2.2 Методы исследования 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 40
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение 58
Ожирение занимает одно из первых мест среди алиментарно-зависимых заболеваний и является болезнью современного общества. За последние десятки лет исследователи, клиницисты и работники здравоохранения активно интересуются проблемами избыточного веса и метаболического синдрома, а всё из-за того, что данная проблема встречается в наше время достаточно часто. Сейчас ожирением страдают не только взрослые, но и дети, а точнее дети сейчас подвержены данной проблеме в виду сидячего образа жизни и доступности нездоровой пищи. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ожирением страдают 45 миллионов детей и подростков, а в целом избыточный вес имеется почти у каждого третьего человека в мире. По данным статистики в 2013 г. число детей с патологическими состояниями только в возрастной группе до 5 лет составляло 42 млн. В США ожирением страдает каждый третий ребенок, это один из самых высоких показателей распространенности. За последние 30 лет масса тела детей в этой стране повысилась в среднем на 5 кг. Проблема избыточного веса актуальна и во многих других странах. По данным НИИ, процент распространенности ожирения у наших детей такой: в возрасте 2-4 лет составляет 4-7%, в возрасте 5-7 лет - 13%, среди учащихся 11-14 лет - 14-19%. В Астрахани, Екатеринбурге, Красноярске, Санкт-Петербурге, Самаре проводилось исследование среди детей. Оно показало, что избыточный вес имелся у каждого пятого ребенка, ожирением страдают 6% опрошенных. Максимальный процент распространенности проблемы избыточного веса у мальчиков и девочек наблюдался в возрасте 10 лет (29 и 18% соответственно), минимальный - 15 лет (17 и 12% соответственно). Схожие результаты получены также при исследовании у учащихся в возрасте 12-18 лет, проживающих в Москве: избыточный вес - у 12%, ожирение - у 5%, чаще ожирение встречалось у мальчиков. В другом российском исследовании установлено, что учащиеся сельским школ менее подвержены проблемам избыточной массы тела, хоть и число школьников с ожирением практически то же самое независимо от места их проживания. Ожирение у детей чревато повышенным риском развития метаболического синдрома и отдельных его компонентов (дислипидемии, артериальной гипертензии, диабета 2-го типа, инсулинорезистентности, сосудистых нарушений). По некоторым данным, дети в возрасте 2-3 лет с ожирением имеют признаки хронического воспаления жировой ткани и повышенный риск развития раннего атеросклероза. В настоящее время в России детям с избыточным весом и ожирением уделяется мало внимания, что способствует развитию распространенности данного недуга.
Избыточный вес все чаще встречается у детей и подростков и достигает своего пика к 10 годам. Увы, многие родители считают тучное телосложение признаком здорового организма и не относят избыток веса к негативным факторам. К врачам в таких случаях обращаются не из-за лишнего веса, а с жалобами, связанными как раз из-за развития осложнений. Своевременная диагностика является важным критерием для здорового организма школьника, благодаря ей и оценке антропометрических показателей, специалисты могут дать верные рекомендации по коррекции избыточной массы тела.
Объект исследования: оздоровительная физическая культура в рамках школьной программы для коррекции избыточной массы тела.
Предмет исследования: комплекс и рекомендации для коррекции избыточной массы тела у детей среднего школьного возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь оздоровительной физической культуры и профилактики лишнего веса у детей среднего школьного возраста.
В соответствии с предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень распространения проблемы избыточного веса у учащихся.
3. Осуществить антропометрические измерения учащихся и рассчитать индекс массы тела.
4. Провести опрос для выявления уровня информированности учащихся о правильном питании.
5. Провести анализ полученных результатов.
Структура выпускной квалификационная работы.
ВКР изложена на 63 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 30 источников и приложений. Текст ВКР снабжена таблицами и рисунками.
Итак, учитывая эпидемический характер распространенности ожирения и трудности его лечения, на популяционном уровне необходимо максимально раннее выявление предрасположенности к ожирению и поиск путей влияния на внешние неблагоприятные факторы, способствующие его развитию и прогрессированию - первичная профилактика. По мнению экспертов Международной федерации диабета, (IDF), если не будут предприняты эффективные меры по профилактике метаболического синдрома, многие из сегодняшнего поколения детей с ожирением имеют риск умереть раньше своих родителей. Поэтому, с точки зрения вторичной профилактики, важное значение имеет определение четких критериев, позволяющих выделить среди детей с избыточной массой тела и ожирением группу риска его дальнейшего прогрессирования и развития ассоциированных заболеваний с целью раннего врачебного вмешательства - еще до формирования осложнений, так как чем старше становится ребенок, тем более вероятен переход его ожирения во взрослую жизнь. Задачей третичной профилактики должна стать своевременная эффективная терапия начальных проявлений метаболических и сосудистых осложнений.
Изучив необходимую литературу и выполнив антропометрические измерения учащихся МБУ СШ «Динамо», а также расчет ИМТ, мы пришли к следующим выводам:
1. Литература в достаточной степени описывает проблему и распространение проблемы исследования. Сейчас актуальную информацию можно получать в сети, все исследования, статистика и измерения для сравнения есть в наглядной форме.
2. Наибольшая распространенность избыточного веса в школе у детей от 10 до 13 лет; дефицита веса - от 12 и старше. Помимо питания, на это могут влиять возрастные изменения (например, «бушующие» гормоны в период взросления).
3. Отмечается тенденция к гиподинамии - при 100% посещении занятий физической культурой 13,3% учащихся осознают, что должную нагрузку получают только 1 раз в неделю. Из-за пропуска занятий в секции или прогуливания уроков по физической культуре в школе
4. Большинство родителей лишь иногда беседуют о правильном питании с детьми, поэтому установлен низкий уровень информированности о принципах правильного питания.
5. Выяснили, что основополагающей причиной избыточного веса детей и подростков является культура питания в семье, повышенное потребление высококалорийных продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров и низким содержанием витаминов, минералов и других здоровых питательных микроэлементов. Все это, вероятнее всего, происходит из-за того, что у родителей не сформировано понятие рационального питания. А именно правильное питание является основой в лечении как дефицита, так и лишнего веса.
Таким образом, результаты анкетирования подтвердили нашу рабочую гипотезу о том, что основной причиной лишнего веса и ожирения у детей и подростков является нерациональное питание. На основании этого были сформулированы рекомендации для соблюдения рационального питания, которые были оформлены в виде стенда в школе, а также выпущены брошюры этой тематики.
На наш взгляд, если ребенок стесняется своей полноты или дефицита веса, то необходимо немедленно исправлять сложившуюся ситуацию. Причем, задуматься об этом должен, в первую очередь, родитель, а не ребенок. И для того, чтобы сделать первые шаги к рациональному питанию и изменить образ жизни, как взрослому, так и ребенку, наша исследовательская работа будет чрезвычайно полезна.
1. Васильева, Е.И. Физическое развитие детей: учеб. пособие для иностранных студентов / Е.И. Васильева; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. - Иркутск: ИГМУ, 2013. - 32с.
2. Вопросы здравоохранения. Ожирение. Официальный сайт ВОЗ - [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные. https://www.who.int/topics/obesity/ru/
3. Дедов, И. И. Эндокринология. Национальное руководство. Краткое издание / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко. - Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2020. - 832 с.
4. Дедов, И.И. Терапия ожирения. Ожирение / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко. - Москва: МИА, 2004. - 405 с.
5. Еганян, Р. А. Школа здоровья. Избыточная масса тела и ожирение: руководство / Р.А. Еганян, Р. Г. Оганов. - Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2010. - 184 с.
6. Епифанов, В. А. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учеб. для вузов / В.А. Епифанов. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 568с.
7. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - Москва, 2008. - 272 с.
8. Лечебная физкультура при ожирении у детей -
[Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные.
http://dgp44.ru/?p=1118
9. Мануева, Р. С. Физическое развитие детей и подростков. Показатели. Методы оценки: учеб. пособие / Р. С. Мануева; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общей гигиены. - Иркутск: ИГМУ, 2018. - 52 с.
10. Мельник, В. А. Метод оценки гармоничности физического развития детей и подростков, проживающих в купных промышленных городах / В.А. Мельник, А.А. Козловский, Н.В. Козакевич; УО «Гомельский гос. мед. ун-т». - Гомель, 2013. - 24 с.
11. Мельниченко, Г. А. Ожирение: эпидемиология,
классификация, патогенез, клиническая симптоматика и диагностика / Г.А. Мельниченко, Т.И. Романцова. - Москва, 2004. - 378с.
12. Оганов, Р.Г. Школа здоровья. Если у вас лишний вес: материалы для пациентов / Р.Г. Оганов. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 72с.
13. Оганов, Р.Г. Школа здоровья. Избыточная масса тела и ожирение: руководство для врачей / Р.Г. Оганов. - Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2010. - 112с.
14. Передерий, В.Г. Избыточный вес и ожирение. Последствия для здоровья и жизни, современные рекомендации по достижению и поддержанию нормальной массы тела: монография / В.Г. Передерий, С.М. Ткач, В.М. Кутовой, М.Н. Роттер. - Москва: К Старт- 98, 2013. - 240с.
15. Петеркова, В .А. К вопросу о новой классификации ожирения у детей и подростков / В. А. Петеркова, О.В. Васюкова // Проблемы Эндокринологии. - 2015. - № 2. - С. 39-45
16. Петеркова, В.А. Редкие формы ожирения у детей / В.А. Петеркова, О.В. Васюкова // Лечащий врач. - 2008. - № 3. - С. 29-33
17. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 14-3/10/1¬2816) - [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные. https://zakonbase.ru/content/part/1240333
...