ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития гибкости детей дошкольного возраста 7
1.1. Гибкость и факторы, оказывающее влияние на ее
развитие 7
1.2. Анатомо-физиологические и психологические
особенности детей 6-7 лет 13
1.3. Средства и методы развития гибкости детей
дошкольного возраста 18
1.4. Методик а развития гибкости детей 6-7 лет 27
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы 33
исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их 42
обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения 62
Воспитание здорового и физически развитого подрастающего поколения во все временя являлось важнейшей педагогической задачей. На современном этапе, когда в связи с появлением у детей разнообразных гаджетов, их физическая активность значительно снижается, эта задача становится особенно актуальной. Модернизация системы образования в нашей стране ставит своей целью повышение качества образования, его доступности, поддержку и дальнейшее развитие способностей каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Все упражнения, способствующие развитию гибкости, считаются важнейшими средствами общего оздоровления организма, выработки правильной осанки, гармоничного физического развития. Тем не менее, встречаются люди, в том числе напрямую имеющие профессиональное отношение к физической культуре и спорту, недооценивающие значение совершенствования гибкости. Воспитание гибкости способствует общему развитию двигательных качеств и физического состояния ребенка дошкольного возраста несмотря на то, что ограничено возрастными рамками. Следовательно, можно утверждать, что развитие гибкости у детей является одной из актуальных проблем физической культуры.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [45] подчеркивает, что физическое развитие подразумевает приобретение опыта в таких видах деятельности ребенка как: двигательная, в том числе связанная с выполнением упражнений, способствующих формированию и дальнейшему развитию таких физических качеств, как координация и гибкость; содействующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, совершенствованию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики и пр.
Развитие гибкости детей дошкольного возраста является одним из наиболее эффективных методов общего оздоровления организма, который способствует гармоничному физическому развитию. Тренировка гибкости у дошкольников также способствует укреплению суставов и связок, мышечных волокон, предупреждению травм. Хорошая гибкость может дать ребенку отличную возможность не только существенно повысить двигательные возможности, но и повысить результаты во многих видах спорта. Дети с высоким уровнем гибкости отличаются красивой и легкой походкой, хорошей осанкой, которые достигаются за счет укрепленного опорно¬двигательного аппарата.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития гибкости, так как этому способствуют анатомо-физиологические особенности организма дошкольника, а также его психологические особенности. Если в период дошкольного детства не уделять должного внимания развитию гибкости, то уровень физической подготовки даже одаренных от природы детей может заметно снизиться.
Степень разработанности проблемы исследования. Одним из первых дал определение понятию «гибкость» Н.Г. Озолин, который предложил рассматривать гибкость в качестве способности человека выполнять движения с большой амплитудой [34]. Затем Л.П. Матвеев в своих работах научно обосновал и расширил определение гибкости как морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающего степень подвижности его звеньев относительно друг друга [28]. Изучением гибкости и особенностей ее развития в разное время занимались такие исследователи как Изучением гибкости как Б. А. Ашмарин [3], С.И. Жданов[28], Л.Г. Манько[28], Е.А. Москаленко [28], Е.А. Шакина[28], В.С. Фарфель [28], Е.Я. Крупник[28] и др. Средства и методы развития гибкости детей дошкольного возраста изучали такие ученые как Майкл Дж. Алтер [2], Ю.Ф. Курамшин [25], М.А. Рунова [37], Э.Я. Степаненкова [39] и др. Современные методики развития гибкости дошкольников с помощью игрового стретчинга и упражнений с фитболом предлагают в своих исследованиях Н.В.Казакевич [22], С.В. Кузьмина[38], А.Г. Назарова[32], Е.Г. Сайкина [22], Е.А.Сулим [41] и др.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день в науке и практике нет единственно правильного мнения о том, какую методику нужно применять для развития гибкости детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, можно сформулировать противоречие между: необходимостью решения стоящей перед дошкольными образовательными организациями задачей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием эффективных средств и методов ее развития.
Таким образом, мы выделяем проблему исследования: в чем заключается методика оптимального развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс, способствующий развитию гибкости детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика развития гибкости детей 6-7 лет.
Цель исследования: определение эффективности применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости детей 6-7 лет.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие гибкости детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно, если комплекс упражнений будет составлен на основе игрового стретчинга с элементами фитбола.
Методологическую основу исследования составили теоретические исследования специалистов в области физического воспитания детей старшего дошкольного возраста Э.Я. Степаненковой [39], В.Н. Шебеко [50]; теоретические положения о развитии физических качеств Л.В. Волкова[28], В.М. Зациорского [20]; работы В.И. Ляха [26], освещающие практические аспекты развития двигательных способностей, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение научных материалов по теме исследования; диагностика гибкости старших дошкольников; анализ и обобщение результатов исследования; методы математической статистики по критериям U-Манна-Уитни и Т-Вилкоксона для сравнения полученных результатов исследования.
Новизна исследования заключается в разработке эффективного комплекса упражнений для развития гибкости детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных физиологических и психологических особенностей на основе игрового стретчинга и фитбола. Этот комплекс может использоваться инструкторами по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях, а также в организациях дополнительного образования.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 69» пос. Исеть, с воспитанниками
подготовительных групп в количестве 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек), возраст 6-7 лет.
Структура работы: введение, 3 главы, 6 параграфов, заключение,
список использованной литературы и приложения.
Целью исследования являлось определение эффективности применяемого комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости детей 6-7 лет. По результатам теоретического исследования были сделаны следующие выводы.
Гибкость является физическим качеством, которое важно развивать с самого рождения. Оно выражается в степени подвижности суставов опорно-двигательного аппарата и возможности выполнять движения с большой амплитудой. Уровень гибкости находится в прямой зависимости от половозрастных и физиологических особенностей организма, температура тела на текущий момент, эластичности сухожилий и связок, окружающих сустав, их тип; способность мышц сокращаться и расслабляться, особенностей телосложения, индивидуального развития, количества и качества организуемых тренировок. Наличие положительных эмоций и актуальной мотивации будет способствовать улучшению гибкости. Тренировка гибкости у детей дошкольного возраста способствует укреплению суставов и связок, мышечных волокон, предупреждению травм. Хорошая гибкость может дать ребенку отличную возможность не только существенно повысить двигательные возможности, но и повысить результаты во многих видах спорта.
Старший дошкольный возраст - это важный период совершенствования функций организма, становления жизненно необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств, наиболее благоприятный для развития гибкости, так как суставы детей очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Но в этом возрасте имеет место: неравномерность развития отдельных мышечных групп и повышенная утомляемость; несовершенна сердечно-сосудистая система и эмоционально¬волевая сфера; недостаточной является произвольность внимания. Следовательно, при развитии гибкости ребенка старшего дошкольного возраста необходимо: выдерживать небольшие по объему нагрузки «дробного» характера, с частыми паузами для отдыха; избегать длительного физического и эмоционального напряжения; поддерживать интерес детей к занятиям за счет их организации в игровой форме и создании благоприятного психологического климата.
При работе над развитием гибкости детей старшего дошкольного возраста важно соблюдать основные принципы занятий, к которым относятся: постепенность; регулярность; комплексный подход. Методические приемы, рекомендуемые для развития гибкости: упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно; чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим. Важным является также в работе с дошкольниками сочетание упражнений для повышения гибкости с соответствующими упражнениями для развития других физических качеств. Необходимо развивать гибкость детей дошкольного возраста при правильной температуре мышц, как важного фактора развития эластичности мышц, активной циркуляции крови. Положительный настрой является залогом увеличения частоты сердечных сокращений и повышенного газообмена.
Следовательно, наиболее эффективным методом для развития гибкости для дошкольников является игровой стретчинг, который представляет собой комплекс специально подобранных упражнений на растяжку мышц, в игровой форме. Для усиления положительного эффекта от стретчинга рекомендуется включать в него упражнения с фитболом, которые также способствуют увеличению гибкости и подвижности в суставах, а также дают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений. Для достижения хороших результатов по развитию гибкости дошкольников необходимо проводить комплекс занятий игрового стретчинга не реже 1 раза в неделю, а также регулярно включать стретчинговые упражнения и упражнения с фитболом в комплексы утренней гимнастики, в физкультминутки, игровую деятельность в течение дня. Постепенно можно добавлять в комплекс более сложные и более эффективные упражнения для развития гибкости тела.
Для проверки гипотезы нашего исследования была организована опытно-экспериментальная деятельность на базе МАДОУ «Детский сад № 69» пос. Исеть, с воспитанниками подготовительной группы № 6 и 7 в количестве 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек), возраст 6-7 лет с сентября по март 2019-2020 учебного года.
Для нашего исследования мы выбрали контрольные тесты из адаптированной для дошкольников методики Ж.К. Холодова и В.С.Кузнецова, так как они не представляют сложности в организации, проведении и обработке результатов в условиях дошкольной организации. Для создания положительного настроя на диагностику для упражнений были придуманы игровые названия и соответствующие инструкции.
Целью практического исследования являлось апробирование методики развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста. В процессе опытно-поисковой работы использовался прямой сравнительный эксперимент, при котором занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились параллельно и после проведения серии занятий определялась результативность изучаемых факторов. При этом контрольная группа занималась физической культурой по обычной программе, а в экспериментальной группе была апробирована методика развития гибкости.
За основу комплекса развития гибкости для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» мы взяли теоретические и практические материалы таких авторов как Н.В. Казакевич, С.В. Кузьминой, Е.Г. Сайкиной, Е.А. Сулим, А.Г. Назаровой. Его цель: создание условий для развития гибкости детей старшего дошкольного возраста. Данный комплекс соответствует основным педагогическим принципам: систематичности, постепенности, доступности, чередования нагрузки, наглядности, сознательности и активности. Занятия проводились 1 раз в неделю во второй половине дня, по подгруппам по 10 человек, продолжительность 30 минут.
В структуре занятия были выделены следующие этапы: вводный этап, предполагающий предварительный разогрев организма с включением подвижных коммуникативных игр, специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков; основного этапа, содержащего разнообразные упражнения для развития гибкости в форме игрового стретчинга с включением упражнений на фитболе; завершающий этап включал игры для восстановления дыхания и на внимание, пальчиковую гимнастику, релаксационное упражнение для расслабления всех задействованных групп мышц.
Все движения плавно переплетались с сюжетом увлекательной для детей сказки, которая подбиралась под тему физкультурного занятия и постепенно рассказывалась в процессе занятия. Для закрепления положительных результатов от занятий совместно с воспитателем группы все новые упражнения для развития гибкости регулярно включались в комплексы утренней гимнастики, в физкультминутки, игровую деятельность в течение дня. Для продолжения тренировки гибкости в домашних условиях детям раздавались красочные картинки с изображением упражнений в виде разнообразных зверушек со стихотворениями и краткими пояснениями.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод о недостаточном уровне развития гибкости большинства испытуемых: в 6 группе низкий уровень развития гибкости у 8 детей, средний уровень у 9 детей, высокий уровень у 3 детей; в 7 группе низкий уровень развития гибкости у 9 детей, средний уровень у 9 детей, высокий уровень у 2 детей.
Полученные результаты старших были проверены с помощью критерия U-Манна-Уитни и выяснилось, что существенных различий между испытуемыми нет, так как обе группы имеют тождественные показатели по всем исследуемой переменной (гибкости). Так как при сравнении результатов среднее значение в 7 группе было несколько хуже, то эта группа была выбрана в качестве экспериментальной группы, соответственно, 6 группа в качестве контрольной.
После проведения комплекса занятий на развитие гибкости в экспериментальной группе мы провели повторное обследование испытуемых обеих групп. По результатам повторного обследования в экспериментальной группе высокий уровень гибкости показали 7 - 35% детей, средний уровень у 13 - 65% воспитанников, низкого уровня нет. В целом общий уровень экспериментальной группы можно оценить, как выше среднего. По результатам повторного обследования в контрольной группе высокий уровень гибкости показали 4 - 20 % детей, средний уровень у 10 - 50% воспитанников, низкого уровня 6 - 30%. В целом общий уровень контрольной группы можно как средний.
Математико-статистическое исследование по критериям U-Манна- Уитни и Т-Вилкоксона подтвердило значимость полученных результатов, а, следовательно, и жизнеспособность предложенной методики развития гибкости в процессе занятий физической культурой старших дошкольников. Следовательно, гипотеза, заявленная в начале исследования о том, что развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста будет более эффективно, если комплекс упражнений будет составлен на основе игрового стретчинга с элементами фитбола, нашла свое подтверждение в результатах исследования.
Таким образом, цель работы выполнена, задачи решены.
1. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры. Автореферат дис. д. ф. н. - СПб., 2004. - 39 с.
2. Алтер Майкл Дж. Наука о гибкости. - Киев, Олимпийская литература 2001. - 213с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика исследований в физическом воспитании. - М., Просвещение 2018. - 223с.
4. Барамидзе А.М., Годик М.А, Киселева Т.Г., Стретчинг. - М.: Изд-во Советский спорт, 1991г. - 178с.
5. Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль: Академия развития; Академия и Ко, 2018. - 256 с.
6. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. - М.: Центр педагогического образования, 2017. - 176 с.
7. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь-ного "и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и дон. - СПб.: ЛОИРО, 2016. - 231с.
8. Васильева В.В. Физиология человека: учебник для техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 319 с.
9. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 2018.
10. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - К.: Здоров'я,1981. - 120 с.
11. Волков О. А., Волкова Е. А. Веселая йога: специально для детей - Ростов, Феникс, 2018. - 146с.
12. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная пресса, 2015.-64 с
13. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада./Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2017. - 192 с.
14. Годик М.А., Брамедзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. - М.: Советский спорт, 1991. - 96 с.
15. Голубева О.В. Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста. - [Электронный ресурс] URL: https://www.sites.google.eom/a/shko.la/ejrono 1/vypuski-zurnala/vypusk- 16-sentabr-2012/innovacii-metodika-i-praktika(дата обращения: 03.01.2021).
16. Денисенко А. Н. Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста. - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 0. - Пермь: Меркурий, 2014. — С. 64-66. — URL: https://molueh.ru/eonf/ped/arehive/101/5235/ (дата обращения: 03.01.2021).
17. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. -М.: Просвещение, 2019. - 444с.
18. Жданов С. И. Теоретические основы физической культуры: учебно-методическое пособие. - Орск : Издательство ОГТИ, 2016. - 147 с.
...