Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №94384

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы142
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 9
1.1. Закономерности формирования фонематических процессов у
детей в норме 9
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 15
1.3. Проявления недоразвития фонематического слуха и
фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Принципы, организация и содержание констатирующего
эксперимента 24
2.2. Результаты обследования моторной сферы 27
2.3. Результаты обследования звукопроизношения 36
2.4. Результаты обследования фонематического слуха 39
2.5. Результаты обследования фонематического восприятия 44
2.6. Анализ результатов исследования у старших дошкольников с
ОНР III уровня 47
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 50
3.1. Анализ научно-методической литературы по формированию
фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 50
3.2. Содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей экспериментальной группы с общим недоразвитием речи III уровня.. 55
3.3. Контрольный этап и анализ полученных данных 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 135


Актуальность темы связана с увеличением числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Задержка в формировании фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в будущем ведет к значительным трудностям в обучении письму и чтению, если своевременно не провести коррекционно-развивающую работу.
Для современного мира характерен неуклонный рост числа детей с речевыми нарушениями. Увеличивается число недоношенных детей, а также детей с врожденными дефектами. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, а более 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, что в дальнейшем приводит к серьезным нарушениям речи.
Общее недоразвитие речи характеризуется различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны при сохранном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи, как сложная речевая патология изучается с теоретической и практической точек зрения в русской литературе (Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Е. В. Новикова, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова и многие другие). В своих работах большое внимание уделяют формированию и развитию фонематических процессов, а именно фонематическому слуху и фонематическому восприятию. Г.В. Чиркина объясняет, что своевременная логопедическая работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия поможет предотвратить возникновение артикуляционно-фонематической дисграфии [41].
Следует также отметить, что дизартрия занимает особое место среди нарушений речи у детей.
Дизартрия - нарушение произношения, вследствие нарушения иннервации мышц дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата, обусловленное органическим повреждением центральной нервной системы.
Основными недостатками дизартрии являются нарушения звукопроизносительной стороны речи, просодической, речевого дыхания и артикуляторной подвижности. При дизартрии речь невнятная и смазанная. Дети с дизартрией имеют запоздалое речевое развитие, а ограниченный речевой опыт приводит к недостаточному накоплению словарного запаса.
Изучением общего недоразвития речи (ОНР) занимались Р. Е. Левина [25], Т. Б. Филичева [39], Г.В. Чиркина, Н. С. Жукова и другие. Вопросами дизартрии Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова и другие.
По мнению Е. Ф. Архиповой, нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией выражаются в искажении, замене, смешении, и опущении звуков. В своих работах Р. Е. Левина отмечает, что у детей с дизартрией в процессе развития имеется недоразвитие фонематических процессов. При овладении звукопроизношением сенсорные и двигательные компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и моторные образы элементов речи тесно связаны между собой. У детей с дизартрией речедвигательный анализатор играет тормозящую роль в процессе восприятия речи, создавая вторичные осложнения в звуковой дифференциации и звуковом анализе. Из этого следует, что смазанная и невнятная речь у детей с дизартрией не позволяет сформировать четкого слухового восприятия и контроля, а также звукового анализа [28].
В настоящее время большой процент детей, посещающих специализированные логопедические группы, дети с общим недоразвитием речи III уровня. И одна из важнейших задач логопедов в работе с этой категорией детей, работа по развитию фонематических процессов, а именно фонематического слуха и фонематического восприятия. Поскольку эти процессы лежат в основе правильного формирования произношения звуков, навыков звукового анализа и синтеза, а также быстрого и правильного овладения чтением и письмом.
Нарушение фонематического восприятия может затруднить овладение необходимой лексикой и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, так как все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены [35].
Поэтому своевременное выявление недостаточного уровня сформированности фонематического восприятия и фонематического слуха у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня поможет избежать серьезных нарушений.
Тема исследования: Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: уровень сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: на основе теоретических и экспериментальных данных спланировать содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотрение научно - методической литературы по вопросам изучения фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов обследования старших дошкольников с ОНР III уровня.
3. Планирование коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня и проведение обучающего эксперимента.
4. Оценивание эффективности коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методологической основой исследования явились положения:
- о психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, 3. А. Репина);
- о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В.
М. Бехтерев, М. М. Кольцова).
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина, Т.
Б. Филичева);
о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, A. A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.);
- принцип опоры на разные уровни организации психических функций, использования сохранных анализаторных систем, создания новых функциональных систем (Анохин П.К., Ананьев Б.Г., Лурия А.Р., Цветкова Л.С., Брушлинский А.В.)
Для реализации поставленных задач исследования использовались следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, разработка направлений и содержания коррекционной работы по преодолению нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе логопункта МБДОУ «Детский сад №301», г. Екатеринбурга. В исследовании участвовало 10 детей. С логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня и псевдобульбарная дизартрия. В старшей группе в возрасте 5 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема изучения системной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, дизартрией актуальна и сегодня.
Целью данной работы являлось на основе теоретических и экспериментальных данных спланировать содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Эта цель была достигнута путем решения поставленных задач, а именно:
1. Рассмотрение научно - методической литературы по вопросам изучения фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов обследования старших дошкольников с ОНР III уровня.
3. Планирование коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня и проведение обучающего эксперимента.
4. Оценивание эффективности коррекционной работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Анализ литературных данных показал, что речь представляет собой сложную систему и включает в себя звукопроизношение, фонематический слух и фонематическое восприятие. Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие являются фундаментальным звеном для овладения чтением, письмом и правильным произношением звуков. Основой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня является своевременная диагностика и коррекционно-развивающая работа с учетом компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности. Кроме того, одну из важнейших ролей играет развитая моторика, так как двигательные и речевые зоны расположены рядом.
Экспериментальное обследование проводилось на базе учреждения, расположенного в городе Екатеринбурге "детский сад № 301". В обследовании принимали участие 5 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, дизартрией.
Процедура обследования была проведена с опорой на учебно-методическое пособие "Структура и содержание речевой карты" Н.М. Трубниковой.
Анализ нарушения речи проводился с учетом общедидактических принципов: индивидуального подхода, наглядности, деятельностного подхода. Специфические принципы: принцип развития, связи речи с другими аспектами психического развития.
При проведении констатирующего эксперимента, мы исследовали уровень речевого развития и формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР III уровня, дизартрией. Мы изучили анамнез их развития, состояние моторной сферы, звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия.
При анализе полученных данных нами были выявлены нарушения в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Исследование состояния фонетической стороны выявило у всех дошкольников с ОНР III уровня различные дефекты звукопроизношения. Чаще всего нарушения были из фонетических групп свистящих, шипящих и сонорных. Результат обследования показал, что 50% детей имеют полиморфное нарушение. Антропофонический дефект (искажения звуков). Был выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых.
На основе полученных данных в ходе констатирующего эксперимента на каждого ребенка был составлен индивидуальный план коррекционной работы. Работа проводилась в течении восьми недель, на индивидуальных и фронтальных занятиях. По результатам обучающего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, который выявил положительную динамику у испытуемых.
Дошкольники стали более уверенно выполнять предложенные пробы, заметны изменения в развитии мелкой, общей и артикуляционной моторике. За это время были поставлены, автоматизированы и дифференцированы некоторые звуки, что способствует развитию звукопроизношения.
Уровень развития фонематического слуха стал значительно выше. На данном этапе работа по его развитию еще не завершена, поэтому необходимо продолжать работу в том же направлении.
Уровень фонематического восприятия тоже стал лучше. Дети научились выделять гласные звуки в слове, определять первый и последний звук в слове.
Дальнейшая работа будет направлена на составление перспективного тематического плана в системе занятий для коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, дизартрией.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. Пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 319 с.
2. Балабанова, В. М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. М. Балабанова, Л. В. Лопатина, Р. И. Лалаева, И. А. Чистович. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. - 37 с.
3. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 46 с.
4. Бельтюкова, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюкова. - Москва : Просвещение, 1964. - 91с.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 165с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. — Москва : ВЛАДОС, 2008. — 680 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психологические
исследования / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1966. - 324 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1980. - 480 с.
9. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя / А. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1980. - 210 с.
10. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Современные тенденции специальной педагогики и психологии / А. М. Горчакова. - Самара : СГПУ, 2003. - 83 с.
11. Дурова, Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. - М. : Просвещение, 1996. - 23 с.
12. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И Жинкин. — М. : Академия педагогических наук, 1958. - 98 с.
13. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева ; под ред. Л.А. Кондрашовой. - Москва : Эксмо, 2011. - 228 с.
14. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. И доп. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 279 с.
15. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1971. - 44 с.
16. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1985. - 81 с.
17. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. — М. : Гном и Д, 2000. — 15 с.
18. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1973. - 143 с.
19. Костюк, А. В. Логопедическая тетрадь. Звук Л: пособие для логопедов и родителей / А. В. Костюк. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 47 с.
20. Костюк, А. В. Логопедическая тетрадь. Звук Р: пособие для логопедов и родителей / А. В. Костюк. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 70 с.
21. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999.- 94 с.
22. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза: логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - М. : Владос, 2004. - 129 с.
23. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. - М. : Академия пед. наук, 1958. - 31 с.
24. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 2001. - 400с.
25. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е Левина. - М. : АПН РСФСР, 1967. - 124 с.
26. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
27. Лопатина, Л. В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями / Л.В. Лопатина - СПб., 1997. - С. 120.
28. Лурия, А. Р. Письмо и речь / А. Р. Лурия. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
29. Львов, М. Р. Методика изучения языковой теории: Изучение фонетики, лексики, морфемики, словообразования, грамматики - морфологии и синтаксиса / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — М. : Просвещение, 2000. — Разд. III. — С.195 - 288.
30. Мастюкова, Е. М. Дизартрия / Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 2009. - 154 с.
31. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 80 с.
32. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина. - М. : «Просвещение», 1973. - 272 с.
33. Серебрякова, Н. В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией / Н. В. Серебрякова. - СПб. : КАРО, 2009. - 192 с.
34. Спирова Л. Ф. Об отборе в специальную школу для детей с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова // Дефектология. — 1969. - с.10-18.
35. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза / Т. А. Ткаченко. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 100 с.
36. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие. / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 2005. - 98 с.
37. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
38. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология дошкольников» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с. - 190.
39. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007. - 209 с.
40. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев, Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховска. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 272 с.
41. Хрестоматия по логопедии. Извлечения и тексты. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений. В 2 т. Т. 1/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1977. - 560 с.
42. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М. : АРКТИ, 2002. - 240 с.
43. Швачкин, Н. Х. Развитие фонетического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. - М. : Академия, 2004. -113с.
44. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы игры дошкольника / Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 28 с.
45. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 59 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ