Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе обучения математике в 5-6 классах

Работа №94333

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике 6
1.1. Сущность и структура регулятивных универсальных учебных
действий 6
1.2. Средства, направленные на формирование регулятивных
универсальных учебных действий 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Составление заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6-х классов 19
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6-х классов
19
2.2. Примеры заданий для формирования регулятивных универсальных
учебных действий при изучении пропедевтического курса математики .... 35
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты в качестве цели и основного результата образования выдвигают «развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий». В широком значении термин «универсальные учебные действия» (далее УУД) и означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Данные требования показывают необходимость формирования универсальных учебных действий у школьников, так как умение учиться, заниматься саморазвитием является одним из основных инструментов взаимодействия человека и постоянно меняющегося мира, позволяя адаптироваться каждому идти «в ногу» со временем.
Иными словами, универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Значительное место в развитии умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, снабжающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.
Подходы к формированию универсальных учебных действий обучающихся, в том числе - регулятивных, активно рассматриваются А.Г.Асмоловым, O.A. Карабановой, И.А. Володарской, Г.В. Бурменской и др.
Однако, проанализировав литературу по данной теме, мы увидели, что для конкретных тем школьных курсов и конкретных действий, входящих в определенные умения, нет разнообразных и полных дидактических материалов. В рамках сказанного нами выбрана тема исследования и выделены объект, предмет и цель исследования.
Объект исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики в 5 -6-х классах.
Предмет исследования: задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики.
Цель исследования: разработать примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении курса математики у обучающихся 5-6-х классов.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие регулятивных универсальных учебных действий и выделить их структуру.
2. Проанализировать средства для формирования регулятивных
универсальных учебных действий при изучении математики.
3. Выделить психолого-педагогическую характеристику обучающихся 5- 6-х классов.
4. Разработать примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики, с учетом средств для формирования регулятивных универсальных учебных действий и психолого-педагогической характеристикой обучающихся 5-6-х классов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ научно-методической-литературы по проблеме исследования, синтез научных теорий, обобщение и сравнение);
- эмпирические (наблюдение);
- конструкторские (формулирование зданий).
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, содержащим 48 наименований.
В тексте работы 5 таблиц.
Материалы работы представлены в публикации:
Семенова И.Н., Слепухин А.В., Пластовец К.А. К вопросу о формировании регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6-х классов при изучении школьного курса математики // материалы конференции «EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE» ISC-46.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно проведенным аналитическим исследованиям в работе описана структура регулятивных универсальных учебных действий, а также выделены средства для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики.
С учетом полученных результатов при интеграции психолого-педагогической характеристики обучающихся 5-6-х классов разработаны примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.



1. Аникеева Н. Подросток: познай самого себя / Н.Аникеева, Е.Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. - 2009 г. - № 4. - С. 54-59.
2. Анкудинова В.Ю, Арькова А.А., Семенова И.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в пропедевтическом курсе математики // НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ.ИННОВАЦИИ.: материалы III международной научно-практической конференции 12.02.2019 к.-г. Анапа) - Анапа: ООО «НИЦ ЭСП» в ЮФО (Научно-исследовательский центр «Иннова»), 2019. - С. 17-23.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С. 104-110.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: учеб.пособие для вузов / Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова. М.: Виды универсальных учебных
действий, 2008.
5. Барашкина С.Б. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира / С.Б. Барашкина // Формирование универсальных учебных действий у младших школьников: сб. науч. ст. под общ.ред. Л.Д.Мали, Н.И. Наумовой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - 132 с.
6. Блинова Т.Л., Корнеева А.А., Куровская А.А., Семенова И.Н. К вопросу о формировании регулятивных универсальных учебных действий в процессе работы с математическим материалом // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. Межвузовский сборник. - Екатеринбург: УрГПУ., 2019. - С.163-167.
7. Блох А.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. - мат. спец. / А.Я. Блох - Москва: Просвещение, 1987. - 416 с.
8. Боженкова Л.И. Понимание и его становление при обучении математике / Л.И.Боженкова // Человек в современном образовательном пространстве: материалы всероссийской научно -практической конференции 30.09.2009 Москва / ред. Е.В. Чмыхова. - М.: Современная Гуманитарная Академия, 2009. - С. 47-55.
9. Боженкова Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012 г. - № 1. - С. 46-51.
10. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов/ пособие для работников школ/Т. В. Василенко. -М.: Грамотей, 2013.
11. Витте И.Я. Формирование у обучающихся регулятивных
универсальных действий: из опыта работы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 214 Центрального района
Санкт-Петербурга // И. Я. Витте и др. - Санкт-Петербург: Свое изд-во, cop. 2016. - 75 с.
12. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 240 с.
13. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Учебно-логические умения: как помочь школьникам ими овладеть // - М., 2013. 204 с.
14. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития // - М.: УЦ «Перспектива», 2014. 240 с.
15. Ганеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике / Ганеев Х. Ж.; Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: УрГПУ, 1997. - 158 с. - Текст: непосредственный.
16. Гиниятуллина, А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий / А.А. Гиниятуллина // Методист. - 2011 г. - № 9. - С. 58-61.
17. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б, Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия формирования // Народное образование, - 2012. -№4. - С.153-160.
18. Дидактическая система деятельностного подхода / Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000...» и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 2000-2007. М.: Книжный Дом, 2008. - 29 с.
19. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельного подхода. Книга для учителя - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
20. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб.пособие для стуц. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001.- 192 с.
21. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. - СПб. : Питер, 2016. - 237 с.
22. Карапова В.В., Крайкина Ю.Н., Разгоняева Л.Ю. Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе (методические рекомендации) - Магаан, 2012. - 115 с.
23. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий / З.А. Клепинина // Начальная школа. - 2012 г. - № 1. - С. 26-29.
24. Кокарева, Л. П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. - 2014 -№2.
25. Костылева А.Л. К вопросу об использовании практико - ориентированных задач для формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения математики // Повышение качества математического образования в школе с позиции ФГОС второго поколения. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 60-62.
26. Курсовая работа: Методические рекомендации для студентов/ Сост.
Э.А.Власова. - Екатеринбург. УрГПУ, 2008. -31 с.
27. Леонтьева А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. / А.А. Леонтьева - М.: Смысл, 2009.
28. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование универсальных учебных действий / Г.И. Лернер // Биология в школе. - 2011 г. - № 7. - С. 24-30.
29. Либеров, А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий / А. Ю. Либеров // Биология в школе. - 2011 г. - № 5. - С. 23-27.
30. Маеренкова В. В. Формы и способы организации взаимоконтроля на уроках математики // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — С. 21-23. Математика: 6 класс: методическое пособие/ Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский и др. - М. :Вентана-Граф, 2018. - 288с.: ил. - (Российский учебник).
31. Математика: 6 класс: учебник / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир; под ред. В.Е. Подольского. - 4-е изд.,доп.-М. : Вентана-Граф, 2019-334,[2] с. : ил.-(Российский учебник).
32. Миндзаева Э.В. Система универсальных учебных действий в контексте диагностики и развития детской одаренности / Э.В. Миндзаева, А.В. Борзоева // Информатика и образование. - 2011 г. - № 1. - С. 46-48.
33. Моисеева Л.В., Драчева Е.Ю Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе естественнонаучной подготовки старшеклассников по индивидуальным учебным планам // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 360.
34. Н. Д. Никандров, В. В. Козлов, А. М. Кондаков, В. В. Фирсов, А. М.
Абрамов, В. П. Дронов Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Про свещение, 2008. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978 5 09 019139 5. / www.netess.ru URL/http://www.netess.ru/3knigi/871085-2-
standarti-vtorogo-pokoleniya-proekt-fundamentalnoe-yadro-soderzhaniya-obschego-obrazovaniya-pod-redakciey-v-kozlova-m-kond.php(дата обращения 10.01.2022).
35. Овчинникова Н.А. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика» / Н.А. Овчинникова, Т.Н. Балабанова, Ю.А. Саева // Молодой ученый. - 2016 г. - № 5-6. - С. 75-78.
36. Пиаже Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век: хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - 5-е изд. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013. -777 с.
37. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. 2 изд. М.: Издательский центр "Академия", 2005. 272 с.
38. Психология менеджмента: учеб.пособие. / под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики. - 2005. 584 с.
39. Психология менеджмента: учеб.пособие. / под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики. - 2005. 584 с.
40. Самойлова З.Д. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроке математики в основной школе / З.Д. Самойлова, Н.С. Слепынина, А.Н. Бредихин // Вестник научных конференций. - 2018 г. - № 3-2. - С. 89-90.
41. Семенова И.Н. Роль и место сюжетных задач в развитии математического мышления и повышении качества знаний учащихся: Дисс. канд. пед. наук. - Свердловск 1990 - 195 с.
42. Семенова И.Н., Сабирова Г.Р. Задания для формирования у обучающихся универсальных учебных действий при работе с математическим материалом (С. 59-66) // Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования. Сб. науч. тр. по материалам XXI Международной научно-практической конференции (Анапа, 22 сентября 2021 года). - Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021. - 106 c.
43. Семенова И.Н., Шехирева М.А. Структурирование регулятивных универсальных учебных действий для моделирования учебного процесса, направленного на их развитие // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвузовский сборник научных работ. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. С. 29-34.
44. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии / Е.О. Смирнова // Культурно-историческая психология: международный научный журнал / ред. Б.Д. Эльконин. - 2015 г.
- № 3. - С. 9-15.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» . URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата
обращения: 17.01.2022).
46. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
47. Хинчин, А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Повышение эффективности обучения математике в школе/ под.ред. Г.Д.Глейзер. - Москва: Просвещение, 1989. - 231 с.
48. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2018.- 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ