ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО- ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Основные виды, формы внеурочной деятельности с обучающимися
основной школы 9
1.2. Характеристика понятия «туристско-экскурсионный маршрут» 15
1.3. Психолого-педагогические особенности организации туристско -
экскурсионной деятельности с обучающимися основной школы 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Методика проектирования туристско-экскурсионных маршрутов для
обучающихся основной школы во внеурочной деятельности 30
2.2. Формы и методические приемы показа и рассказа на экскурсионных
маршрутах с обучающимися основной школы во внеурочной деятельности 36
ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ИРБИТСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 44
3.1. Характеристика географических и культурно-исторических достопримечательностей Ирбитского района Свердловской области 44
3.2. Туристско-экскурсионные маршруты для обучающихся основной школы
во внеурочной деятельности по Ирбитскому району Свердловской области 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Схема туристско-экскурсионного маршрута «История образования в Ирбитском районе» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схема туристско-экскурсионного маршрута «Зеленые уголки г. Ирбита» 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Контрольный текст туристско-экскурсионного маршрута «История образования в Ирбитском районе» 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Контрольный текст туристско-экскурсионного маршрута «Зеленые уголки г. Ирбита» 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Портфель экскурсовода туристско-экскурсионного
маршрута «История образования в Ирбитском районе» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Портфель экскурсовода туристско-экскурсионного
маршрута «Зеленые уголки г. Ирбита» 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Технологическая карта туристско-экскурсионного
маршрута «История образования в Ирбитском районе» 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Технологическая карта туристско-экскурсионного
маршрута «Зеленые уголки г. Ирбита» 93
Одной из главных составляющих образовательного процесса обучающихся является внеурочная деятельность, в которой наряду с образовательным компонентом важное место занимает воспитательный компонент. Внеурочная деятельность неразрывна с учебной деятельностью, является ее продолжением. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Цель внеурочной деятельности - это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Как отмечается в ФГОС ОО одна из целей учебной дисциплины «Географии» - это глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природы, населения, хозяйства, регионов, особенностей природопользования в их взаимозависимости. [2, с. 23]. Большими возможностями в изучении географии родного края обладает внеурочная деятельность с обучающимися в рамках туристско-экскурсионных путешествий.
Неслучайно 2019 год был объявлен годом детского туризма в России в рамках Плана мероприятий Десятилетия детства. Целью года детского туризма являлось «популяризация детского туризма в России, создание условий для занятий детей туризмом, формирование у них навыков здорового образа жизни, активной гражданской позиции, приобщение детей к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России».
Изучение географии и истории родного края позволяет обучающимся познать самого себя, осознать свою значимость. Это знание позволит им искоренить невежество и сформировать истинную любовь к своей Родине и родному краю. Для того, чтобы школьники гордились своей малой родиной, необходимо постоянно пополнять его знания о ней. Большая роль в этой работе отводится туристско-экскурсионным путешествиям. Поэтому основными задачами организации туристско-экскурсионной деятельности в учреждении образования являются: закрепление регионального компонента образовательной программы, вовлечение детей в исследование и изучение духовного наследия родного края, его культуры, истории и природы, воспитание патриотизма, уважения к труду, культуре других народов, эстетическое или нравственное воспитание, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.
Среди множества районов Свердловской области богатым географическим и историко-культурным потенциалом обладает Ирбитский район. На его территории проходила одна из крупнейших ярмарок, Ирбитская ярмарка. На протяжении XIX в. являлась важным звеном торговой сети Российской империи и занимала второе место по торговым оборотам, уступая лишь Нижегородской.
На территории района имеется 11 памятников природы, в том числе обнаженная «Белая горка», «Вязовая роща», около д. Бердюгина, Трубина, Озеро «Поваренное» (карьер «Рудник»). На территории города Ирбита находится «Старый парк», «Сиреневый сквер», «Сосновая роща», в последние годы активно идут работы по их восстановлению.
В Ирбитском районе насчитывается 7 музеев. В одном из уникальных музеев Ирбита, Историко-этнографическом музее помимо произведений изобразительного искусства (иконопись, фарфор, резьба по камню, каслинское литье и др.), присутствуют уникальные экспонаты, такие как реликвии древних манси - бубен шамана и девятиструнная угловая арфа «Лебедь». В одном из лучших собраний графического искусства в Российской Федерации Ирбитском государственном музее изобразительных искусств представлена богатая коллекция «Мастера гравюры и рисунка Европы и России XV-XX веков», фонд музея 8 тыс. экспонатов. В экспозиции музея представлена картина Рубенса «Касающаяся Мария Магдалина и сестра ее Марфа». Созданный в п. Зайково музейнопатриотический комплекс имени дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова, помогает передать подрастающему поколению память о военном времени и подвиге наших земляков.
В Ирбите находится один из старейших драматических театров на Урале Ирбитский муниципальный драматический театр им. А.Н. Островского ежегодно открывает театральный сезон новыми постановками, в репертуаре театра сказки для детей, а так же классические и современные пьесы [46, с. 188].
В г. Ирбите сохранилось множество старинных домов второй половины XIX-XX веков - памятников архитектуры. Их количество в Ирбите - самое большое среди всех городов Свердловской области (за исключением Екатеринбурга). Здесь можно увидеть Пассаж (1849 г.), останки Гостиного двора 1880 года постройки, многочисленные купеческие дома.
На центральной площади города установлен памятник Екатерине II, именно по указу императрицы Ирбитской слободе дали статус города, Ирбит приобрел привилегии в торговле, развитии промышленности, культуры и образования. Недалеко от памятника Екатерине II, к 20-летию Советской власти был установлен памятник В.И. Ленину.
В знак уважения к самобытному таланту Д. Н. Мамина-Сибиряка и благодарности за внимание к своему родному городу, жители г. Ирбита увековечили имя выдающегося уральского писателя в названии одной из улиц, центральной городской библиотеки и установили памятник писателю.
На территории г. Ирбита установлены памятные обелиски героям Великой Отечественной войны: обелиск воинам Советской армии, умершим в госпиталях г. Ирбита в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; обелиск в память рабочих автоприцепного завода, погибших в годы Великой Отечественной войны; обелиск в память рабочих стекольного завода, погибших в годы Великой Отечественной войны. На бульваре Победы в г. Ирбите установлено 11 бронзовых бюстов героев Великой Отечественной войны. Бюсты установлены: дважды Герою Советского Союза Г.А.
Речкалову, Героям Советского Союза И.А. Ожигову, Н.А. Панову, С.М. Спицыну, М.Е. Азеву, А.Ф. Дёмину, П.К. Бабайлову, А.К. Шомину, А.А. Елохину, И.С. Старченкову и полному кавалеру ордена Славы Н.Т. Молодых. Все Г ерои - уроженцы Ирбитского района...
Тема проведенного исследования: организация туристско - экскурсионных маршрутов во внеурочной деятельности с обучающимися на территории Ирбитского района Свердловской области. Цель исследования заключалась в том, чтобы спроектировать туристско-экскурсионные маршруты с обучающимися основной школы во внеурочной деятельности на территории Ирбитского района Свердловской области.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы организации туристско-экскурсионных маршрутов с обучающимися во внеурочной деятельности. Таким образом, на основе анализа работ: М.А. Никоновой, Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логинова, Н.И. Михайлова, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность в первую очередь должна отличаться от традиционных урочных видов и форм, внеурочная деятельность должна быть интересной. Внеурочная работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. В свою очередь при ее организации нужно выбирать те виды и формы, которые будут привлекать учеников, чем разнообразнее будет организована внеурочная деятельность, тем выше ее практическая ценность.
Изучив психолого педагогические особенности организации туристско- экскурсионной деятельности с обучающимися, на основе анализа работ: И.Д. Блонского, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, У. Штрауса, Н. Хау, Д.Б. Эльконина можно сделать вывод, что современные дети - это поколение, которое быстро отреагировало на запросы времени, адаптировалось к новым условиям жизнедеятельности. Поэтому учитель, педагог, психолог, родитель, экскурсовод, все те, кто проводит воспитательную, образовательную, ознакомительную, информационную работы с учащимися основной школы должны учитывать эти особенности, а также необходимость подростков в самоутверждении при планировании работы с детьми этого возраста.
Так же в первой главе дана характеристика понятия «туристско - экскурсионный маршрут», опираясь на ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» и работы: Г.П. Долженко, Б.В. Емельянова, М.Б. Биржакова, Н.М. Хуусконен, А.С. Скобельцыной, можно сделать вывод, что экскурсия объединяет показ и рассказ, может быть, как индивидуальной, так и коллективной. Туристский поход - это вид путешествия, осуществляемого пешком или активными способами передвижения по определенному маршруту, под руководством квалифицированных специалистов или самостоятельно. Маршрут путешествия представляет собой путь следования туриста, включающий посещение объектов, географических пунктов и мест при совершении путешествия.
Во второй главе работы рассматривалась методика организации туристско-экскурсионных маршрутов во внеурочной деятельности с обучающимися основной школы. На основе анализа работ: Г.П. Долженко, Б.В. Емельянова, А.С. Скобельциной и А.П. Шарухина, можно сделать вывод, что каждая экскурсия должна разрабатываться с учётом своей целевой аудитории. В связи с этим на каждой экскурсии экскурсовод должен учитывать - тематику экскурсии, ее длительность, а также: возраст, пол, национальность и многое другое.
Проектирование туристско-экскурсионного маршрута является сложным процессом, который включает в себя разработки новой темы экскурсии, цели и задачи, отбор объектов основных и дополнительных для показа во время экскурсии, выбор методических приемов показа и рассказа, составление маршрута и его уточнение специальными органами, написание контрольного текста, комплектацию «портфеля экскурсовода» и наличие технологической карты.
В третьей главе рассматривалась комплексная характеристика Ирбитского района. Изучив географические и культурно-исторические особенности Ирбитского района, можно сделать вывод, что он является подходящей местностью для организации туристско -экскурсионных маршрутов. Имея богатую историю с самого основания до наших дней, обучающиеся могут рассматривать Ирбитский район, как с географического аспекта, так и с исторического. Город сохранил множество старинных зданий (около 200), здесь продолжает действовать театр, основанный еще в середине XIX века, создан музей изобразительных искусств, коллекция графических работ знаменитых западноевропейских мастеров XVIII-XIX вв. которого может быть сравнима с собраниями знаменитых столичных музеев. В городе существует Ирбитский историко этнографический музей, основанный в 1883 г., в который вошла коллекция Ирбитского ярмарочного комитета. Ирбитский район имеет большое разнообразие растительного и животного мира, имеются внутренние воды, памятники природы архитектуры, культуры, истории и многое др.
В рамках исследования были разработаны два туристско- экскурсионных маршрута. Первый посвящен истории образования в Ирбитском районе. Второй знакомит с парками г. Ирбита.
Целью первого туристско-экскурсионного маршрута «История образования в Ирбитском районе» - знакомство с основными этапами развития образования в Ирбитском районе, на материалах музеев, объектах архитектуры г. Ирбита, краеведческих исследованиях.
Туристско-экскурсионный маршрут рассчитан на 2,5 часа. В ходе путешествия обучающиеся будут путешествовать пешком по ул. Кирова, Карла Маркса, Первомайской и Советской, г. Ирбита. В ходе экскурсии обучающиеся познакомятся с архитектурой бывших гимназий, в здании бывшей мужской гимназии в настоящее время располагается МБОУ СОШ №1, в которой находится школьный музей посвященный истории образования. Среди важных объектов, памятник Екатерине II, сыгравшей важную роль в развитии города. Так же здания историко-этнографического музея, в которых собрано большое количество интересных материалов и экспонатов связанных с историей развития образования в Ирбитском районе.
Далее школьники отправятся на автобусе в музейный комплекс дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова, где их ждет увлекательная экскурсия. Комплекс расположен в здании бывшей зайковской начальной школы, в которой учился Г. А. Речкалов, выдающийся российский ас Великой Отечественной войны. Участникам экскурсии предлагается отправиться в зал «Класс Гриши Речкалова», в котором участники экскурсии могут посидеть за одной партой с юным Гришей. Узнать, что раньше ученики писали ручкой с пером и чернилами, которые наливали в небольшую чернильницу.
Целью второго туристско-экскурсионного маршрута «Зеленые уголки г. Ирбита - расширить кругозор экскурсантов по озеленению города на материале парков г. Ирбита.
Туристско-экскурсионный маршрут рассчитан на 1,5 часа. В ходе путешествия обучающиеся будут путешествовать пешком по ул. Кирова, Береговой и Дорожной г. Ирбита. Участники посетят «Старый парк», «Сиреневый сквер» и «Сосновую рощу». В ходе экскурсии обучающиеся познакомятся с историей озеленения города, узнают создателя парков, прекрасного садовника Зубова Василия Николаевича. Сравнят фотографии прошлого с настоящим, своими глазами увидят, какими парки сохранились в наши дни.
Туристско-экскурсионные маршруты по предложенным объектам, позволят расширить кругозор экскурсантов, а также познакомить их с историей и культурой Ирбитского района.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: принят Гос. Думой 24 нояб. 1996 г. № 132-ФЗ [изменен 26 декабря 2016 г. № 49-ФЗ].
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации [Текст] - М.: Просвещение. - 2013. - 48 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. [Текст]: N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. ГОСТ Р 54604-2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги [Текст]
• введ. 2012-07-01. - М. : Стандартинформ, 2012. - 7 с.
6. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Текст] - введ. 2011-07-01. - М. :Стандартинформ, 2011. - 14 с.
7. ГОСТ 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования [Текст] - введ. 2001-07-01. - М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2005. - 7 с.
8. Алексеева, Н.Д., «Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности» [Текст] / Н.Д. Алексеева, Е.В. Рябова. Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2015. - 163 с.
9. Алябьева, Р.В. Методика проведения экскурсии [Текст] / Р.В. Алябьева.
• М.: Академия, 2004. - 385 с.
10. Аникин, В.К., Прогулки по Ирбиту: Авторский путеводитель [Текст] / В.К. Аникин. Екатеринбург., ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2012. - 90 с.
11. Бабенко, В.Г. Материалы к урокам - экскурсиям [Текст] / В.Г. Бабенко. - М: НЦ ЭНАС, 2002. - 160 с.
12. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст] / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2008. - 192 с.
13. Буданов, Н.Д. Гидрогеология Урала [Текст] / Н.Д. Буданов. - М.: Наука, 1964. - 360 с.
14. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1998. - 543 с.
15. Гафуров, Ф.Г. Почвы Свердловской области [Текст] / Ф.Г. Гафуров. - Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2008. - 396 с...