Развитие универсальных учебных действий школьников при организации проектной деятельности по технологии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1 Современные требования к уроку технологии 5
2.2 Задачи и структура урока технологии 7
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ 11
Проектная деятельность: понятие, сущность 11
Универсальные учебные действия: структура, процесс развития 17
Значение проектной деятельности в процессе развития универсальных учебных действий школьников 24
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 29
3.1 Содержание экспериментальной работы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1 Современные требования к уроку технологии 5
2.2 Задачи и структура урока технологии 7
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ 11
Проектная деятельность: понятие, сущность 11
Универсальные учебные действия: структура, процесс развития 17
Значение проектной деятельности в процессе развития универсальных учебных действий школьников 24
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ 29
3.1 Содержание экспериментальной работы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Трудовому воспитанию на сегодняшнем этапе развития общества придается большое значение. Систематические и правильно организованные занятия по технологии способствуют тому, что обучающиеся получают полезные навыки, которые могут быть использованы в повседневном труде.
Развитие универсальных учебных действий определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из главных задач образования. Новые дополнительные запросы устанавливают следующие цели образования: личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, результат важной педагогической задачи «научить усваивать».
Соответственно, огромный потенциал должны нести, в этом смысле, именно уроки технологии. Они должны способствовать выполнению социального заказа на формирование человека трудолюбивого, ответственного, социально активного.
Эффективному развитию универсальных учебных действий школьников способствует их участие в проектной деятельности. Такая форма позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, способствует развитию конкурентоспособной личности, обладающей поисковым мышлением, способностями к креативному труду, дает возможность школьникам реализовать себя.
Объект исследования - процесс обучения технологии в средней школе.
Предмет исследования - развитие универсальных учебных действий школьников при организации проектной деятельности по технологии.
Цель исследования - исследовать и доказать продуктивность условий развития универсальных учебных действий школьников в процессе организации проектной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие универсальных учебных действий школьников в процессе обучения технологии будет результативным, если обучающиеся будут включены в специально организованную проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого - педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Изучение особенностей урока технологии в образовательной организации и его возможностей для организации проектной деятельности школьников;
3. Анализ структуры универсальных учебных действий;
4. Обоснование необходимости развития универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения технологии;
5. Разработка методики развития универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения технологии;
6. Проведение опытно - поисковой работы.
Методы исследования: анализ литературы, изучение документации, наблюдение за деятельностью школьников, изучение педагогического опыта.
Теоретическая база: монографии отечественных авторов, учебные пособия, материалы периодических изданий, материалы, опубликованные в сети Интернет.
Развитие универсальных учебных действий определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из главных задач образования. Новые дополнительные запросы устанавливают следующие цели образования: личностное, общекультурное и познавательное развитие учащихся, результат важной педагогической задачи «научить усваивать».
Соответственно, огромный потенциал должны нести, в этом смысле, именно уроки технологии. Они должны способствовать выполнению социального заказа на формирование человека трудолюбивого, ответственного, социально активного.
Эффективному развитию универсальных учебных действий школьников способствует их участие в проектной деятельности. Такая форма позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, способствует развитию конкурентоспособной личности, обладающей поисковым мышлением, способностями к креативному труду, дает возможность школьникам реализовать себя.
Объект исследования - процесс обучения технологии в средней школе.
Предмет исследования - развитие универсальных учебных действий школьников при организации проектной деятельности по технологии.
Цель исследования - исследовать и доказать продуктивность условий развития универсальных учебных действий школьников в процессе организации проектной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие универсальных учебных действий школьников в процессе обучения технологии будет результативным, если обучающиеся будут включены в специально организованную проектную деятельность.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого - педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Изучение особенностей урока технологии в образовательной организации и его возможностей для организации проектной деятельности школьников;
3. Анализ структуры универсальных учебных действий;
4. Обоснование необходимости развития универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения технологии;
5. Разработка методики развития универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения технологии;
6. Проведение опытно - поисковой работы.
Методы исследования: анализ литературы, изучение документации, наблюдение за деятельностью школьников, изучение педагогического опыта.
Теоретическая база: монографии отечественных авторов, учебные пособия, материалы периодических изданий, материалы, опубликованные в сети Интернет.
Трудовая деятельность - это давний спутник человека, который сопровождал его на протяжении всей истории человечества и является в настоящее время культурным феноменом, важной частью жизни людей, и общества в целом. Именно поэтому большое значение придается трудовому воспитанию личности.
Урокам технологии, которые закладывают основы трудового воспитания, на современном этапе развития общества отводится особая роль. Систематически и правильно организованные уроки технологии способствуют формированию трудовых навыков, определенных компетентностей и т.д.
Трудовое воспитание детей, подростков и молодежи, которое осуществляется в образовательных организациях, ориентировано на разные формы деятельности, но главной формой при этом остается урок.
Все остальные формы направлены, в том числе, на то, чтобы формировалась высокая мотивация к уроку технологии.
Заключительный этап позволил оценить уровень развития универсальных учебных действий после проведения проекта. Результаты определили успешность организованной нами проектной деятельности обучающихся.
Результаты практического исследования позволяют говорить том, проектная деятельность, как средство развития универсальных учебных действий, эффективна.
В сфере личностных универсальных учебных действий школьников происходит:
• развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
• формирование самооценки;
• развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьников происходит:
• умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;
• составление плана работы и следование ему по достижению цели;
• сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
• понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
• оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.
В сфере познавательных универсальных учебных действий происходит:
• умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
• умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
• сравнивать, обобщать, делать выводы.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий происходит:
• умение работать в группе;
• умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
• умение участвовать в коллективном обсуждении;
• умение задавать вопросы;
• умение выражать мысли.
Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребёнку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, цель достигнута. Результаты опытно - поисковой работы подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы: развитие универсальных учебных действий школьников в процессе обучения технологии будет результативным, если обучающихся будут включены в специально организованную проектную деятельность.
Урокам технологии, которые закладывают основы трудового воспитания, на современном этапе развития общества отводится особая роль. Систематически и правильно организованные уроки технологии способствуют формированию трудовых навыков, определенных компетентностей и т.д.
Трудовое воспитание детей, подростков и молодежи, которое осуществляется в образовательных организациях, ориентировано на разные формы деятельности, но главной формой при этом остается урок.
Все остальные формы направлены, в том числе, на то, чтобы формировалась высокая мотивация к уроку технологии.
Заключительный этап позволил оценить уровень развития универсальных учебных действий после проведения проекта. Результаты определили успешность организованной нами проектной деятельности обучающихся.
Результаты практического исследования позволяют говорить том, проектная деятельность, как средство развития универсальных учебных действий, эффективна.
В сфере личностных универсальных учебных действий школьников происходит:
• развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
• формирование самооценки;
• развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьников происходит:
• умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи;
• составление плана работы и следование ему по достижению цели;
• сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
• понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
• оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.
В сфере познавательных универсальных учебных действий происходит:
• умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
• умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
• сравнивать, обобщать, делать выводы.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий происходит:
• умение работать в группе;
• умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
• умение участвовать в коллективном обсуждении;
• умение задавать вопросы;
• умение выражать мысли.
Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребёнку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, решены, цель достигнута. Результаты опытно - поисковой работы подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы: развитие универсальных учебных действий школьников в процессе обучения технологии будет результативным, если обучающихся будут включены в специально организованную проектную деятельность.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТЕХНИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Образовательный блог как инструмент развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование и реализация образовательной программы по развитию универсальных учебных действий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование и реализация образовательной программы по развитию универсальных учебных действий.
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие универсальных учебных действий на уроках окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020





